Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Человек – творец»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вертягина Елена Геннадьевна

Программное содержание: продолжать знакомить детей с творческой деятельностью взрослых. Показать значение для людей таких профессий, как художник, писатель, композитор, исполнитель. Показать, что для овладения этими профессиями необходимо много учиться, как и в любом деле, но помимо этого человек должен быть творческим, обладать соответствующими способностями и талантом. Расширять кругозор детей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение слушать и понимать музыкальные произведения, умение выслушивать  мнения других, высказывать свое мнение, делится впечатлениями. Продолжать работу над связной речью, над ее выразительностью, умением выражать словами свои чувства и эмоции.

Словарная работа: творческая профессия, художник, писатель, композитор, исполнитель, произведение.

Материалы и оборудование: картины, книги, ноутбук с колонками, диск с записью П.И.Чайковского «Детский альбом», портрет П.И. Чайковского, ноты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_tvorets.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Человек – творец»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с творческой деятельностью взрослых. Показать значение для людей таких профессий, как художник, писатель, композитор, исполнитель. Показать, что для овладения этими профессиями необходимо много учиться, как и в любом деле, но помимо этого человек должен быть творческим, обладать соответствующими способностями и талантом. Расширять кругозор детей. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение слушать и понимать музыкальные произведения, умение выслушивать  мнения других, высказывать свое мнение, делится впечатлениями. Продолжать работу над связной речью, над ее выразительностью, умением выражать словами свои чувства и эмоции.

Словарная работа: творческая профессия, художник, писатель, композитор, исполнитель, произведение.

Материалы и оборудование: картины, книги, ноутбук с колонками, диск с записью П.И.Чайковского «Детский альбом», портрет П.И. Чайковского, ноты.

Ход занятия:

- Ребята мы с вами много говорили о профессиях взрослых людей. Давайте вспомним, какие у нас существуют профессии. Для чего они служат? (ответы детей)

- Но есть особые профессии людей, их называют творческие профессии. Это люди творческого труда. Это художники и скульпторы, поэты и писатели, композиторы и музыканты, артисты, певцы и танцоры.

- Все они своим творчеством помогают нам лучше  увидеть и понять окружающий нас мир, природу, улучшает наше настроение, обогащают нас духовно.

- Сегодня мы поподробнее остановимся на некоторых профессиях и поговорим с вами о них. Посмотрите, какие красивые фотографии  и картины висят на стене.

- А кто пишет картины, как назвать людей этой профессии (ответы детей)

- Они своим талантом, своим умением создают произведения изобразительного искусства.

- С помощью чего создают свои произведения художники. Что нужно ему для работы(ответы детей)

- Как вы думаете, каждый может нарисовать такую картину?

- Для этого нужен талант, способности, долго учится. Художник в своих произведениях передает свое настроение, свое впечатление об окружающем, а мы с вами рассматриваем эти картины и его настроение передается нам. Художники, которые оформляют книжки  называются: художники – иллюстраторы. Они своими иллюстрациями помогают нам лучше понять содержание книги

- А кто пишет сами книги? (писатели)

- С помощью чего они пишут?(с помощью слов)

- Быть писателем непросто. Как и художник, писатель должен уметь наблюдать, замечать то, на что, может быть, не обратили внимание другие люди и свои впечатления выразить в художественном слове.

- Очень хорошо о такой особенности писателя, поэта рассказано в стихотворении Э.Мошковской:

Вышел на улицу дворник,

Дворник заметил

Грязную лавочку.

Вот показался садовник.

Садовник заметил

вредную бабочку

вышел пилот

и заметил погодку.

Вышел танцор

И заметил походку.

Портной заметил,

кто как одет…

а кто что заметил,

замети поэт!

- Ребята скажите каждый может быть писателем?(нет, не каждый)

- Также как и художнику надо иметь талант, способности и долго учится. Мы с вами тоже пользуемся словами, тем самым развиваем свою речь. Для этого мы с вами читаем, пересказываем, сочиняем рассказы, сказки.

- А хотите, попробовать стать поэтами. Поэт не только пишет, он должен уметь рифмовать слова.

- Игра «Подбери рифму»

Заглянул щенок в окошко:

Чем же лакомится …(кошка)

Ходят всякие тут, ишь!

Смотрит зло на кошку ….(мышь)

Может, хватит, мышка злится?

Прочирикала ….(синица)

Ничего не произнес

Под кроватью спящий …. (пес)

Домовой понять не мог,

Кто ключом открыл ….(замок)

И в подвале и на крыше

Вас с улыбкой встретят ….(мыши)

- Под стихи можно делать физические упражнения, так как они обладают ритмом.

Физкультминутка: Буратино потянулся,

                                   Раз нагнулся, два нагнулся,

                                   Руки в стороны развел,

                                   Ключик видно не нашел,

                                   Чтобы ключик нам достать,

                                   Нужно на носочки встать.

- Ребята, если придумать музыку к стихам написанным поэтом, то получится песня. Вы много слушали песни по радио, телевизору, сами поете на музыкальном занятии. Кто пишет музыку? (композитор)

-  Музыка бывает разная: одни пишут песни, другие пишут классическую музыку, которою исполняют большие оркестры (в театре, в опере, в балете)

- Каждый композитор записывает свою музыку с помощью нот (показать детям ноты). Зачем он это сделал? Чтобы то, что он сочинил, не забылось, и чтобы другой человек мог исполнить его творение.

-Скажите ребята, какие вы знаете ноты (ответы детей)(показ нот)

- А мы можем услышать мелодию глядя на эти ноты. А что нужно сделать, чтобы услышать мелодию? Нужно сыграть. Любой ли человек может ее исполнить.(детям предлагается подойти к инструменту и поиграть, прочесть ноты. Ребята понимают, что они не могут этого сделать. И не только,  потому что не знают нот, но и потому, что исполнение музыкальных произведений нужно учиться)

- Очень важно, чтобы исполнитель был тоже человеком творческим. Чтобы смог передать все чувства, которые композитор заложил в эту мелодию. Одним из таких великих, русских композиторов был Петр Ильич Чайковский.

- Сейчас мы с вами послушаем произведение П.И.Чайковского «Детский альбом». А исполняет его исполнитель на фортепиано Яков Флиер.

- Какой характер произведения?

- Расскажите, что вы услышали? Произведение называется «Болезнь куклы». Ведь композитор не сказал ни одного слова, а вам стало жаль куклу. Если Петр Ильич Чайковский мог сейчас видеть и слышать вас, он бы обрадовался, так как не напрасно трудился: то, для кого он писал – дети поняли его, смогли услышать почувствовать грусть, печаль девочки, у которой заболела ее любимая кукла. Вот этим своим умением услышать вы и  помогаете композитору и исполнителю. Они точно знают, что их творчество нужно людям.

- Вы обратили внимание, что все слушали одно и тоже произведение, а услышали его немножко по разному. Очень важно научить себя вслушиваться в произведение, тогда можно понять что же хотел сказать своей музыкой композитор.

- Ребята, не все мы сможем стать композиторами, художниками, писателями. Но можем стать образованными, внимательными, благодарными слушателями, зрителями, сможем оценить талант художников, писателей, композиторов. Для этого тоже надо учиться, больше читать книжек, рассматривать картины, ходить в театры, в музеи.

- На этом наше занятие подошло к концу, скажите ребята, а вы ходите со своими родителями в театры, в музее, на выставки(ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Правила вежливости в лесу»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме:«Правила вежливости в лесу»Цель: познакомить детей с правилами поведения в природе.Программные задачи:Обучающие: познако...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие в страну здоровья"

Направление: Познавательно - речевое.Образовательная область: " Познавательное развитие", "Физическое развитие".Цель: формировать валеологическую культуру подрастающего поколения.З...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь первобытного человека»

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...