Конспект ОИС по экспериментальной деятельности «Путешествие капельки».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект образовательно-игровой ситуации "Путешествие капельки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pputeshestvie_kapelki.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №7

Конспект занятия в подготовительной группе

«Путешествие капельки».

Подготовила воспитатель:

Дорофеева Т.П.

г. Курганинск

Тема: «Путешествие капельки».

Задачи: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью. Объяснить, как образуется дождь, снег, пар. Закрепить навык работы с разными видами бумаги умение складывать лист в разных направлениях; научить детей показывать явления природы ее «настроение» с помощью музыки и пластичных движений.

Оборудование и материалы: глобус, стаканы с пресной воды, тарелки, чайные ложки, губки, зеркало, белая и цветная бумага, ножницы, слайды времен года.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке, чтение книги В. Авенариус «Капелька», беседа «Для чего нужна вода?»

Ход ОИС:

Вступительная беседа о ходе занятия.

Предлагаю детям рассмотреть глобус: объясняю, что это модель нашей Земли, нашего общего дома.

Вопросы к детям:

Какую форму имеет глобус?

Что обозначено на глобусе желтым цветом? (суша)

Голубым цветом? (океаны и моря). Маленькие овалы - это озера, а тонкие сини линии – реки.

Предлагаю детям рассмотреть, стаканчики с водой. Вопросы к детям: Что можно сказать о воде? Какая она? (прозрачная)

ОПЫТ 1:  «Вода  - прозрачная».

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки В каком из стаканчиков они видны, а в каком- нет? Почему? Перед  нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком - нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Предлагаю детям попробовать воду выяснить, есть ли у нее вкус.

ОПЫТ 2: «У воды нет вкуса».

Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Если дети не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода, - хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных  солей. Ее человек пить не сможет.

ОПЫТ 3: «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще раз и еще, пока не убедятся, запаха нет.

Предлагаю детям налить небольшое количество воды на поднос. Вода состоит из маленьких капелек. Эти капельки – известные путешественницы. Вместе с одной из них мы отправимся в путешествие по временам года. (Показываю детям изображение веселой бумажной капельки)

Первая остановка путешествия. Дети смотрят первый слайд с изображением осенней природы.

Вопросы детям: Какое время года изображено?  Почему?

Загадывание загадки: «Крупно, дробно зачастило».

И всю землю напоило (дождь).

Так, где же можно встретиться с капелькой воды осенью?

А каким бывает осенний дождь? (серый, печальный, холодный, грустный).

А где еще мы можем обнаружить капельку воды?  (В озере, в реке, которые к этому времени еще не замерзли).

Вторая остановка:

Дети рассматривают слайд зимнего пейзажа.

Вопросы к детям:

Какое  время года?

Почему дети так думают?

Где можно увидеть капельку зимой?

Какой она  становится об этом вам помогут узнать загадки.

« Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве

Все сквозные вырезные,

А возьмешь – вода в руке?»

Дети, что же происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку?

 (тает, превращается в воду, так как ладошка теплая).

Следующая загадка:

«Прозрачен, как стекло,

Но не вставишь в окно?

(лед).

ОПЫТ 4:

«Лед – это твердая вода».

Предложить детям во время прогулки выбрать сосульку принести  в группу и положить на тарелочку. Обратить внимание на то, как постепенно уменьшается сосулька. Что с ней происходит?

Вывод: сосулька, снег – это тоже вода.

Третья остановка:

Дети рассматривают изображение весенней природы.

Вопросы к детям:

Какое время года изображено?

Почему вы так решили?

Загадывание загадки:

«С крыши белый гвоздь торчит,

Солнце взойдет

И гвоздь упадет?»

Сосулька – это твердая вода.

Четвертая остановка:

Дети рассматривают изображение летнего пейзажа.

Вопросы к детям:

Какое время года изображено?

Где мы встречаемся с водой летом?

(Капелька попадает в море, реку, идет дождь, появляется роса).

Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по - разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы,  то в большую градину, или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы узнаем капельку дождя.

А как получается дождь? Мы уже знаем, что на нашей планете много воды – моря, океаны, реки, ручьи, озера. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется – становится и невидимым паром.

ОПЫТ 5 : «Пар – это тоже вода».

Для того чтобы  показать еще одно состояние воды, возьмите электрочайник. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать , что пар – это вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям. Обратите внимания детей на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.

Этот теплый пар вместе с теплым воздухом поднимается над землей все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются  в большое облако, ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над землей, случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжелой. Вот тогда – то на земле начинается воздух, и бежим за зонтами. Из мелких капелек получается «моросящий» дождик. Чаще всего он бывает осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают  весной или летом. А как образуются снежные тучи? Так же, как и дождевые, только высоко в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Они  соединяются в красивые шестиугольные звездочки – снежинки. Миллионы снежинок собираются в снеговую тучу. Ветер уносит ее далеко от того места, где испарилась вода из океана и где воздухе родились снежные звездочки. Снежинки – это звездочки медленно опускаются на землю: идет снегопад.

ОПЫТ 6:

Предлагаю детям «создать» дождь. На столах у детей стоят тарелочки с фигурными с голубыми и белыми, чуть влажными губками.

Вопрос к детям: На что похожи эти губки?

Предлагаю представить, что губка – это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь (Капелек воды пока еще мало). Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети проводят опыт)

Теперь из губки - облако идет дождь. Какой он? Тихий,  моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Какой дождь идет теперь? Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным, слабым, тихим или шумным.

Физминутка:

Посмотрите на свои руки, они умеют многое даже рассказать сказку без слов.

1. Выглянуло солнце (поднять руки вверх и посмотреть на них)

2. Следом за ним появилась тучка (нарисовать ее круговыми движениями рук снизу вверх).

3. Из тучки закапали капельки (изобразить их поочередно каждой рукой).

4. Капелек было так много, что на земле образовались лужи (сделать полукруг с начало левой, потом правой рукой).

5. Пошли капельки на землю и на ней начали расти цветы ( проводя рукой снизу вверх, показать, как вырастает один цветок, потом другой).

6. Смотрят наши цветы на солнце.

7. Прилетели к цветкам бабочки (положить скрещенные кисти рук друг на друга и легко махать ладошками, как крыльями).

8.  Из – за тучки выглянуло солнышко.

9. Солнышко осветило всю землю (дети рисуют поочередно круги).

Предлагаю детям с помощью с помощью бумаги изобразить состояния капельки в разное время года. Еще раз вспоминаем, где и в каком виде можно встретить воду летом, весной, осенью, зимой. В работе используется бумага разных оттенков: синего, серого цветов и белая.

Летом вода  может быть в виде капельки дождя. Какое настроение у летней капельки? (веселое настроение, поэтому полоска бумаги голубого цвета).

Меняется  ли настроение капельки осенью? ( она становится грустной и хмурой). Значит ее можно сделать темно – синей или фиолетовой).

Зимой капелька превращается в снежинку. Из чего можно сделать снежинку? (салфетки)

Весной, когда пригрело солнце, на карнизах появляются сосульки. Их несложно сделать: сложить салфетку гармошкой.

Детям предлагается сделать по 2 – 3 капельки летнего и осеннего дождя, снежинку и сосульку.

По завершение работы прошу детей отложить свои поделки в сторону и обратить внимание на лежащий на столе лист бумаги. Вертикальная и горизонтальная линии делят пополам

Вопрос к детям: На сколько частей поделен лист? Каждый квадрат имеет свой цвет или свое время  года. Зеленый – весна, лето –красный цвет, осень – желтый, зима – синий.

Дети прикрепляют свои капельки, сосульки, снежинки – в цветные квадраты так, чтобы состояние капельки воды соответствовало времени года. Все работы вывешиваются и сравниваются.

Итог оис.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»

Цели- Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.- Воспитывать бережное отношение к воде.МатериалИгровой персонаж...

Конспект по экспериментальной деятельности "Путешествие капельки.\'

закрепление знаний детей о различных состояниях воды,развитие познавательной активности,бережного отношения к воде,развитие интереса к экспериментальной деятельности....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие Капельки» в старшей группе

Цель занятия: обобщить и уточнить  знания детей на данном этапе.Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» младшая группа

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей....

Конспект открытой организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»

Программное содержание:Знакомить детей со свойствами воды.Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать речь, мышление и любознательность детей.Развивать умение давать полные ответы на вопросы...

Конспект по экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»

Цель: Вызвать интерес к данному объекту.Задачи:1. Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью. Объяснить, как образуется дождь.2. Развивать способность де...

Конспект по экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» (старший дошкольный возраст)

Программное содержание:Вызвать интерес к данному объектуЗакрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью. Объяснить, как образуется дождь.Развивать способность...