НОД в старшей группе на тему: «На полянке страха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Пархоменко Ирина Анатольевна

Страх играет весьма важную роль в эволюции человеческого рода. Он помогает нам предотвратить опасные и импульсивные действия. Однако при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека, нарушая его психическое, а иногда и физическое здоровье. Ученые отмечают, что каждому возрасту свойственны свои страхи. Наиболее подвержены страхам дети дошкольного возраста. В возрасте от 3 до 4, а иногда и до 5 лет у детей возникает страх темноты, одиночества, сказочных персонажей. Эти страхи могут усиливаться в возрасте 5-6 лет, поэтому необходимо вести психопрофилактическую и псикоррекционную работу с дошкольниками. С этой целью было разработано игровое занятие по профилактике и коррекции страхов у детей сказочных персонажей.

Цели и задачи:

·         Познакомить детей с эмоцией «страх»

·         Обучение распознанию и выражению страха.

·         Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности.

·         Развивать умения справляться с чувством страха.

·         Профилактика и коррекция страхов у детей сказочных персонажей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_korrektsionnogo_zanyatiya_na_polyanke_straha.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №2 «Развитие»

Игровое коррекционное занятие в старшей группе

 «На полянке страха»

Разработчик проекта – Пархоменко Ирина Анатольевна, педагог-психолог, высшая категория.

Г .Верхний Уфалей, Челябинской области, 2014г.

Конспект игрового психопрофилактического занятия в старшей группе на тему: «На полянке страха»

Страх играет весьма важную роль в эволюции человеческого рода. Он помогает нам предотвратить опасные и импульсивные действия. Однако при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них меняется поведение человека, нарушая его психическое, а иногда и физическое здоровье. Ученые отмечают, что каждому возрасту свойственны свои страхи. Наиболее подвержены страхам дети дошкольного возраста. В возрасте от 3 до 4, а иногда и до 5 лет у детей возникает страх темноты, одиночества, сказочных персонажей. Эти страхи могут усиливаться в возрасте 5-6 лет, поэтому необходимо вести психопрофилактическую и псикоррекционную работу с дошкольниками. С этой целью было разработано игровое занятие по профилактике и коррекции страхов у детей сказочных персонажей.

Цели и задачи: 

  • Познакомить детей с эмоцией «страх»
  • Обучение распознанию и выражению страха.
  • Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности.
  • Развивать умения справляться с чувством страха.
  • Профилактика и коррекция страхов у детей сказочных персонажей.

Оборудование: обруч, мяч, ширма, белая ткань, фломастеры, тюль, подушки, скакалка, скамейка, мешок для музыкальных инструментов, музыкальные инструментами на каждого ребенка, пластилин на каждого ребенка, мусорное ведро, картинка «Хоть я трусом не зовусь, но чудовища боюсь…» из комплекта наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы «Чувства. Эмоции». – Х.: «Ранок», 20 0. – 20 листов.

Ход игрового коррекционного занятия:

1. Вводная часть.

Игра «Давайте поздороваемся». 

Ведущий и дети сидят вокруг обруча на ковре и здороваются друг с другом необычным способом. Психолог: «Каждый может поздороваться, так как захочет. Я хочу поздороваться с… (имя ребенка, сидящего рядом с ведущим в кругу) ладонями». Затем ведущий обращается к ребенку, сидящему далее по кругу: «А как ты хочешь поздороваться с (имя ребенка, сидящего далее)?» В игре можно здороваться коленками, ладошками, спинками и т.д.

Игра «О хорошем расскажи»

Ведущий и дети сидят в кругу и по очереди рассказывают об одном хорошем событии, случившемся с ними за прошедшую неделю (можно при этом передавать или катать мяч, тогда говорит тот, кто держит мяч).

2. Основная часть:

Беседа по картинке на тему: «Хоть я трусом не зовусь, но чудовища боюсь…»

Вопросы для детей:

Чего испугался мальчик? Может быть, ему показалось? И никого и ничего страшного нет в его комнате? Только любимая кошечка, свернувшись клубочком, стережёт его сон. Что нужно сделать мальчику?

Игра «Конкурс «боюсек»» 

Психолог рассказывает о том, кого и чего он боится, и почему; затем передает мяч по кругу, и все дети признаются в своих страхах.

Этюд на выражения страха «Один дома».

Психолог: «Когда человек боится, что он делает? Покажите, как выглядит лицо человека, который испугался. Как вы боитесь? Покажите».

Этюд «Один дома». Мальчик боится быть один. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?

Игра «На кого похож «Страх»»

Ведущий спрашивает детей, как выглядит «Страх» и на кого он похож (в основном дети отвечают, что «Страх» похож на чудовище, Бабу Ягу, Кощея бессмертного, привидений и т.д.). Затем психолог предлагает поиграть со «Страхом-чудовищем». Он берет белую ткань и вместе с детьми рисуют лицо «Страха-чудовища». На остальном пространстве ткани дети рисуют свои «боюськи» Затем ведущий накидывает на себя ткань с лицом «Страха-чудовища» и встает за ширмой. Когда звучит приятная музыка, дети встают со стульев и выходят погулять – свободно перемещаются по кабинету. Как только музыка прекращается – наступает ночь «Страх-чудовище» выходит из-за ширмы и ловит детей. Пойманный ребенок становиться «Страхом-чудовищем».

Отправляемся на «Лужайку страха»

Психолог: «Ребята, давайте мы попробуем справиться со своим страхом, но для этого мы должны с вами отправиться на «Лужайку страха» и отдать «Страху-чудовищу» наши «боюськи». Перед тем, как мы начнем свой путь, нам надо набраться смелости».

Психолог проводит дыхательную гимнастику «Вдыхаю смелость, выдыхаю страх». Дети повторяют за психологом: «Вдыхаю смелость» - и делают глубокий вдох. Психолог говорит: «Выдыхаем страх» - дети сильно выдыхают. Повторить три раза.

Психолог подводит детей к заранее подготовленной трассе, по которой дети начнут свой путь: «болотные кочки» - подушки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга; узкая тропинка – скакалка, вытянутая на ковре; туннель – пространство под сиденьями составленных в ряд стульев или под столом, накрытым тканью (тюль); мост – скамейка.

На «Лужайке страха» детей встречает «Страх-чудовище» со словами: «Кто посмел нарушить мой покой?!» Подходит к детям и говорит: «А! Это вы! Ну, держитесь, сейчас я буду вас пугать, и превращать в каких-нибудь таракашек!» Начинает колдовать. Сейчас вы у меня испугаетесь».

Психолог подходит к «Страху-чудовищу» и говорит: «Чего раскричался! Мы ведь тоже знаем заклинание, и напугать сами тебя сможем»

«Страх-чудовище»: «Ничего у вас не выйдет!»

(продолжает читать заклинание).

Игра «Напугаем страх».

Тогда психолог сообщает детям, что страхи («Страхи-чудовища») очень бояться шума. И предлагает детям найти на полянке страха мешок с музыкальными инструментами. Каждый ребенок получает «шумелку» - игрушечный музыкальный инструмент (бубен, трещотку, барабан, свисток и т.д.). По команде ведущего дети совершают ритуал изгнания страха. Они двигаются по кругу и произносят слова «Раз, два, три – страх уходи!» (2 раза). Затем останавливаются и громко говорят «Мы все вместе пошумим и тебя победим!» После этих слов дети шумят игрушечными инструментами, пока ведущий их не остановит. Затем ритуал повторяется вновь. При этом участники двигаются в другую сторону.

«Страх-чудовище» сразу пугается, и просит прекратить детей пугать его. Затем «Страх» рассказывает стихотворение «Крот и Страх» Натальи Волковой.

Из норки ночью вышел Крот-

Пройтись в лесу впотьмах,

А под кустом сидит и ждет

Большой лохматый Страх.

Он днём в дубовом спит дупле,

А ночью впопыхах

И под землёй, и на земле

На всех наводит страх.

Его боится весь народ,

И все несутся прочь.

И только храбрый добрый Крот

Решил ему помочь.

От Страха Крот не убежал,

В глаза ему взглянул,

А Страх скукожился и стал

И робок, и сутул.

У Страха велики глаза,

Но в них таится грусть.

Он помолчал и вдруг сказал:

«Я сам всего боюсь».

«Страх-чудовище» говорит детям, что он не хочет больше никого пугать, но не знает, что для этого нужно сделать. А психолог и дети обещают помочь ему.

Игра «Страх в салоне красоты»

Ведущий заявляет, что Страху надоел всех пугать. Стал он грустить от, того, что у него нет настоящих друзей. Решил Страх пойти в салон красоты, чтобы там ему помогли и сделали его красивым. Дети помогают Страху стать красивым (причесывают его, наряжают и т.д.)

Страх благодарит детей и обещает, что больше никогда не будет пугать маленьких ребят и предлагает детям отдать ему свои «боюськи».

Работа с пластилином.

Дети берут кусочек пластилина и лепят свой страх (боюськи).

Страх: «Слепите шарик из пластилина, подержите его в ладонях. Он поможет справиться вам со страхом. Он соберет весь страх, который вы не можете победить. Расплющите шарик со страхом в лепешку и выбросите его в мусорное ведро». (Страх показывает как).

Релаксационное упражнение «Дождь»

Психолог говорит ребятам, что они смогли победить Страх, и что пора возвращаться домой.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«На полянке светит солнышко, и все цветочки потянули к нему свои листочки. Тянутся высоко-высоко, чтобы каждый листочек согрелся. Но подул сильный ветер и стал раскачивать цветочки в разные стороны. Но крепко держатся корнями цветочки, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и цветочки почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями касаются спины рядом стоящего товарища). Цветочки стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими листочками. Но вот появилось солнышко. Цветочки почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Рефлексия

Вопросы детям:

Ребята, где мы сегодня с вами побывали и с кем повстречались?

Что вы чувствовали, когда проходили трудный путь?

Что вы ожидали от встречи со «Страхом»?

Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие?

Какими вы стали и чему научились сегодня?

3. «Весёлое прощание!»

Дети встают в круг и по команде ведущего подпрыгивают вверх, одновременно поднимая вверх руки, и громко и весело кричат «Хэй».

Прогнозируемый результат. После проведения игрового занятия у детей обесценивается или снижается уровень страха перед сказочными героями, развиваются умения справляться со своими страхами самостоятельно, развиваются умения настроить себя на положительный результат.

Список литературы

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - СПб.: Речь, 2008. –283 с.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся, играем»).

3. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 139 с.

4. Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 128 с.

5. Чувства. Эмоции: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: «Ранок», 20 0. – 20 листов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшей группы на тему: "Лесная полянка".

Итоговое занятие  построено с учётом имеющихся у детей знаний. Интеграция образовательных областей позволяет разнообразить  формы взаимодействия с детьми.  Воспитатель предлагает детям ...

Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по теме " Весенняя полянка"

Конспект открытого логопедического занятия по теме: " Весенняя полянка"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "На лесной полянке"

Задачи:Воспитывающие:                Продолжать воспитывать доброжелательные отношения в группе...

Интегрированное занятие в старшей группе по теме: «Украсим полянку одуванчиками»

Программное содержание:Формировать положительное отношение к собственному имени.Закреплять знания детей о весенних приметах, о первых весенних цветах; закрепить или уточнить общее название – «Первоцве...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме: «На весенней полянке»

Данная деятельность позволит закрепить и уточнить знания детей о сезонных изменениях природы; о птицах; о растениях; расширить и углубить представления детей о птицах, их роли в жизни леса; закрепить ...

Конспект НОД для детей старшей группы на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы по ФГОС на тему "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...

Нетрадиционные способы аппликации-айрис фолдинг. Конспект занятия с детьми старшей группы на тему "Грибная полянка"

Конспект занятия с детьми старшей группы.Нетрадиционные способы аппликации как средство художественно-эстетического развития детей....