Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Путешествие капельки" в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Соловьева Мария Евгеньевна

Совместная   образовательная деятельность  по экологическому воспитанию в подготовительной группе  с использованием информационно-коммуникативных технологий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22

компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  

Конспект занятия по  познавательно-речевому развитию  в подготовительной группе

Тема занятия: «Путешествие капельки»

Составила  воспитатель:  Соловьева  Мария Евгеньевна

Программные задачи:

1.Образовательные

Продолжать формировать представления детей о воде, значении воды на Земле.

Способствовать формированию представлений о круговороте воды в природе ее свойствах, способах очищения воды.

2. Развивающие

Продолжать развивать связную речь, активизировать словарный запас за счет слов: фильтровать, очистные сооружения, испарение.

Способствовать развитию познавательных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, элементов логического мышления.

Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

3. Воспитательные

Вызвать познавательный интерес к занятию, способствовать проявлению активности и самостоятельности.

Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие, действовать сообща, работать аккуратно.

Воспитывать природоохранное поведение и разумное отношение к водным ресурсам.

Возраст детей: старший дошкольный возраст 6-7 лет

Способы организации: сменная, свободная, подгрупповая, индивидуальная

Материалы и оборудование: Презентация; 2 капельки (одна чистая другая грязная); материал для дидактической игры: «Экологический светофор»; загадки, стихи; схемы «Круговорот воды в природе», «Вода пресная», «Очистные сооружения»; мнемотаблица «Свойства воды»; таз с водой; металлические, пластиковые бумажные предметы, песок, земля; пластиковые стаканы; бумажные фильтры, магниты «удочки», сачок. Веревочки, счетные палочки. Экран, проектор.

Ход занятия:

Этап

Длительность

(мин.)

Методы, формы, приемы,

способствующие решению образовательных задач, активизации всех участников мероприятия и созданию общей атмосферы заинтересованности

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

1.

Вводная часть (организационный момент)

1 минута

Словесный метод

(Дети стоят свободно)

Дети входят в зал, педагог обращает внимание детей на гостей.

Дети здороваются с гостями.

2.

Мотивация на деятельность

2 минуты

Вопросы

Сопровождаются показом слайдов

Дети располагаются на подушечках полукругом перед экраном

- Ребята, как называется наш город?

- Вам нравится, родной город?  Почему?

- Как вы думаете, что можно сказать о погоде в нашем городе? Какая она?

- Какой дождь пошел!

- Ой, кто это к нам выпрыгнул с экрана, да ведь это Капелька, знаменитая путешественница, интересно какие истории о своих путешествиях она нам сегодня расскажет, хотите узнать? (Воспитатель прикрепляет капельку к магнитной доске)

Тогда отгадайте загадки:

Предполагаемые ответы детей:

-Наш город называется Санкт-Петербург.

-Он очень красивый.

-У нас чисто идут дожди

-Дождливая погода

Проблемно - поисковая деятельность (активизация воспитан

ников)

8

минут

Словесный метод (беседа, загадки, вопросы)

Дети располагаются  вокруг магнитной  доски

 

Работа с динамической моделью

Вопросы  сопровождаются

показом  слайдов

Дети  сидят  на  подушечках  

перед экраном

Работа  с  мнемотаблицей

«Свойства воды»

 

Дети стоят  около  фланелеграфа полукругом

Восприятие

художественного слово

Игровое

упражнение на магнитной доске

«Кому нужна вода»,  дети  стоят полукругом

Словесный метод

сопровождается показом слайдов

Дети стоят в кругу

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Туча - дом Капельки, она там живет со своими сестрами капельками. Когда капелек становится на туче много они собираются в путешествие и превращаются отгадайте, во что:

Ждали, звали,

А показался –

Все прочь побежали.

Упали   на землю, а куда же наша знакомая попала. отгадайте?

Бежит, журчит, волнуется

Все на неё любуются!

Никак не остановится,

Назад не поворотится

Поплыла Капелька со своими подружками по реке, а на небе

Налитое светит яблоко златое,

Посылая нам в оконце

Теплый лучик это –

Пригрело солнышко,

и капельки стали превращаться в пар, стали легкие поднялись в небо и вернулись домой на тучку

-Подумайте, если у нас наступает зима, что происходит с капельками воды?

-Благодаря нашей путешественнице мы узнали, как происходит круговорот воды в природе.

-Когда Капелька летела с тучи на землю, она увидела нашу планету

- Как она называется?

- Посмотрите, у нас в где-то в зале можно найти макет

Земли?

- Как он называется?

- Если внимательно присмотреться какого цвета на глобусе больше всего? (можно покрутить глобус)

- Что обозначает голубой   цвет?

-Вы правы, один поэт даже сочинил такие строки:

Если, на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть,

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться ВОДА

 -Вы согласны с автором? Почему?

-Действительно, воды на нашей планете много

Давайте вспомним какими свойствами обладает вода, подойдите к нашей таблице,

Вместе  ответим на вопрос: Вода, какая она?

- Молодцы, ребята, мы с вами учили стихотворение о воде кто хочет его прочитать?

- Действительно без воды нам не прожить

- Давайте вспомним, кому нужна вода?

- Зачем нужна вода?

Мы увидели, что на земле очень много, но к сожалению не всю воду можно использовать. Почему?

 

- Правильно, вы сказали вода бывает соленая, а где можно встретить соленую воду?

-Подойдет ли она для человека?

-Кто в такой воде живет?

-А какая вода нужна человеку для жизни?

- Где можно встретить пресную воду?

- Давайте  правильно  назовем  воду  (передавать в руках капельку)

- в море

- в озере

- в реке

-  воду которую  можно  пить

- в  роднике

- бьет  из  ключа

- в колодце

- которую используют  в  технических целях

(Дети отгадывают загадки и прикрепляют отгадки на схему) круговорот воды в природе.

Туча

Дождь

Речка

Солнце

и работают со схемой круговорота воды в природе.

 – Зимой капельки воды превращаются в снежинки и в место дождя идет снег.

-Наша планета называется Земля

- Это глобус

- Голубого цвета больше.

-Голубой цвет обозначает моря, океаны, реки, озера.

Очень много воды

Предполагаемые ответы детей.

 -Вода жидкая,

- Вода может превращается в пар,

- Вода может стать твердой,

- Вода без запаха,

- Вода течет,

- Вода растворитель,

- Вода может принимать любую форму,

- Вода прозрачная,

- Вода бесцветная

Ребенок читает стих Н. Рыжковой.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Дети выставляют картинки   и говорят:

- кому нужна вода

- для чего нужна вода

-Человеку

-Растениям- деревьям, кустарникам, травам,

- Грибам, ягодам

- Животным (птицам, рыбам, насекомым, зверям, млекопитающим)

- Потому что вода бывает соленая и пресная

- Соленая вода встречается в морях и океанах.

- В такой воде живут морские жители. - Нет, человек пить соленую воду не может.

-Человеку нужна пресная вода.

-Пресную воду можно встретить в озере, роднике, реке, в леднике

Морская

Озерная

Речная

Питьевая

Родниковая

Ключевая

Колодезная

Техническая

3.

Динамическая пауза

2 минуты

Здоровьесберега-

ющая  технология

дети стоят  свободно

-Ребята давайте поиграем

Тихо плещется вода,
Мы  плывём по тёплой речке.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда.
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок.

Дети выполняют движения по тексту

Плавательные движения руками.

Потягивания — руки вверх и в стороны.

Ходьба на месте.

Дети садятся на корточки.

4.

Практическая работа

15 минут

Познавательно-исследовательская деятельность (опыты)

Дети стоят около   столов  (подгрупповая)

Показ слайдов

Дидактическое  упражнение

«Экологический светофор»

Дети стоят  напротив  экрана

Дети  садятся  за  столы

Как-то вернулась Капелька домой на тучку вся грязная, (педагог прикрепляет на магнитную доску испачканную Капельку)

-Как вы думаете, что с ней произошло?

-Почему?

-Как вы думаете, можно ли очистить воду?

-Давайте попробуем. Подойдите к столу. Представим, что вот это водоём. (таз с водой)

-Скажите пожалуйста, каким мусором могут быть засорены водоемы?

- Вот эти предметы будут мусором. (Мусор попадает в таз с водой)

-Какие предметы утонули? - Почему

-Что осталось плавать на поверхности воды? – Почему?

- Подумайте каким способом можно очистить водоём от предметов, которые плавают на поверхности воды?

-Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный? - Давайте попробуем достать предметы с помощью сачка.

-Посмотрите на дне остались тяжёлые железные предметы

 -С помощью, каких приспособлений можно достать их из воды?  

- У вас на столе есть приспособление - к ниточке прикреплён магнит. Опустите его в воду, а затем достаньте. Посмотрите, что произойдёт.

-Какой вывод можно сделать?

- Посмотрите, от крупного мусора мы наш водоём очистили, но вода так и осталась грязной. Как вы думаете почему?

- Как можно очистить воду от мелкого мусора?

- Что может служить фильтром?

- Давайте профильтруем воду через специальный фильтр, для этого мы разделимся на пары, один из вашей пары положит фильтр в чистый стакан, а второй, чистым стаканом зачерпнет вод из нашего водоема. Теперь профильтруйте воду, — Что вы видите на бумаге?

- Какой вывод можно сделать?

- Молодцы, теперь мы с вами знаем, что грязную воду   можно очистить.

-  Как вы думаете, как люди относятся к воде?

К сожалению, на Земле запасов пресной воды все меньше и меньше

-  Почему?

-  А как люди относятся к воде?  как вы думаете?

-  В наши  краны  домой  откуда  поступает  вода ?  из  какой  реки?

- Но  в  кранах  вода чистая,  ее  где-то очищают?

- Построены  большие  очистные  вооружения, где очищается  вода, посмотрите.

Давайте вместе выложим путь воды, как она попадает к нам в квартиры.

Посмотрите наша Капелька снова стала чистой, ей пора отправляется в путь. Давайте с ней прощаться.

- Как же все-таки сберечь чистоту воды?

Возьмите экологические светофоры, если на экране появляется картинка где говорится о бережном отношении к воде- зажигается зеленый сигнал,

если воду не берегут- загорается красный сигнал.

- Ой, что нам капелька оставила за  коробочку?

- Надо сложить  главное слово  - ВОДА  (на экране)

Предположения детей.

-Вода не везде чистая.

-Так происходит если человек не бережёт воду.

Предположения детей.

Ответы детей:

- Водоем могут засорить бумажки, пластиковые, железные предметы.

-Тяжёлые предметы утонули.

-Легкие остались на поверхности. 

Выдвижение предположений детьми: собрать сочком, палочкой с крючком, руками.

 Предположения детей

Экспериментальная деятельность детей по сбору легкого мусора.

Вывод: Сачок помог собрать нам лёгкий мусор с поверхности воды.

Выдвижение предположений детьми: - Собрать сочком, с помощью магнита

Экспериментальная деятельность

Вывод: Железные предметы со дна водоема можно собрать магнитом.

Выдвижение предположений:

-Вода в водоеме грязная, потому что в ней остались мелкий мусор.

 -Воду можно профильтровать.

- Фильтром может служить: вата, специальная бумага, сито.

На бумаге остались мелкий мусор.

Вывод: Воду от мелкого мусора можно очистить с помощью специального фильтра.

Предполагаемые  ответы детей

Реки и озера мелеют

Некоторые озера исчезают

Ледники тают

Нева

Ответы  детей

Дети выкладывают  алгоритм, сопровождая   речью (река-очистные сооружения-дома, школы, детский сад- трубы- очистные сооружения- река)

Дети прощаются с Капелькой, она улетает

Предполагаемые ответы детей

Зажигают сигналы светофора

Дети  складывают  слово ВОДА  из  веревочек, счетных палочек по желанию

5.

Открытый выход из деятельности. Рефлексия

2 минуты

Вопросы  

- Мы сегодня  много узнали о воде

-Что вам больше всего понравилось? Было интересным?

-Что нового вы узнали?

-Что было сложным? Почему?

-Что было легким? Почему?

-О чём вы хотели ещё узнать?

Дети вспоминают, что на занятии им понравилось больше всего, что нового они узнали, о чем хотели бы поговорить на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Путешествие с капелькой"

Данное занятие проводилось в рамках городского семинара-практикума по приемственности дошкольного и школьного образования....

Конспект занятий по обучению грамоте в подготовительной группе "Капельки"

закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоте...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Ходит капелька по кругу»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Ходит капелька по кругу»Конспект (НОД) по познавательному развитию в подготовительной группе .Тема : "Ходит кап...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...