Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Игонина Светлана Юрьевна

Цели

- Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

- Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал

Игровой персонаж  - Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечики»(ТРИЗ);  спиртовка;  штатив;  колба; стекло; картина, изображающая круговорот воды в природе; белая плотная бумага; ножницы; цветные карандаши.

Модели

«Маленькие человечики»(ТРИЗ); правила бережного отношения к воде.

Предварительная работа

Наблюдения за облаками, дождем, состоянием природы после дождя. Чтение художественных произведений о воде. Прослушивание музыкальных произведений: А.Филиппенко «Дождик», А.Александрова «Дождик накрапывает», Н.Кувшинникова «Гроза». Дидактическая игра «Путешествие капельки».

Перед занятием следует обильно опрыскать комнатные растения в группе, чтобы были видны капельки воды.

Ход занятия

1. На листке фикуса лежат вырезанные из бумаги капельки воды. Педагог подходит к растению и предлагает детям посмотреть, что это такое. Осторожно встряхивает лист, и ему на руку падают капельки.

П е д а г о г. Дети, кто это?

Д е т и. Капелька

П е д а г о г. А как тебя зовут капелька ?

К а п и т о ш к а. Капитошка.

П е д а г о г. Что ты здесь делаешь, Капитошка?

К а п и т о ш к а. Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в детском саду.

П е д а г о г. Дети, покажите Капитошке, где живут ее сестрички-капельки.

(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)

К а п и т о ш к а. Спасибо, дети, я порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на меня, какая я маленькая, а вы  -большие. Что же делать?

Д е т и. Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.

П е д а г о г. А как нам это сделать?

Д е т и. Вспомнить волшебные слова превращения.

П е д а г о г(вместе с детьми закрывает глаза и произносит считалку-загадку)

Без меня не будет моря,

Океана и реки,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки.

Раз и два…

Стала капелькой сама.

К а п и т о ш к а(обращаясь к детям). Вот и вы стали такими же, как и я, и наше путешествие начинается . (Подводит детей к картине, на которой изображен круговорот воды в природе.) Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и… дружно прыгнули в воду. А вода, оказывается, состоит из множества таких же капелек, как я. (Вносится тазик с водой)

(Дети вместе с  Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони смотрят, как протекает между пальцами.)

К а п и т о ш к а.

Тысячи капель за ручки взялись,

За ручки взялись, на носки поднялись.

И побежали…

Сможешь догнать их?

…Едва ли.

П е д а г о г. Дети, давайте покажем Капитошке, как мы умеем моделировать воду из «маленьких человечиков».

(Дети самостоятельно моделируют воду на ковре, полу. Затем становятся в круг и показывают модель, представив себя «человечиками».)

Физкультминутка. Проводится подвижная игра «Ручеек».

К а п и т о ш к а. Вот так и мы с сестричками-капельками играем, резвимся, но солнце светит ярко, пригревает, и мои сестрички по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше…(показывает на картинке).

П е д а г о г. Дети давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт.

(Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты опыта: штатив, спиртовка, колба с водой. Педагог проводит опыт по превращению воды в пар, объясняя при этом, что пар – это газообразное состояние воды. Предлагает детям описать пар: какой он на цвет, запах, что происходит в колбе, где образуется пар.)

П е д а г о г. Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечиков».

(Дети проводят моделирование на ковре, затем представляют себя в роли «человечиков»)

К а п и т о ш к а. Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются облака. Вам их нередко приходится наблюдать.

П е д а г о г. Наши дети знают про облака загадки и стихи и сейчас расскажут их тебе.

Загадки

Белая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

 

Белый-белый пароход над деревьями плывет.

Если станет синим, разразится ливнем.

 

Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажите поскорей!

К а п и т о ш к а.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять.

А кто знает, о чем эта загадка?

Д е т и. О воде

П е д а г о г. Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.

(Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла(облако), затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как остывает стекло и капают капли(дождь).

К а п и т о ш к а. Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми и из них пошел дождь. А дождь – это маленькие капельки воды. Упали капли воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, наполнили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Дети, а вы любите дождь? Любите ли моих сестричек-капелек?

Д е т и. Да. Мы знаем много стихов про дождь.

(Дети рассказывают стихотворения: «Дождь» А. Барто, «Гром» Е.Кохан, «Дождик» А.Фет, «Тучкины штучки» В.Маяковский, «Туча» А.Пушкин)

К а п и т о ш к а. Молодцы, ребята. Вы очень порадовали меня. Грустно с вами расставаться, но меня ждут мои сестрички.

(Дети предлагают на память Капитошке нарисовать те капельки, которые остались с ними в детском саду.)

П е д а г о г. Дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в котрую мы с вами играли недавно. В какое же путешествие мы с вами отправлялись?

Д е т и. Из водоема до нашей чашки.

П е д а г о г. Правильно, мы путешествовали очень долго, и путь наш был опасен. (Раскладывает на столе панно игры, просит вспомнить путь капельки.) Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду?

(Дети отвечают на вопросы. Педагог вносит модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми. Предлагает детям вырезать из синей бумаги капельки и при помощи скотча закрепить их в тех местах группы, где мы встречаем воду. Обращает их внимание на то, что вкруг стало много синего цвета.)

К а п и т о ш к а. Вот и закончилось наше путешествие, но я рада, что очень много изображений капельки будут напоминать вам обо мне. До свидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 3. «Путешествие капельки»

Цели

- Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

- Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал

Игровой персонаж  - Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечики»(ТРИЗ);  спиртовка;  штатив;  колба; стекло; картина, изображающая круговорот воды в природе; белая плотная бумага; ножницы; цветные карандаши.

Модели

«Маленькие человечики»(ТРИЗ); правила бережного отношения к воде.

Предварительная работа

Наблюдения за облаками, дождем, состоянием природы после дождя. Чтение художественных произведений о воде. Прослушивание музыкальных произведений: А.Филиппенко «Дождик», А.Александрова «Дождик накрапывает», Н.Кувшинникова «Гроза». Дидактическая игра «Путешествие капельки».

Перед занятием следует обильно опрыскать комнатные растения в группе, чтобы были видны капельки воды.

Ход занятия

1. На листке фикуса лежат вырезанные из бумаги капельки воды. Педагог подходит к растению и предлагает детям посмотреть, что это такое. Осторожно встряхивает лист, и ему на руку падают капельки.

П е д а г о г. Дети, кто это?

Д е т и. Капелька

П е д а г о г. А как тебя зовут капелька ?

К а п и т о ш к а. Капитошка.

П е д а г о г. Что ты здесь делаешь, Капитошка?

К а п и т о ш к а. Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в детском саду.

П е д а г о г. Дети, покажите Капитошке, где живут ее сестрички-капельки.

(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)

К а п и т о ш к а. Спасибо, дети, я порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на меня, какая я маленькая, а вы  -большие. Что же делать?

Д е т и. Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.

П е д а г о г. А как нам это сделать?

Д е т и. Вспомнить волшебные слова превращения.

П е д а г о г(вместе с детьми закрывает глаза и произносит считалку-загадку)

Без меня не будет моря,

Океана и реки,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки.

Раз и два…

Стала капелькой сама.

К а п и т о ш к а(обращаясь к детям). Вот и вы стали такими же, как и я, и наше путешествие начинается . (Подводит детей к картине, на которой изображен круговорот воды в природе.) Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и… дружно прыгнули в воду. А вода, оказывается, состоит из множества таких же капелек, как я. (Вносится тазик с водой)

(Дети вместе с  Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони смотрят, как протекает между пальцами.)

К а п и т о ш к а.

Тысячи капель за ручки взялись,

За ручки взялись, на носки поднялись.

И побежали…

Сможешь догнать их?

…Едва ли.

П е д а г о г. Дети, давайте покажем Капитошке, как мы умеем моделировать воду из «маленьких человечиков».

(Дети самостоятельно моделируют воду на ковре, полу. Затем становятся в круг и показывают модель, представив себя «человечиками».)

Физкультминутка. Проводится подвижная игра «Ручеек».

К а п и т о ш к а. Вот так и мы с сестричками-капельками играем, резвимся, но солнце светит ярко, пригревает, и мои сестрички по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше…(показывает на картинке).

П е д а г о г. Дети давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт.

(Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты опыта: штатив, спиртовка, колба с водой. Педагог проводит опыт по превращению воды в пар, объясняя при этом, что пар – это газообразное состояние воды. Предлагает детям описать пар: какой он на цвет, запах, что происходит в колбе, где образуется пар.)

П е д а г о г. Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечиков».

(Дети проводят моделирование на ковре, затем представляют себя в роли «человечиков»)

К а п и т о ш к а. Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются облака. Вам их нередко приходится наблюдать.

П е д а г о г. Наши дети знают про облака загадки и стихи и сейчас расскажут их тебе.

Загадки

Белая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

Белый-белый пароход над деревьями плывет.

Если станет синим, разразится ливнем.

Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажите поскорей!

К а п и т о ш к а.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать –

На землю падает опять.

А кто знает, о чем эта загадка?

Д е т и. О воде

П е д а г о г. Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.

(Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла(облако), затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как остывает стекло и капают капли(дождь).

К а п и т о ш к а. Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми и из них пошел дождь. А дождь – это маленькие капельки воды. Упали капли воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, наполнили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Дети, а вы любите дождь? Любите ли моих сестричек-капелек?

Д е т и. Да. Мы знаем много стихов про дождь.

(Дети рассказывают стихотворения: «Дождь» А. Барто, «Гром» Е.Кохан, «Дождик» А.Фет, «Тучкины штучки» В.Маяковский, «Туча» А.Пушкин)

К а п и т о ш к а. Молодцы, ребята. Вы очень порадовали меня. Грустно с вами расставаться, но меня ждут мои сестрички.

(Дети предлагают на память Капитошке нарисовать те капельки, которые остались с ними в детском саду.)

П е д а г о г. Дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в котрую мы с вами играли недавно. В какое же путешествие мы с вами отправлялись?

Д е т и. Из водоема до нашей чашки.

П е д а г о г. Правильно, мы путешествовали очень долго, и путь наш был опасен. (Раскладывает на столе панно игры, просит вспомнить путь капельки.) Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду?

(Дети отвечают на вопросы. Педагог вносит модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми. Предлагает детям вырезать из синей бумаги капельки и при помощи скотча закрепить их в тех местах группы, где мы встречаем воду. Обращает их внимание на то, что вкруг стало много синего цвета.)

К а п и т о ш к а. Вот и закончилось наше путешествие, но я рада, что очень много изображений капельки будут напоминать вам обо мне. До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности (ОО «Познание») в старшей группе «Путешествие капельки»

Задачи:1.     Образовательные:        Формировать представление о том, что: вода бесцветная, а молоко белое, что вода прозрачная, а молоко нет, что вода ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие Капельки» в старшей группе

Цель занятия: обобщить и уточнить  знания детей на данном этапе.Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное...

Конспект НОД по познавательно- исследовательской деятельности "Путешествие капельки воды" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формировать  представления детей о воде  и её свойствах через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №135 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развит...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие капельки".

Цель: продолжать знакомить детей со  свойствами воды; расширять представления о значении воды в жизни человека. Развивать способность анализировать, сравнивать, делать умозаключения, строить логи...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» младшая группа

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей....

Конспект открытой организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию с включением опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»

Программное содержание:Знакомить детей со свойствами воды.Рассказать о значении воды в жизни человека.Развивать речь, мышление и любознательность детей.Развивать умение давать полные ответы на вопросы...