Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие капельки".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Литвинова Марина Ивановна

Цель: продолжать знакомить детей со  свойствами воды; расширять представления о значении воды в жизни человека. Развивать способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения, строить логические цепочки. Воспитывать бережное отношение к  воде.

Материалы: альбомные листы с нарисованными на них восковыми мелками обитателями подводного мира, стаканчики с голубой водой, кисточки, стаканчики с водой, пустые стаканчики, пищевые красители, растительное масло, кусочек сахара, аудиозапись с журчанием воды, шумом моря, глобус, показ слайдов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

Тема: «Путешествие капельки».

Цель: продолжать знакомить детей со  свойствами воды; расширять представления о значении воды в жизни человека. Развивать способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения, строить логические цепочки. Воспитывать бережное отношение к  воде.

Материалы: альбомные листы с нарисованными на них восковыми мелками обитателями подводного мира, стаканчики с голубой водой, кисточки, стаканчики с водой, пустые стаканчики, пищевые красители, растительное масло, кусочек сахара, аудиозапись с журчанием воды, шумом моря, глобус, показ слайдов.

Ход занятия.

Вос-ль: Дорогие ребята ,я вам хочу загадать загадку.

Она и в озере, она и лужице, она и в чайнике у нас кипит,

Она и реченьке бежит ,шумит. Что это? (вода).

Вос-ль: Ребята посмотрите на глобус и скажите ,а много ли воды Земле?(ответы детей).Каким цветом на глобусе обозначается вода?.Чего на глобусе больше суши  или земли? (дети проходят и садятся на свои места).

Звучит аудиозапсиь звучания ручья. Слышится  тихий чей-то плач.

Вос-ль: Ой, Капитошка .Здравствуй! Как ты к нам попал?

Капитошка:Я со своими  братьями и сестрами жил в ручейке. Ручеек был веселым и дружелюбным. Озорной  ветерок подхватил нас и разбросал по берегу. Вот я и оказался у вас. Мне бы вернуться…

Вос-ль: А мы можем тебе помочь, а ребята? Мы  приглашаем тебя отправиться с нами в царство воды.

Капитошка: Спасибо ребята. Я с удовольствием пойду с вами. Может там, найду своих братьев и сестер.

Вос-ль: Капитошка, ты много путешествуешь по всему свету, много видишь и много интересного знаешь о воде. Чтобы помочь Капитошке вернуться домой давайте ,ребята, вспомним, где можно встретить воду?

Дети: Тучка,лужа,родник,ручей,речка,река,болото,пруд,озеро,море,залив,океан…

Вос-ль: А давайте посмотрим на экран телевизора и вспомним, как вода поступает в речку.(показываю слайды круговорота воды в природе).

Вос-ль: Значит ,капелька это частичка чего?

Дети: Воды.

Вос-ль: Какие молодцы. Ребята, знатете ли вы ,что Капитошка это маленькая капелька. Он тоже часть воды. А скажите мне ,может ли человек прожить без воды?

Дети: Нет. Вода необходима человеку, всему живому, без воды не было бы жизни на земле. Вода- это основа жизни. Даже мы с вами на половину состоим из воды.

Вос-ль: А давайте мы с вами поиграем в игру: «Хорошо – плохо».

Вос-ль: Ребята, вода вокруг нас хорошо? Почему?

Дети: Хорошо, потому, что воду можно пить.

Хорошо потому, что водой поливаем растения.

Хорошо потому, что водой мы умываемся.

Хорошо потому, что водой мы моем посуду.

Хорошо потому, что мы готовим себе еду.

Хорошо потому, что вода помогает убраться в комнате.

Хорошо потому, что зимой можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках.

Хорошо потому, что снег согревает землю, как теплым покрывалом, защищая посевы от мороза и холодных ветров.

Вос-ль: Ребята, а когда вокруг нас -плохо? Почему?

Дети: Плохо, когда идет сильный дождь. Он может размыть дороги, затопить поля, могут выйти из берегов реки.

Плохо потому что горячая вода может обжечь руки.

Плохо потому, что весной тает снег и вода затапливает луга, диким животным трудно найти пищу.

Плохо потому, что  зимой вода  замерзает, образуя лед. Можно упасть и больно удариться.

Плохо потому, что летом бывает град. Он может погубить растения.

Плохо потому, что зимой с крыш падают сосульки. А это очень опасно!

Вос-ль: Какие вы молодцы! Как много знаете.

Капитошка: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о воде.

Дети: Без воды мельница не мелет. Вода себе дорогу найдет. Вода утечет, а песок останется. Под лежачий камень вода не течет. В решете воду  носить. Воды жалеть кашу не сварить. Что с гуся вода. Наша правда в воде не тонет, огне не горит.

Проводиться игра  «Ручеек».

( Дети встают парами. Каждая последняя пара бежит под поднятыми руками остальных пар и становится первой парой, как в народной игре «Ручеек».)

Ручеек, ручеек, ты бежишь на восток, там где солнышко встает,

Там где иволга поет, где трава в росе.

Ты как ленточка в косе, голубой, блестящий, чистый и журчащий.

Прибежишь к реке за горой невдалеке, станешь полноводным,

Сильным и свободным. Потечешь на край земли, где на море корабли.

Вспомнишь как-то вечерком, как бежал ты ручейком.

Вос-ль: Ребята , Я приглашаю вас и Капитошку  в нашу лабораторию. Присаживайтесь ребята, а ты Капитошка, иди сюда и будешь мне помогать.

Опыт № 1. «Вода-это жидкость, не имеющая своей формы».

Вос-ль: Перед вами  2  стакана ,сейчас мы с вами будем переливать воду из одного стакана в другой. Что можно сказать о воде, как вы думаете?

Дети: Вода-это жидкость. Ее можно налить во что –нибудь. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Вода принимает форму того сосуда,  в который мы ее нальем.

Опыт №2. «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя стакан с водой ,стакан с молоком, пищевой краситель, ложечка.

Вос-ль: А вам сейчас покажу еще один опыт(опускает ложечку в молоко).Ребята видно ложку?(нет),опускает ложечку в воду. А теперь видно ложечку?(да).

Капитошка: Вот как интересно. А я тоже умею делать фокус с водой .Я сейчас  в воду добавлю волшебный  кристаллик( пищевой краски) и мы посмотрим ,что произойдет с водой. Изменила ли вода цвет(да).

Вос-ль : Вода сама по себе бесцветная, но меняет цвет в зависимости от того ,что  в нее добавили. А на каком из занятий у нас можно это наблюдать.(Правильно на рисовании, когда мы промываем кисточку, то вода меняет цвет).

Опыт № 3. «Вода- растворитель»

В стакан с водой положим кусочек сахара, и размешиваем его. Сахар растворяется и исчезает. ТО же самое можно проделать и с солью.

Вос-ль: Ребята, какой можно сделать вывод? Правильно, вода может растворить твердые вещества.

Капитошка: Какие вы сегодня сообразительные ,смышленые, умные. ВЫ мне рассказали ,где можно встретить воду, познакомили  с ее свойствами. Что еще можно сказать о воде? Какой еще бывает вода?

Дети: Холодной ,горячей, кипяченной, морской, газированной, сладкой, дождевой, речной, родниковой…

Вос-ль: Молодцы ребята. А  я вам предлагаю поиграть в игру «Ходят капельки по кругу».

Игра «Ходят капельки по кругу»

Для этого нам нужно превратится в капельки.(Звучит музыка, напоминающая дождь).

Капитошка: Вода-водица, чудо- чудное  сотвори, ребят в капельки преврати! Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю…Скучно стало им по одиночке играть. Собрались они  вместе и потекли маленькими веселыми ручейками(капельки берутся за руки).Встретились ручейки и стали большой рекой. Поплыли капельки по большой реке и попали в океан(дети делают хоровод и идут по кругу).Плавали- плавали капельки в океане и вспомнили, что мама тучка им велела домой вернуться. А тут как раз и солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх(поднимают руки вверх, машут ими).Испарились они под лучами  солнышка и вернулись к маме.

 Капитошка: Вода-водица, чудо- чудное сотвори, капелек снова в ребят преврати! Спасибо ребята ,что помогли мне. А вы знаете я приготовил для вас сюрприз! Посмотрите, у вас на столах лежат чистые листики. Это заколдованные рисунки. А расколдовать их вам поможет волшебная вода. Закрасьте эти листы  и увидите, что произойдет(дети закрашивают голубой водой альбомные листы, на них проявляются подводные обитатели).Спасибо, Капитошка за твой сюрприз. А рисунки мы дарим тебе и твоим друзьям.

Капитошка:Но не забывайте воду надо беречь и охранять. Закрывайте крепче кран, чтоб не вытек океан. Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой. А вот вам еще один подарок от моих братьев и сестер(мыльные пузыри).Капитошка прощается и уходит.

Дети пускают мыльные пузыри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие с Капелькой».

Образовательная область : « Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»....

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Путешествие капельки воды" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формировать  представления детей о воде  и её свойствах через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №135 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развит...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды  для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности "Путешествие с капелькой"

Образовательная деятельность с детьми по познавательно – исследовательской деятельности во 2 младшей группе «Путешествие с капелькой»...