Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Путешествие капельки" в подготовительной группе
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Соловьева Мария Евгеньевна

    Совместная   образовательная деятельность  по экологическому воспитанию в подготовительной группе  с использованием информационно-коммуникативных технологий 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

    компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  

    Конспект занятия по  познавательно-речевому развитию  в подготовительной группе

    Тема занятия: «Путешествие капельки»

    Составила  воспитатель:  Соловьева  Мария Евгеньевна

    Программные задачи:

    1.Образовательные

    Продолжать формировать представления детей о воде, значении воды на Земле.

    Способствовать формированию представлений о круговороте воды в природе ее свойствах, способах очищения воды.

    2. Развивающие

    Продолжать развивать связную речь, активизировать словарный запас за счет слов: фильтровать, очистные сооружения, испарение.

    Способствовать развитию познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, элементов логического мышления.

    Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

    3. Воспитательные

    Вызвать познавательный интерес к занятию, способствовать проявлению активности и самостоятельности.

    Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие, действовать сообща, работать аккуратно.

    Воспитывать природоохранное поведение и разумное отношение к водным ресурсам.

    Возраст детей: старший дошкольный возраст 6-7 лет

    Способы организации: сменная, свободная, подгрупповая, индивидуальная

    Материалы и оборудование: Презентация; 2 капельки (одна чистая другая грязная); материал для дидактической игры: «Экологический светофор»; загадки, стихи; схемы «Круговорот воды в природе», «Вода пресная», «Очистные сооружения»; мнемотаблица «Свойства воды»; таз с водой; металлические, пластиковые бумажные предметы, песок, земля; пластиковые стаканы; бумажные фильтры, магниты «удочки», сачок. Веревочки, счетные палочки. Экран, проектор.

    Ход занятия:

    Этап

    Длительность

    (мин.)

    Методы, формы, приемы,

    способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия и созданию общей атмосферы заинтересованности

    Деятельность

    педагога

    Деятельность

    воспитанников

    1.

    Вводная часть (организационный момент)

    1 минута

    Словесный метод

    (Дети стоят свободно)

    Дети входят в зал, педагог обращает внимание детей на гостей.

    Дети здороваются с гостями.

    2.

    Мотивация на деятельность

    2 минуты

    Вопросы

    Сопровождаются показом слайдов

    Дети располагаются на подушечках полукругом перед экраном

    - Ребята, как называется наш город?

    - Вам нравится, родной город?  Почему?

    - Как вы думаете, что можно сказать о погоде в нашем городе? Какая она?

    - Какой дождь пошел!

    - Ой, кто это к нам выпрыгнул с экрана, да ведь это Капелька, знаменитая путешественница, интересно какие истории о своих путешествиях она нам сегодня расскажет, хотите узнать? (Воспитатель прикрепляет капельку к магнитной доске)

    Тогда отгадайте загадки:

    Предполагаемые ответы детей:

    -Наш город называется Санкт-Петербург.

    -Он очень красивый.

    -У нас чисто идут дожди

    -Дождливая погода

    Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитан

    ников)

    8

    минут

    Словесный метод (беседа, загадки, вопросы)

    Дети располагаются  вокруг магнитной  доски

     

    Работа с динамической моделью

    Вопросы  сопровождаются

    показом  слайдов

    Дети  сидят  на  подушечках  

    перед экраном

    Работа  с  мнемотаблицей

    «Свойства воды»

     

    Дети стоят  около  фланелеграфа полукругом

    Восприятие

    художественного слово

    Игровое

    упражнение на магнитной доске

    «Кому нужна вода»,  дети  стоят полукругом

    Словесный метод

    сопровождается показом слайдов

    Дети стоят в кругу

    Пушистая вата

    Плывет куда-то.

    Чем вата ниже,

    Тем дождик ближе.

    Туча - дом Капельки, она там живет со своими сестрами капельками. Когда капелек становится на туче много они собираются в путешествие и превращаются отгадайте, во что:

    Ждали, звали,

    А показался –

    Все прочь побежали.

    Упали   на землю, а куда же наша знакомая попала. отгадайте?

    Бежит, журчит, волнуется

    Все на неё любуются!

    Никак не остановится,

    Назад не поворотится

    Поплыла Капелька со своими подружками по реке, а на небе

    Налитое светит яблоко златое,

    Посылая нам в оконце

    Теплый лучик это –

    Пригрело солнышко,

    и капельки стали превращаться в пар, стали легкие поднялись в небо и вернулись домой на тучку

    -Подумайте, если у нас наступает зима, что происходит с капельками воды?

    -Благодаря нашей путешественнице мы узнали, как происходит круговорот воды в природе.

    -Когда Капелька летела с тучи на землю, она увидела нашу планету

    - Как она называется?

    - Посмотрите, у нас в где-то в зале можно найти макет

    Земли?

    - Как он называется?

    - Если внимательно присмотреться какого цвета на глобусе больше всего? (можно покрутить глобус)

    - Что обозначает голубой   цвет?

    -Вы правы, один поэт даже сочинил такие строки:

    Если, на карту Земли посмотреть,

    Земли на Земле всего одна треть,

    Но странный вопрос возникает тогда,

    Планета должна называться ВОДА

     -Вы согласны с автором? Почему?

    -Действительно, воды на нашей планете много

    Давайте вспомним какими свойствами обладает вода, подойдите к нашей таблице,

    Вместе  ответим на вопрос: Вода, какая она?

    - Молодцы, ребята, мы с вами учили стихотворение о воде кто хочет его прочитать?

    - Действительно без воды нам не прожить

    - Давайте вспомним, кому нужна вода?

    - Зачем нужна вода?

    Мы увидели, что на земле очень много, но к сожалению не всю воду можно использовать. Почему?

     

    - Правильно, вы сказали вода бывает соленая, а где можно встретить соленую воду?

    -Подойдет ли она для человека?

    -Кто в такой воде живет?

    -А какая вода нужна человеку для жизни?

    - Где можно встретить пресную воду?

    - Давайте  правильно  назовем  воду  (передавать в руках капельку)

    - в море

    - в озере

    - в реке

    -  воду которую  можно  пить

    - в  роднике

    - бьет  из  ключа

    - в колодце

    - которую используют  в  технических целях

    (Дети отгадывают загадки и прикрепляют отгадки на схему) круговорот воды в природе.

    Туча

    Дождь

    Речка

    Солнце

    и работают со схемой круговорота воды в природе.

     – Зимой капельки воды превращаются в снежинки и в место дождя идет снег.

    -Наша планета называется Земля

    - Это глобус

    - Голубого цвета больше.

    -Голубой цвет обозначает моря, океаны, реки, озера.

    Очень много воды

    Предполагаемые ответы детей.

     -Вода жидкая,

    - Вода может превращается в пар,

    - Вода может стать твердой,

    - Вода без запаха,

    - Вода течет,

    - Вода растворитель,

    - Вода может принимать любую форму,

    - Вода прозрачная,

    - Вода бесцветная

    Ребенок читает стих Н. Рыжковой.

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране.

    Как сосулька замерзает

    В лес туманом заползает,

    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без нее нам не прожить.

    Дети выставляют картинки   и говорят:

    - кому нужна вода

    - для чего нужна вода

    -Человеку

    -Растениям- деревьям, кустарникам, травам,

    - Грибам, ягодам

    - Животным (птицам, рыбам, насекомым, зверям, млекопитающим)

    - Потому что вода бывает соленая и пресная

    - Соленая вода встречается в морях и океанах.

    - В такой воде живут морские жители. - Нет, человек пить соленую воду не может.

    -Человеку нужна пресная вода.

    -Пресную воду можно встретить в озере, роднике, реке, в леднике

    Морская

    Озерная

    Речная

    Питьевая

    Родниковая

    Ключевая

    Колодезная

    Техническая

    3.

    Динамическая пауза

    2 минуты

    Здоровьесберега-

    ющая  технология

    дети стоят  свободно

    -Ребята давайте поиграем

    Тихо плещется вода,
    Мы  плывём по тёплой речке.
    В небе тучки, как овечки,
    Разбежались, кто куда.
    Мы из речки вылезаем,
    Чтоб обсохнуть, погуляем.
    А теперь глубокий вдох.
    И садимся на песок.

    Дети выполняют движения по тексту

    Плавательные движения руками.

    Потягивания — руки вверх и в стороны.

    Ходьба на месте.

    Дети садятся на корточки.

    4.

    Практическая работа

    15 минут

    Познавательно-исследовательская деятельность (опыты)

    Дети стоят около   столов  (подгрупповая)

    Показ слайдов

    Дидактическое  упражнение

    «Экологический светофор»

    Дети стоят  напротив  экрана

    Дети  садятся  за  столы

    Как-то вернулась Капелька домой на тучку вся грязная, (педагог прикрепляет на магнитную доску испачканную Капельку)

    -Как вы думаете, что с ней произошло?

    -Почему?

    -Как вы думаете, можно ли очистить воду?

    -Давайте попробуем. Подойдите к столу. Представим, что вот это водоём. (таз с водой)

    -Скажите пожалуйста, каким мусором могут быть засорены водоемы?

    - Вот эти предметы будут мусором. (Мусор попадает в таз с водой)

    -Какие предметы утонули? - Почему

    -Что осталось плавать на поверхности воды? – Почему?

    - Подумайте каким способом можно очистить водоём от предметов, которые плавают на поверхности воды?

    -Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный? - Давайте попробуем достать предметы с помощью сачка.

    -Посмотрите на дне остались тяжёлые железные предметы

     -С помощью, каких приспособлений можно достать их из воды?  

    - У вас на столе есть приспособление - к ниточке прикреплён магнит. Опустите его в воду, а затем достаньте. Посмотрите, что произойдёт.

    -Какой вывод можно сделать?

    - Посмотрите, от крупного мусора мы наш водоём очистили, но вода так и осталась грязной. Как вы думаете почему?

    - Как можно очистить воду от мелкого мусора?

    - Что может служить фильтром?

    - Давайте профильтруем воду через специальный фильтр, для этого мы разделимся на пары, один из вашей пары положит фильтр в чистый стакан, а второй, чистым стаканом зачерпнет вод из нашего водоема. Теперь профильтруйте воду, — Что вы видите на бумаге?

    - Какой вывод можно сделать?

    - Молодцы, теперь мы с вами знаем, что грязную воду   можно очистить.

    -  Как вы думаете, как люди относятся к воде?

    К сожалению, на Земле запасов пресной воды все меньше и меньше

    -  Почему?

    -  А как люди относятся к воде?  как вы думаете?

    -  В наши  краны  домой  откуда  поступает  вода ?  из  какой  реки?

    - Но  в  кранах  вода чистая,  ее  где-то очищают?

    - Построены  большие  очистные  вооружения, где очищается  вода, посмотрите.

    Давайте вместе выложим путь воды, как она попадает к нам в квартиры.

    Посмотрите наша Капелька снова стала чистой, ей пора отправляется в путь. Давайте с ней прощаться.

    - Как же все-таки сберечь чистоту воды?

    Возьмите экологические светофоры, если на экране появляется картинка где говорится о бережном отношении к воде- зажигается зеленый сигнал,

    если воду не берегут- загорается красный сигнал.

    - Ой, что нам капелька оставила за  коробочку?

    - Надо сложить  главное слово  - ВОДА  (на экране)

    Предположения детей.

    -Вода не везде чистая.

    -Так происходит если человек не бережёт воду.

    Предположения детей.

    Ответы детей:

    - Водоем могут засорить бумажки, пластиковые, железные предметы.

    -Тяжёлые предметы утонули.

    -Легкие остались на поверхности. 

    Выдвижение предположений детьми: собрать сочком, палочкой с крючком, руками.

     Предположения детей

    Экспериментальная деятельность детей по сбору легкого мусора.

    Вывод: Сачок помог собрать нам лёгкий мусор с поверхности воды.

    Выдвижение предположений детьми: - Собрать сочком, с помощью магнита

    Экспериментальная деятельность

    Вывод: Железные предметы со дна водоема можно собрать магнитом.

    Выдвижение предположений:

    -Вода в водоеме грязная, потому что в ней остались мелкий мусор.

     -Воду можно профильтровать.

    - Фильтром может служить: вата, специальная бумага, сито.

    На бумаге остались мелкий мусор.

    Вывод: Воду от мелкого мусора можно очистить с помощью специального фильтра.

    Предполагаемые  ответы детей

    Реки и озера мелеют

    Некоторые озера исчезают

    Ледники тают

    Нева

    Ответы  детей

    Дети выкладывают  алгоритм, сопровождая   речью (река-очистные сооружения-дома, школы, детский сад- трубы- очистные сооружения- река)

    Дети прощаются с Капелькой, она улетает

    Предполагаемые ответы детей

    Зажигают сигналы светофора

    Дети  складывают  слово ВОДА  из  веревочек, счетных палочек по желанию

    5.

    Открытый выход из деятельности. Рефлексия

    2 минуты

    Вопросы  

    - Мы сегодня  много узнали о воде

    -Что вам больше всего понравилось? Было интересным?

    -Что нового вы узнали?

    -Что было сложным? Почему?

    -Что было легким? Почему?

    -О чём вы хотели ещё узнать?

    Дети вспоминают, что на занятии им понравилось больше всего, что нового они узнали, о чем хотели бы поговорить на следующем занятии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

    Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...

    Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

    Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

    Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 1 «Времена года»

    Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 1 «Времена года»...

    Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»

    Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»...

    Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 3 «Путешествие за сокровищами»

    Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 3 «Путешествие за сокровищами»...

    Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Путешествие с капелькой"

    Данное занятие проводилось в рамках городского семинара-практикума по приемственности дошкольного и школьного образования....

    Конспект занятий по обучению грамоте в подготовительной группе "Капельки"

    закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоте...