Эта удивительная вода
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Очень важно научить людей, а особенно детей, наше будущее поколение- бережному отношению к воде. Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя  соблюдать в своём доме, на работе, в детском саду элементарные правила рационального использования воды.                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eta_udivitelnaya_voda.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………..3
  2. Познавательно-исследовательская НОД в старшей группе  «Эта удивительная   вода»……………………………………………………..4
  3. Список литературы………………………………………………………11

Пояснительная записка

        Очень важно научить людей, а особенно детей, наше будущее поколение- бережному отношению к воде. Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя  соблюдать в своём доме, на работе, в детском саду элементарные правила рационального использования воды.                        Вода - очень ценный продукт.  Она играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.  Вода нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Поэтому нужно познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы, запаха. Научить их  устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха, различать и называть явления природы, связанные с различным состоянием воды: дождь, снегопад, лед, сосульки, ручейки, лужи. Эти знания помогут привить навыки экологически грамотного поведения детей  в быту.

«Эта удивительная вода»

Познавательно-исследовательская  непосредственная образовательная деятельность в старшей группе

Цель: 

  1. Закрепить и обобщить знания детей о воде, её свойствах, о круговороте воды в  природе.                                            
  2. Дать представление о значении воды в нашей жизни,  в жизни растений и    животных.
  3.  Углублять знания о бережном отношении к водным ресурсам, подвести детей к пониманию того, что воду нужно беречь.
  4. Совершенствовать формы  взаимодействия педагога  с семьями воспитанников по экологическому воспитанию, создать эмоциональный настрой участников экологического мероприятия.

Материалы и оборудование:

1) По два прозрачных стакана на каждого ребенка.

  2) Тазики с водой.

  3) Чайные ложки.

  4) Полоски голубого картона разной длины и ширины.

  5) Атрибуты на голову – капелька.

  6) Картины с изображением реки, озера, моря, пустыни.

  7) Схема круговорота воды в природе.

Предварительная работа:

 Наблюдение за снегом, льдом, водой

 Чтение рассказов стихов и загадок о воде

 Подвижные и развивающие игры

 Прогулки на водоём

Интеграция  с другими образовательными областями: речевое, социально - коммуникативное, здоровье, художественно - эстетическое

Содержание организованной деятельности детей:

  1. Вступительное слово воспитателя:

– Ребята! Чтобы узнать, о чём мы с вами будем говорить, вам надо отгадать загадку:

Что в гору не вкатишь,                                                                                                     Что в решете не удержишь                                                                                                  И в руках не унесёшь. (Вода)

-  Действительно, мы будем говорить о воде.

-Посмотрите на глобус, модель нашей Земли. Какого цвета на нём больше?

- На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом.

- Найдите океаны и моря. Вода в них не такая, как в реках. В реках и озёрах вода без вкуса. Она называется пресной. А в морях и океанах вода солёная. Кажется, что воды на Земле много. Но на самом деле  воды, которая нужна человеку, очень мало.

- Какую воду мы пьём? ( солёную или пресную) Человек не может пить солёную воду, а её как раз больше, чем пресной.  И с каждым годом такой чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы.

Беседа о том кому нужна вода:

-Для чего нужна вода?

- Как она нам помогает?.

-  Что вы знаете про воду?

-  Какая она?

Рассматривание иллюстраций, где присутствует вода. Дети работают с картинками

        Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены моря, реки, озера. Просит объяснить, что изображено на картинах. Дети объясняют, воспитатель говорит, что все, изображенное на картинах – это вода.

Воспитатель  читает стихотворение Н. Рыжовой.

Вы слыхали, о воде?

 Говорят она везде!

 В луже в море, океане

 И в водопроводном кране

 Как сосулька замерзает

 В лес туманом заползает

 На плите у вас кипит

 Паром чайника шипит

 Без нее вам не умыться,

 Не наесться, не напиться!

 Смею вам я доложить

2. Игровой сюрпризный момент:                                                                                            В группу приходит кукла Маша, вся испачканная.

Вопросы воспитателя:

– Что нужно сделать, чтобы кукла опять была чистой? (Умыть, искупать).

– Чем? Где взять воду?

(Дети моют куклу.)

Кукла: Спасибо вам, ребята, я теперь не грязнуля, а снова чистюля. А вода только в кране бывает?

Дети рассматривают картинку-схему и рассказывают, где в природе бывает вода, кто где ее видел. (На картинке изображены река, море и другие водоемы.)

Кукла: Я когда шла к вам в детский сад, то видела лужу, а когда буду идти назад, то попью воды из нее и еще раз искупаюсь.

Воспитатель: Дети, правильно ли поступит кукла?

Дети решают ситуацию.

Кукла загрустила. Дети жалеют еe.

Воспитатель: Что случилось с тобой, кукла?

Кукла: У меня есть подружка, вот мы с ней поспорили, а я так и не знаю, кто из нас прав. Я считаю, что вода нужна только человеку, а подружка считает, что и растениям, и животным.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кому нужна вода».

Ход игры:  На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. На каждого ребенка подготовлен конверт с картинками-схемами (например – стул, дерево), нужно выбрать нужную и прикрепить к стрелке.

         Дети рассматривают картину и объясняют, кому нужна вода и для чего.  

Кукла: Ой, теперь я поняла. Вода нужна всем  живым на земле. Побегу, расскажу своей подружке. (Кукла уходит)

   Воспитатель: А мы с вами продолжаем знакомиться  с удивительными свойствами воды.                                                                                                  

3. Создание проблемной ситуации.                                                                                    Подумайте. Откуда берётся вода в кране?                                                             Рассказ воспитателя. Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.  В кране вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относится бережно, не оставлять без надобности открытые краны. А как рождается речка? Хотите знать? (Кладем широкую и длинную полоску голубой ткани.) На земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Вот эта широкая и длинная полоса ткани – главная  река, а узкие голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку.             А как попадает вода в речку?                                                                                      Дети рассматривают схему круговорота воды в природе и рассказывают, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняю как это происходит.

5. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»: Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка напоминающая звуки дождя.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать.

Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).

 Плывут Капельки  в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.

 Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх).

 Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не залезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.  

 6.Чтение стихов:

«Дождик»

Дождик, дождик поливай

Будет хлеба каравай

Будут булки ,будут сушки

Будут вкусные ватрушки.

«Водопроводчик»

Эй, молодчик! Ты водопроводчик?

Загляни в квартиру пять

Стало кухню заливать

С краном кухонным беда

Через кран бежит вода

Кран закрутим, все устроим

Воду живо успокоим.

7.  Посещение лаборатории «Воды». Проведение опытов. (Приложение №1)

 Так что же такое вода? Давайте посмотрим. Я предлагаю вам пройти в нашу исследовательскую лабораторию и посмотреть.

 Опыт №1. Вода прозрачная.

 На столе стоят 2 стакана. Один с водой, другой с соком. В оба стаканчика положить ложечки.

Воспитатель: В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? (Ответы детей.)

Вывод: Вода прозрачная, а сок - нет.

 Опыт № 2. У воды нет вкуса и запаха.

 Воспитатель предлагает попробовать воду, через трубочку.

 Есть ли у нее вкус? (Ответы детей). Есть ли у неё запах?

 Добавить в воду сахар, а затем соль. Попробовать на вкус. Что можно сказать?

Вывод: Вода изменила свой вкус. При добавлении сахара – стала сладкой, при добавлении соли – соленой. Вода не имеет вкуса.        

Опыт № 3. «Очищаем воду»

Предложить детям  с помощью ватных дисков, марли провести очистку воды. Воду смешать с песком, затем одну часть раствора пропустить через несколько слоев марли, а другую через ватные диски. По окончании эксперимента дети рассказывают о результатах своих опытов.

Вывод: Вода, смешанная с песком  очистилась через ватный фильтр, он плотнее, чем марлевый. Это вещество не полностью растворилось в воде и при фильтровании осталось на фильтре.

Опыт № 4. Вода жидкая и не имеет формы.  Дать детям 2 тазика: один тазик большего размера с водой, второй  меньшего размера - пустой, предложить перелить воду из одного тазика  в другой.

 Что происходит с водой? Вода льется. Почему? (Ответы детей). Часть воды осталась в первом тазике. Почему?

Вывод: Вода жидкая, льется и принимает форму предложенной ёмкости.

Итак, мы выяснили, что вода не имеет запаха и вкуса, она прозрачная и жидкая, не имеет формы.

 8. Отгадывание загадок (Приложение №4)

 Воспитатель: -Посмотрите на эти экологические знаки (Приложение №3):

- Что они обозначают?

- Давайте придумаем свои правила,  чтобы наша вода и в реках,  в озёрах, и в морях была чистой.

- Молодцы! Хорошо поработали.

9. Рефлексия:

         - Сегодня на занятии мы узнали: без воды жить нельзя, её нужно беречь, чтобы она зря не текла, всегда закрывать краны после использования. Вода нужна для питья, стирки белья, чтобы варить еду, мыться, поливать растения. Где и в каком виде может быть вода?  Из опытов мы узнали, что вода прозрачная, без вкуса и запаха, может литься, потому что жидкая. В ходе игры мы узнали, что из капелек образуются маленькие ручейки, из ручейков образуются реки, а из рек – моря и океаны, а когда солнышко пригревает, капельки испаряются, улетая в небо, и превращаются снова в туч

Список литературы

1.Бондаренко, Т.М.  Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст]/  Т.М.Бондаренко - Воронеж.,2006

2.  Заринова ,А.   Элементарная поисковая деятельность в детском саду [Текст]   А.Заринова // Дошкольное воспитание.,  № 7-94.

 3. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. [Текст] / А.И.Иванова - М., 2004.

4.Рыжова, Н.А. Волшебница – вода [Текст] / Н.А.Рыжова - М.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по экспериментированию с детьми старшей группы «Эта удивительная вода»

В данном конспекте представлен очень интересный и увлекательный материал по эксперементированию. В игровой форме дети знакомятся со свойствами воды, ее нахождении в природе, агрегатных состояний воды....

Познавательно - исследовательский проект "Удивительная вода"

Знакомство младших дошкольниковсо свойствами воды. Развитие социально - эмоциональной сферы детей....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Удивительная вода» ( старшая группа)

Конспект  по опытно-экспепементальной деятельности "Живая вода" для детей старшей группы...

«Эта удивительная вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе детского сада по теме: «Эта удивительная вода»...

Конспект НОД "Эта удивительная вода"

Создание условий для формирования представлений о свойствах воды....

Удивительная вода

Программное содержание1. Познакомить детей опытным путем со свойствами воды и разными состояниями (твердая, жидкая, газообразная);2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;3. В...

"Удивительная вода"

Обогащение, расширение и систематизация представлений детей дошкольного возраста о воде;  развитие творческой личности, стремящейся к исследованиям окружающего мира....