Конспект занятия беседы на тему «Умеет ли разговаривать природа?» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Андреева Людмила Александровна

 

Цель: научить детей понимать язык природы, ценить ее и сопереживать ей

 

Задачи:

-   познакомить с правилами поведения, общения с природой;

развивать воображение, пантомимические навыки;

вызвать у детей положительный эмоциональный настрой;

формировать эстетическое восприятие природы и воспитывать бережное отношение к ней;

поощрять творческую инициативу, умение импровизировать.

 

Материал и оборудование: иллюстрация к стихотворению «Разговор Старой ивы с Дождем»;  Антонио Вивальди «Осень»; запись голосов птиц;   конверт с письмом от Старичка – Лесовика. Бумажные цветы с правилами поведения в лесу.

Детали дома (квадраты-8шт., прямоугольники-8шт., треугольники-2шт.) Фигуры лесных жителей: медведь, лиса, волк, муравей, заяц, сова, дятел, белка, лягушка, птица, бабочка.

 

Ход занятия:

 

Речевая разминка

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем в лес гулять, на лужайке поиграть, становитесь длинной змейкой, пойдем по узенькой тропинке, чтобы травку не помять, цветочка не сломать, ящерку не спугнуть…

 

Дети вместе с воспитателем под музыку змейкой идут по воображаемой  тропинке.

 

Воспитатель: 

По извилистой тропинке мы пришли в осенний лес.

Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес!

Здравствуй, осень! Здравствуй, лес!

Мы попали в край чудес! (С. Погорельский)

 

Воспитатель предлагает детям повторить реплику:

Здравствуй, осень! Здравствуй, лес!

 

Воспитатель предлагает закрыть глаза, мысленно перенестись в лес, представить кустарники, деревья, травы, цветы и т.д.; пообщаться с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо ветерку, прислушаться к лесным звукам. Дети делятся впечатлениями от «разговора с лесом».

Педагог предлагает представить, как разговаривают листья на деревьях (тихо шелестят, когда ветерок маленький; громко шумят, когда сильный; едва трепещут, если безветренно).

Затем проводится игра-имитация. Один ребенок исполняет роль ветра, остальные дети - деревья с листочками, которые колышутся в зависимости от того, насколько сильно дует ветер (ш-ш-ш).

По окончании игры, воспитатель поощряет детей за интересные варианты, выразительность в передаче образа. Звучит музыка.

 

2. Речевая ситуация

 

Беседа «Умеет ли разговаривать природа?»

Чтение стихотворения

 

Разговор Старой ивы с Дождем

 

- Восемь - у дороги, 

Девять - на лугу... 

- Что ты, Дождь, считаешь? 

Может, помогу? 

- Две - под старой елью, 

Возле стога -шесть... 

- Что ты , Дождь, считаешь, 

Да не можешь счесть? 

- Тороплюсь ромашки 

Все пересчитать, 

Десять - на опушке, 

Под осиной - пять... 

Ну как просчитаюсь, 

Долго ль до беды! 

Вдруг на всех не хватит 

У меня воды!

(И. Токмакова)

 

Воспитатель: Поэт своим волшебным словом «оживил» иву и дождик.

Посмотрите на иллюстрацию к нему. Прислушайся к их разговору. А что еще можно услышать в лесу? А кого можно увидеть в лесу?

 

2. Беседа о правилах общения с природой 

 

Воспитатель: - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.

 

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их»

 

Вы хотите отправиться в лес и познакомиться с его друзьми? 

 

Дети: Да!

(Звучит запись голосов птиц)

 

 - Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:

 

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

 

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.

 

(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила)

 

- Берегите муравейники. Не разоряйте их.

 

- Не подходите близко к гнёздам птиц. Не разоряйте птичьи гнезда!

 

- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!

 

- Не рви цветы!

 

- Не лови бабочек и других насекомых!

 

- Не разжигай костёр!

 

- Не лови и не уноси домой диких животных!

 

Воспитатель: - Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?

 

(исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы…………………..)

 

Обобщение воспитателя: «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..

 

- Вам понравились волшебные цветы? (да)

 

Давайте поиграем с ними в игру «Кто живёт в лесу?»

 

- Вы по-очереди будете называть лесных жителей , и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.

 

(Дети выкладывают за воспитателем тропинку).

 

- Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.

 

- Мы пришли в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено? (лес)

 

- Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?»

 

- Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)

 

- Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)

 

Обобщение воспитателя: Сосна самое высокое дерево в лесу.

 

- Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)

 

Обобщение воспитателя: Есть в лесу и невысокие деревья.

 

- Какие деревья вы знаете? (липа, клён, рябина, черёмуха…..)

 

Обобщение воспитателя: Между деревьями растут кустарники.

 

- Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина…)

 

Обобщение воспитателя: Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.

 

- А в лесу растут ягоды? (да) Какие лесные ягоды вы знаете? (черника, земляника, брусника)

 

Обобщение воспитателя: В лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.

 

- Что растёт под кустарничками? (мох, трава, грибы)

 

Обобщение воспитателя: Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.

 

Воспитатель: Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.

 

(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)

 

- Посмотрите, ребята, что это? (детали от дома, звери)

 

Воспитатель: Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.

 

(Дети вместе с воспитателем выкладывают дом из деталей и считают этажи.)

 

Обобщение воспитателя: Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…..»

 

- Какой лесной житель самый сильный? (медведь)

 

- Какой самый хищный? (волк)

 

- Какой самый хитрый? (лиса)

 

- Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)

 

- Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему? (первый)(не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)

 

(Воспитатель показывает другие фигурки.) Дети выбирают «жителей» первого этажа.

 

- Какие животные, птицы занимают второй этаж леса? (рысь, филин, дятел, сова)

 

Обобщение воспитателя: Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.

 

А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.

 

- Кто ещё живёт на верхних этажах? (птицы, бабочки, комары)

 

Обобщение воспитателя: Ребята, посмотрите , у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.

 

Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.(он нужен лягушкам, птицам)

 

- А что будет если исчезнут все комары? ( многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)

 

- А как вы думаете , человек может прожить без леса? (нет)

 

- Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)

 

Обобщение воспитателя: Лес - наше богатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.

 

Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу , расселили лесных жителей по этажам, вспомнили пословицы, отвечали на вопросы.

 

Старичок – лесовичок всегда угощает своих гостей. Давайте поищем и мы угощения (дети ищут угощения и находят корзину с подарками). Подарки по усмотрению воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon umeet_li_razgovarivat_priroda.pages_.zip310.1 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой беседы "Как все живое приготовилось зиму зимовать" в подготовительной группе

В ходе беседы дети устанавливают простейшие связи между сезонными изменениями в природе с приходом зимы....

Конспект итоговой беседы «Как все живое приготовилось зиму зимовать» в подготовительной группе.

Способствовать развитию познавательной активности у детей, устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе....

Конспект занятия Беседа на тему: «Огни таёжной магистрали» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Цель: Формировать представление детей старшего дошкольного возраста с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в жизни нашего города Советский. Познакомить  детей с системой железнодорожного...

Конспект занятия по обучению детей 6-7 лет квиллингу (логопедическая подготовительная группа) Тема занятия: «Цветы»

Всем известно, какую большую роль играет развитие мелкой моторики. Техника "Квиллинг" поможет сделать пальчики детей ловкими....

Конспект занятия-беседы «Знакомство с творчеством П. И. Чайковского» в подготовительной группе

Цель: Продолжение знакомства с творчеством русского композитора П.И. Чайковского – «Времена года» - «Март – песня жаворонка».Задачи:1. Развитие навыка слушания музы...

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

Конспект НОД "Беседа по картине И.И. Левитана "Март" в подготовительной группе

Задачи:Формирование целостной картины мира.Развивать умение узнавать и называть время года.Учить детей называть основные признаки весны.Учить детей называть весенние месяцы.Учить детей читать картину,...