Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Щербакова Любовь Анатольевна

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                МДОУ №26 п. Бородинское Поле

                                      «Теремок»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе           «Жизнь первобытного человека»

                                                                   Составила воспитатель:

                                                                         Щербакова Л.А.

                                        2016 г.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предметы – заместили. Способствовать развитию мелкой моторики.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о первобытных людях, просмотр презентации, чтение о первобытных людях «Моя первая энциклопедия».

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Картины с древним человеком, презентация « Первобытный мир», картинки современных животных (слона и тигра), запись музыки(звуки джунглей и таинственная музыка леса), лист смятой бумаги и уголь для рисования.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня нас с вами ждет удивительное путешествие в далекое прошлое. Сейчас я расскажу вам правдивую историю.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ( звучит музыка – звуки джунглей)

Жил на свете первобытный человек

Он впервые в жизни видел даже снег

Строил хижины, готовил дичь

И бросал он обезьянам громкий клич.

Палкой землю ковыряя,

Пропитанье добывал,

И законы от природы

Очень чётко соблюдал.

Воспитатель: Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации и слайд№1). У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, правда, он был быстр, ловок и сообразителен.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Посмотрите, во что был одет древний человек? (показ картин)

Дети: Древний человек был одет в шкуру.

Воспитатель: Да, тогда не было современной одежды. Из костей, добытых на охоте животных, человек научился делать иглы, чтобы сшивать шкуры животных и делать из них одежду. А кто знает, зачем ему шкура?

Дети: Шкура нужна была первобытному человеку, чтобы не замерзнуть. Шкура защищала от холода.

Воспитатель: Может быть, вы сможете сказать, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя.)

Дети: Чтобы выжить ему нужна была вода, еда и дом.

Воспитатель: Как вы думаете, где жили древние люди?

Дети: Они жили в пещерах и строили шалаши из веток. (показ слайда№2.3 и №4, №5)

Воспитатель: Давайте представим, что мы тоже с вами в пещере. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее.

Дети: Развести огонь

Воспитатель: Да, хорошо было бы развести костер, вот и дрова приготовлены( воображаемые). Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей). Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Древние люди ждали, когда будет гроза. Молния ударяла в какое-нибудь дерево, и оно загоралось. Тогда люди брали ветку, поджигали ее от горящего дерева и разводили костер в своем жилище или около него. Потом люди научились добывать огонь.

Они находили два камня, которые называются кремень. Чтобы добыть огонь, нужно было набрать сухой травы или мха, сильно стукнуть кремень о кремень - выскочит огненная искра. Она подожжет мох. ( слайд №6 и №7)Только стучать нужно было осторожно, чтобы не пораниться (не стукнуть по пальцам) .

А в тех местах, где нет кремния, пользовались сухой палочкой специального дерева. Вниз подкладывали сухую траву, на нее ставили палочку и терли ее между рук. Палочка нагревалась, трава загоралась(показ слайда №8).Ну, вот сразу стало светло и тепло.

Игра «Пламя огня»

Огонь только родился, он еще слабый и неуверенный.

Дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища.

А теперь огонь набирает силу, растет.

Дети медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.

Языки пламени колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец.

С поднятыми над головой руками, дети наклоняют корпус вправо-влево, затем кружатся.

Языки огня то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

Сопровождая движения тела движениями рук, дети то нагибаются, то вытягиваются вверх, приподнимаясь на носочки, то садятся на корточки, вытягивая руки вперед, изображая стелющийся огонь.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо показали огонь. Садитесь на свои места. Ребята как вы думаете, для чего ещё первобытным людям мог понадобиться огонь?

Дети: Готовить кушать, жарить животных.

Воспитатель: Ребята кто из вас знает, как первобытные люди добывали пищу?

Дети: охотой, рыбалкой, собирали корни растений, ягоды.( показ слайда № 13, 14, 15 ).

Воспитатель: А чем люди добывали себе пищу? Наводящие вопросы.( слайд № 9. 10,11,12)

Слышатся звуки дикой природы.

Воспитатель: В те далекие времена на земле водились мамонты. (слайд №16 ). На какого зверя похож мамонт?

Дети. На слона.

Воспитатель. Верно. А чем мамонт отличается от слона и чем похож на него?

Ответы детей.

Воспитатель. Как вы думаете, зачем им хобот, бивни и длинная шерсть?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, слоны и мамонты - родственники (сравнивают картинки).

Мамонты появились много миллионов лет назад. Мамонты жили в холодных уголках нашей планеты: в Арктике, на холодных сухих лугах северных районов Европы, а также в Сибири и в Северной Америке, а слоны обитают в теплых краях. Вот только мамонты вымерли давным-давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут в Азии, Индии и Африке.

У слонов, как и у мамонтов, есть длинные зубы-резцы (бивни) и хоботы. Взрослые слоны гордятся своими мощными бивнями. Они нужны животным, чтобы выкапывать из земли корни и траву, - так же делали и мамонты, разрывая снег в поисках пищи. А также бивни используются в драках и при защите своих детенышей. Косматая "шуба" согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Ученые до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-то ужасная эпидемия или первобытные люди истребили последнего мамонта на земле…

А еще в те времена в лесах и на лугах Северной Америки водились саблезубые тигры (слайд №17). Это был один из самых удачливых охотников ледникового периода.

На каких современных животных он похож?

Ответы детей.

Воспитатель. Этот огромный хищник очень похож на современных больших диких кошек - львов и тигров (сравнивают картинки) .

Крупный саблезубый тигр был размером со льва. Он мог быстро бегать, но только на короткие расстояния. Хищник незаметно выслеживал добычу, неслышно подкрадывался, а затем внезапно нападал.

У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти резцы длиннее человеческой ладони! Скажите, чем, по вашему мнению, питались саблезубые тигры?

Ответы детей.

Воспитатель. Он мог нападать на животных гораздо крупнее себя, например, на мамонтоов.( слайд №18,19,20,21.22 ) Но когда начался ледниковый период, в этой местности стало меньше пищи для травоядных животных, на которых охотились саблезубые тигры. Травоядные животные со временем стали уменьшаться в размерах и становились более ловкими. Саблезубые тигры не могли раздобыть достаточно пищи для прокорма и постепенно вымерли. Это произошло примерно 11 тысяч лет назад.

Но вот человек после охоты поел. Прилег в пещере на мягкую шкуру, поспал. А что делать потом? Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книжку не прочтешь. Что делать? (Размышления детей)

- Человек стал… РИСОВАТЬ! На чем? На стене пещеры. А чем? Карандашей нет, и красок. А вот уголек от сгоревшего костра оставляет хороший черный след! (Показ слайдов №23, 24, 25, 26, 27 с изображением наскальных рисунков). Чего и кого тут только нет! А вы что увидели? Дети перечисляют: деревья, люди, животные.

Да, очень загадочный и интересный древний мир.

Звучит тихая музыка.

Воспитатель. Вот и заканчивается наше путешествие в древний мир. Скажите ребята, вам понравилось наше путешествие в древний мир? Ответы детей…А что вам запомнилось? Да древний мир очень интересный и сложный. Древним людям было легко жить?

Ответы детей: Первобытным людям было тяжело. Они с трудом добывали еду, одежду и т. п

Воспитатель: Что им необходимо было делать, чтобы выжить в нелегких природных условиях?

Дети: Первобытные люди должны были много думать, трудиться.

Воспитатель: Верно. А еще ребята первые люди были очень дружны, помогали друг другу и всегда

Воспитатель: А давайте ребята, все ваши впечатления о нашем путешествии вы изобразите на наскальных рисунках. Из костра достаньте угли . Возьмите куски скалы ( бумага). Если лист бумаги помять, то он очень похож на каменную стену ( воспитатель показывает смятый лист бумаги).Рисовать можно на любых поверхностях, но это уже будет на другом нашем занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Человек – творец»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с творческой деятельностью взрослых. Показать значение для людей таких профессий, как художник, писатель, композитор, исполнитель. Показать, что для ...

презентация для занятия по познавательному развитию в старшей группе "Вода для человека"

совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека)...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Я - человек»

Дать понятие, что человек - живое существо. Он чувствует, видит. Растет и с ростом изменяется его внешность. Закрепить понятие «Линия жизни», знания о профессиях...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Пять помощников человека»

Программное содержание: закрепить знания детей об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа) - (зрение, слух, обоняние , вкус, осязание).Интеграция образовательных областей: «Познание...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Жизнь птиц зимой"

уточнить знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, желание помогать им....