Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие Капельки» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Маркова Надежда Григорьевна

Цель занятия: обобщить и уточнить  знания детей на данном этапе.

Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное, речевое. 

Тип ОД: проверка усвоения  знаний.

Интегрируемые образовательные области: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Формы  и методы организации совместной деятельности: упражнение, беседа, вопросы и ответы, наблюдение, экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребенка.

Материалы и оборудование: столы, тазики с водой, разноцветные губки, одноразовые стаканы, сок, чайные ложки, красители (красный, желтый, синий, красный цвет).

Группа: старшая.

Количество участников: вся группа.

Время реализации: 25 минут.

Место реализации: групповая комната.

Цель занятия: Закрепить знания детей о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о свойствах воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить детей играть с водой, добывать  знания о предмете и исследовать его  путём  опытной деятельности.

Развивающие: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы на основе практического опыта, расширять активный словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности, к познанию окружающего мира и экспериментированию. 

Предварительная работа: подготовка оборудования, материала; работа с детьми: заучивание стихотворений, пословиц о весне; чтение рассказов и сказок о весне; беседа с детьми о воде, ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций на тему вода; чтение художественной литературы 3.Александрова «Капель», К.Чуковский «Мойдодыр», С.Маршак «Дождь», А.Барто «Девочка чумазая»; проведение дидактических упражнений «Помоем ручки», «Умоем куклу», игр «Напоим кукол» «Чистые ручки», «Помощники», опытов «Плавают кораблики», «Поймай ручки», «Теплая, холодная» и т.п.

Предполагаемый результат: использование усвоенных способов экспериментальных действий  в различных видах деятельности, повышение уровня познавательных способностей детей, формирование уверенности в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markova_n.g_vesna.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

«Путешествие Капельки»

в старшей группе

Цель занятия: обобщить и уточнить  знания детей на данном этапе.

Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное, речевое. 

Тип ОД: проверка усвоения  знаний.

Интегрируемые образовательные области: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Формы  и методы организации совместной деятельности: упражнение, беседа, вопросы и ответы, наблюдение, экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребенка.

Материалы и оборудование: столы, тазики с водой, разноцветные губки, одноразовые стаканы, сок, чайные ложки, красители (красный, желтый, синий, красный цвет).

Группа: старшая.

Количество участников: вся группа.

Время реализации: 25 минут.

Место реализации: групповая комната.

Цель занятия: Закрепить знания детей о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о свойствах воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить детей играть с водой, добывать  знания о предмете и исследовать его  путём  опытной деятельности.

Развивающие: развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы на основе практического опыта, расширять активный словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности, к познанию окружающего мира и экспериментированию. 

Предварительная работа: подготовка оборудования, материала; работа с детьми: заучивание стихотворений, пословиц о весне; чтение рассказов и сказок о весне; беседа с детьми о воде, ее роли в жизни человека, рассматривание иллюстраций на тему вода; чтение художественной литературы 3.Александрова «Капель», К.Чуковский «Мойдодыр», С.Маршак «Дождь», А.Барто «Девочка чумазая»; проведение дидактических упражнений «Помоем ручки», «Умоем куклу», игр «Напоим кукол» «Чистые ручки», «Помощники», опытов «Плавают кораблики», «Поймай ручки», «Теплая, холодная» и т.п.

Предполагаемый результат: использование усвоенных способов экспериментальных действий  в различных видах деятельности, повышение уровня познавательных способностей детей, формирование уверенности в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Ход ООД:

Организационный момент (эмоциональный настрой).

Здравствуйте ребята! Скажите, сейчас какое время года? Правильно весна, но «Зима» не хочет уступать свое место. Мне очень печально, потому что солнце светит, но не греет, снег не тает, птицы не возвращаются из теплых стран. Я слышала, в народе говорят, если звать, кликать весну,  то зима скорее уйдет.

Ну, что ребята поможем весне?  Мы отправимся в путешествие с Капелькой. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами… 
Послушайте…что-то шумит. Так это наша подружка уже у нас в гостях (в умывальной включен кран, на нём знак капли). 

Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь Капельке? А как мы это сделаем? (ответы детей) 

Организационно – поисковый этап: 

Из чего состоит капелька и где она живет? (Состоит из воды и живет в воде). А где можно встретить воду? (разные ответы детей) 

Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям). Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды. 

В народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать  землю  и зима отступила.  А вы знаете, как его можно позвать?

Где ты, Солнышко? Проснись!

Где ты, Солнышко? Вернись!

                                              Освети нас, обогрей!

                                              Приходи же к нам скорей!

                                              Сыпать снег зима устала,

                                              Кап-кап-кап! Весна настала!

Ребята, а вот интересно, откуда берётся лужа? Кто знает? (ответы детей).

Правильно, когда тает снежок и когда идёт дождик. Молодцы!  А где у нас прячется дождик? (в тучках). Из тучки капает дождик и появляется много-много луж. Особенно много луж весной.

Давайте присядем и покажем Капельке, откуда берутся лужи, откуда идут дожди. Давайте в руки возьмём губки. Губки - это наши тучки. Смотрите, сначала тучки легкие, в них нет воды ни капельки. А в тазике у нас моря, океаны, озёра, речки, из которых тучка набирает воду. Опускаем нашу тучку в воду, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Какая стала тучка? Была легкая, а теперь какая? А теперь из тучки начинает капать дождик. Какие капельки бывают? (холодные и теплые, маленькие и большие).  Давайте положим наши губки и вытрем руки.

Сейчас с вами поиграем (проводится физминутка «Капля»).

Раз, два, три, четыре, пять

Любят капельки играть

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик

Раз - туда, два - сюда

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки к верху все подняли

Раз- два, раз- два

Заниматься нам пора.

Молодцы! Ребята, как вы думаете, что же может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать). А ещё, ребята, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.

Но прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь ими сейчас придётся поработать.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

Дети экспериментируют под руководством воспитателя.

ОПЫТ №1. «Вода жидкая, может течь». Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой – пустой. Предлагаю аккуратно перелить воду с одного стаканчика в другой. Почему вода льётся? Ответить, почему вода льётся? Она жидкая. Предположительные ответы детей: потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из крана. Поскольку  вода жидкая, может течь её называют жидкостью. 

Вывод: вода – это жидкость.

ОПЫТ №2. «У воды нет запаха»

Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры, а есть ли запах у воды?

- Чтобы ответить на этот вопрос, проведём второй опыт:

Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый)

- А как вы догадались? (пахнет апельсинами)

- А теперь возьмите стакан с водой.

- Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха)

- Так есть ли запах у воды? (Нет)

Вывод: У воды нет запаха!

ОПЫТ №3 «У воды нет вкуса»

- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)

- А конфета? (Сладкая)

- Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!

- Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок.

- Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина)

- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.

- Какая она на вкус? Может быть сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)

-так есть ли вкус у воды? (Нет)

Вывод: У воды нет вкуса!

ОПЫТ №4. «Вода прозрачная»

А какого цвета ваш сок? (Оранжевый)

- А можно сказать про воду какого она цвета? (Нет)

- А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)

Предлагаю поиграть в прятки. У вас есть чайные ложки. Спрячьте ложку в стакане с соком. Получилось спрятать? (Да)

- А другую ложку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!

Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная.

А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхивая воду, произношу волшебные слова. Что случилось с водой? (Ответы детей.)  Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.) Показываю этот фокус еще два раза. Вода во второй бутылке становится красной, в третьей – синей.

Интересно, ребята, но почему вода в бутылках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий? (Ответы детей.) А теперь я открою вам тайну.

Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее.

Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.

Вы ребята, молодцы, сегодня мы помогли Капельке. Вы много узнали о воде, о её свойствах. А что понравилось больше всего? Что нового узнали? Вам было интересно, весело или грустно? Наше занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-нравственному развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ С ДРУЗЬЯМИ». (старшая группа)

Навыки общения формируются у человека с ранних лет, поэтому необходимо обучить детей позитивным приемам общения со сверсниками....

Конспект занятия по самостоятельной речевой деятельности «Поучительные поступки» в старшей группе.

Конспект занятияпо самостоятельной речевой деятельности«Поучительные поступки» в старшей группе.    Воспитатель Т.Н. Юдина      Моск...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Путешествие капельки" в подготовительной группе

Совместная   образовательная деятельность  по экологическому воспитанию в подготовительной группе  с использованием информационно-коммуникативных технологий...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль» в старшей группе

Роль детского экспериментирования достаточно велика, т.к. детское эспериментирование способствует развитию мышления, наблюдательности, познанию свойств объектов. Во время проведения опыта, дошкольники...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №135 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развит...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие капельки".

Цель: продолжать знакомить детей со  свойствами воды; расширять представления о значении воды в жизни человека. Развивать способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения, строить логи...