«Знакомство Незнайки со свойствами воды».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Червякова Анастасия Петровна

Конспект занятия по  ознакомлению с окружающим миром  в средней группе                                                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_neznayki_so_svoystvami_vody.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект занятия по  ознакомлению с окружающим миром  в средней группе.                                                                                                                             Тема: «Знакомство Незнайки со свойствами воды».

Автор: Червякова Анастасия Петровна, воспитатель МАДОУ № 163                                         г. Кемерово, Кемеровская область.

Цель: обобщение знаний детей по развитию представлений об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные : Знакомить  с приемами элементарного экспериментирования, знакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много не известного, уточнить у детей об использовании воды, формировать представления детей рационально использовать водные ресурсы, уточнить значение воды для всего живого.

Развивающие: Развивать исследовательские способности у воспитанников, представления о свойствах воды, развивать любознательность, мышление речь детей, ввести в  активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная,  прозрачная, развивать вкусовой анализатор.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действиях, воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:                                                                                                  1.Игровой  (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты)      2.Наглядный  (панно «Кому нужна вода», схемы, символы).      3.Практический  (опыты)                                                                         4.Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

  1. Изготовление панно «Кому нужна вода»                                                            2.Чтение рассказов, сказок познавательного характера.                              3.Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).                                                    4.Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материал и оборудование: Панно «Кому нужна вода», инвентарь для опытов:  стаканы с водой   (по количеству детей),   пустые  пластиковые стаканы,  соль,  сахар,  зелёнка,  марганцовка,  ложечки одноразовые,  трубочки,  лимон, разноцветные пуговицы; символы, обозначающие свойства воды, эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран». кукла Незнайка.

Ход занятия

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие: у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. (с игрушкой Незнайкой) Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем?                                                                                                                         Дети: Поможем.                                                                                            Воспитатель:  Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята тоже только знакомятся  со свойствами  воды, но вместе, я уверена, мы всё выясним.                       Воспитатель: Ребята, так что же такое вода?                                                         Дети: вода – это жидкость, она прозрачная, её пьют.                                 Воспитатель:  Верно, ребята. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Давайте в этом убедимся, немного поэкспериментировав. Но для начала вспомним правила поведения при проведении опытов.                                                                                                        Дети: Внимательно слушать воспитателя, не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу, после каждого опыта  сделать вывод. Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой. Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.                                                   Опыт № 1 «Вода – это жидкость».                                                           Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.                                     Опыт № 2 «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком пуговицы, стакан с водой. 

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?                                Дети:  вода белая, прозрачная.

Воспитатель: Мы не будем спорить, а убедимся в этом на следующем опыте. А знаете ли вы,  какого цвета молоко?                                                                                    Дети: белого цвета молоко.                                                                            Воспитатель:  Правильно, белого. Какие вы умненькие. Давайте немного поиграем, закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша  задача отгадать, какого  цвета пуговицы я опустила?

Воспитатель опускает пуговицы в молоко

Воспитатель: Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы  можете сказать?                                                                                         Дети: нет.                                                                                                                                                                                   Воспитатель: Почему?                                                                                                      Дети: Потому что не видно.                                                                                            Воспитатель: Теперь вытащим ложечками на салфетку пуговицы и опустим их в свои стаканы с водой, теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? Дети: да                                                                                                                   Воспитатель:  Почему?                                                                                                  Дети: потому  что вода прозрачная.                                                              Воспитатель: А чтобы вам, ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).  Вода – прозрачная, но принято обозначать её голубой или синим цветом. Ребята, а я  ещё знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь?                                                                                                                                                Дети: да, хотим.

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?                                                Дети: да, вода в первом стакане стала красной, а в другом стакане – зелёной.                                                                                Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.    Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома. А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?                                                                            Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.                                               Воспитатель: Скажите, кому нужна вода?                                                                   Дети: Животным, растениям, человеку.                                                      Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А, что человек делает при помощи воды?                                                                                          Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка.                                                                                              Поскакали!                                                                                                                      Дети прыгают на двух ногах на месте                                                                                                     По песочку!                                                                                                                   трут ладошкой о ладошку                                                                                                 По камушкам!                                                                                                        ноготками стучат по полу                                                                                                По болоту!                                                                                                           Ладошками хлопают по надутым щечкам, выдувая воздух

Незнайка:  Спасибо, вам большое, теперь я всё знаю о воде.                  Воспитатель:  А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?                                                       Незнайка: А зачем её беречь? Вон сколько воды!                                     Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.                                                                                                                                 Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).      Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе

Воспитатель демонстрирует

Воспитатель: Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?                                                                                                                     Дети:  сладкая, солёная                                                                                 Воспитатель: Как вы думаете, что вы добавили в воду?                                              Дети: соль, сахар.                                                                                                Воспитатель: Ребята, а какой на вкус лимон?                                                                 Дети: кислый.                                                                                                         Воспитатель: А конфета?                                                                                                 Дети: сладкая.                                                                                            Воспитатель: Так есть ли вкус у воды?                                                                         Дети: нет.                                                                                                               Воспитатель: Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием ее пьет, и чтобы выразить свое чувство, говорит:             «Какая вкусная вода!», хотя  на самом деле вкуса не ощущает.                                                 Вывод:  вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. (символ свойства вкуса)

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».                                                                    Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Возьмите стакан с соком. Понюхайте его. Какой это сок? Дети: апельсиновый.                                                                                        Воспитатель: А как вы догадались, что он апельсиновый?                                      Дети: пахнет апельсином.                                                                                    Воспитатель: Так есть ли запах у воды (изображение с этим свойством воды)                                                                                                                            Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Вывешивается символ этого свойства воды.

Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменять цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете?                                                                Дети: нет, не может.                                                                                                         Воспитатель: Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.                                                                                       Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка. Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?

Работа с панно «Кому нужна вода»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?                                                                                                                    Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.                                                       Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы).                                                                          Дети:                                                                                                                              1.Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить                                               2.Вода – бесцветная                                                                                                                         3.Вода – безвкусная                                                                                                      4.Вода не имеет запаха.                                                                                     Воспитатель: А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка - напоминание «Помыл руки, плотно закрой кран».                               Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я  кран всегда плотно буду закрывать.    Воспитатель: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны?                                                                                         Дети: да.                                                                                                         Воспитатель: У меня для вас есть сюрприз (цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки?                                            Дети: заморозить разноцветную воду

Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему.

Посмотрите, ребята лед на наших ладошках  от теплоты рук начал таять? А когда лед тает, то он во что превращается?                                                                    Дети: в воду.                                                                                          Воспитатель: Давайте, побежим на наш участок, спасать цветные льдинки? Незнайка, и ты с нами!

Воспитатель предлагает цветными льдинками украсить участок на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство со свойствами воды, целостные представления о воде как о природном явлении»

Цель: Создать целостные представление о воде как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная). Воспитывать бережное отношение к воде....

«Жили у бабуси два веселых гуся» Упражнения для знакомства детей со свойствами воды.Младшая группа

Младшая группаУпражнения для знакомства детей со свойствами воды....

Конспект ОД по ОО " Познавательное развитие". Тема: "Знакомство с основными свойствами воды".

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по ОО " Познавательное развитие" Тема: "Знакомство с основными свойствами воды"....

Конспект занятия. Тема: «Знакомство детей со свойствами воды». Проведение опытов.

Данный конспект содержит описание занятия, с помощью которого вы сможете познакомить детей с водой, ее свойствами, качествами с помощью опытов. Сможете решить следующие задачи:...

Вода. Знакомство со свойствами воды.

Занятие с детьми второй младшей группыВода. Знакомство со свойствами воды....

" Знакомство детей со свойствами воды"

Наша жизнь не возможна без воды. Вода нам нужна, чтобы утолять жажду, готовить еду, соблюдать чистоту. Вот так близка нам вода, но в то же время так не понятна. Все дети любят с ней играть, а ответить...

"Удивительные приключения воды". Знакомство со свойствами воды. Экспериментирование в группе детей младшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель: 1.  Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать  бл...