Конспект занятия "Путешествие по пустыне"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Олейникова Татьяна Леонидовна

Цели:

Дать детям представление о пустыне.

Задачи:

1.  Показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в этих суровых условиях.

2.   Развивать у детей логическое мышление, способность ви­деть причинно-следственные связи в природе.

3.  Активизировать речь детей.

4.   Вызвать интерес к верблюду как к очень специфическому животному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx_puteshestvie_po_pustyne_1.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 2097» Дошкольное отделение по адресу

б-р Яна-Райниса 47/2,(корпус №11).

НОД ( Коммуникация)

Конспект занятия

Тема                            Путешествие по пустыне

-познание

-социализация

-коммуникация

Воспитатель

Группы №3

Олейникова Т.Л.

Москва, 2015

Конспект занятия

Путешествие по пустыне

Цели:

Дать детям представление о пустыне.

Задачи:

  1. Показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в этих суровых условиях.
  2. Развивать у детей логическое мышление, способность видеть причинно-следственные связи в природе.
  3. Активизировать речь детей.
  4. Вызвать интерес к верблюду как к очень специфическому животному.

Обеспечение: макет пустыни или мультимедийная установка, несколько фотографий верблюдов, макет ноги верблюда: кусочек поролона с воткнутой в него палочкой или гвоздиком.

Ход занятия

Пальчиковая гимнастика «Ручки проснулись»

Ручки на коленках лежат и пока что крепко спят

Вот одна рука проснулась (вытянуть руку)

Сладко-сладко потянулась

Улеглась она опять видно будет отдыхать

И другая вот проснулась (вытянуть руку)

Сладко-сладко потянулась

И обе ручки проснулись, и сладко потянулись

А теперь мы станем киски (изображаем пальчики коготочки)

Не подходи к нам близко

Поцарапаем немножко, но мы ребята , а не кошки

На коленки забрался слон, начал громко топать он (сжимаем ручки в кулачки стучим по коленкам произнося топ, топ, топ)

И лошадки прискакали, и копытцами стучали (перебираем пальчиками и при этом цокаем язычком)

Воспитатель:

Послушайте, что я вам сейчас расскажу. Жил на Востоке один знаменитый путешественник; звали его Али. Была у него внучка Батагоз, которая жила в городе. Приехала она как-то к дедушке в гости, но его не предупредила. А он в это время собрался в далекое путешествие в город Чарджу. Неблизкий путь выбрал Али, ведь дорога проходила через пустыню Кара-Кум, по которой нужно было ехать 10 дней. Батагоз очень захотелось поехать вместе с Али. Она так просила, что дедушка согласился.

Весь следующий день они посвятили подготовке к путешествию. Рано утром пригнал Али из степи двух верблюдов, у которых было по два огромных горба. Приготовили путешественники запас пищи и воды, а на следующий день отправились в путь. («Ребята, для чего они взяли с собой так много пищи и воды? Посмотрите на пустыню, что вы там видите? А кто запомнил, сколько дней должно было продлиться их путешествие?»)

Батагоз сидела между двух горбов. Перед ней открылся огромный мир из желтого песка .Изредка она видела кусты верблюжьей, колючки — растения пустыни. (Дети рассматривают все это на слайде, а педагог показывает.) Солнце палило нещадно. Дедушка и Батагоз очень уставали за день, но лишь на ночь они останавливались, чтобы отдохнуть и набраться сил.

На одной из таких остановок Батагоз спросила: «Дедушка, а почему я, как только слезаю с верблюда,  сразу же проваливаюсь в песок, а верблюд не проваливается? Может, у него какие-нибудь особенные ноги? (Ребята, давайте посмотрим, как устроена нога верблюда). Примерно так, как эта модель. Коля, опусти в песок гвоздик острой стороной. А теперь переверни и попробуй проткнуть песок той стороной, где поролон. Ребята, поняли, почему нога верблюда не проваливается? А теперь рассмотрите фотографии верблюдов. (Ответы детей.) Вот так и сказал дедушка своей внучке: «Посмотри, какая широкая у него стопа».

Дедушка, почему он ноги не обжигает? Песок такой раскаленный, а он идет босиком. Мы с тобой можем прикасаться к песку только ночью, когда он остынет. («Ребята, кто-нибудь слышал, почему так бывает?») «А потому, моя девочка, что у верблюда на стопе очень толстая и твердая кожа. Она напоминает мозоли, которые иногда появляются у человека, поэтому всех верблюдов называют Мозоленогими».

«А почему у него на шее и на груди так много шерсти? У других животных много шерсти на спине, а у него — впереди». (Ребята, а вы как думаете)? Посмотрите на модель, на фотографии. Какие растения растут в пустыне? Что ест верблюд? Как ему помогает шерсть на шее?» (Ответы детей.) Дедушка ответил: «Он ест жесткие и колючие растения; чтобы не уколоться, впереди у него густая и длинная шерсть». «Дедушка, а почему здесь колючек совсем не видно? Раньше их было больше». (Ребята, как думаете, почему)? (Ответы детей.) Вот и дедушка так же объяснил: по краям пустыни воды побольше, а в центре — один песок; здесь даже верблюжьи колючки расти не могут.

Батагоз подошла к верблюду, погладила его и спросила дедушку: «Зачем верблюду такая густая и длинная шерсть? Ведь в пустыне и так жарко». «А зачем нам халаты и мохнатые шапки?» — спросил дедушка. (Ответы детей.) «Как — зачем? — усмехнулась Батагоз. — Ведь это спасает нас от жары. Без них наша кожа сгорела бы на солнце». («Ребята, так что же спасает верблюда от солнечных ожогов?»)

После разговора они уснули, а на следующее утро снова двинулись в путь. Ехали они долго, у Батагоз совсем уже не было сил. Она хотела пить, как вдруг впереди показались зеленые деревья. И когда они приблизились, то увидели между деревьями ручей, бьющий из глубины. Это был оазис. (Показывают его на макете.) Там они напились воды и отдохнули в тени деревьев. До города оставалось еще три дня пути.

Долго ли, коротко длилось их путешествие, устали дедушка и Батагоз от путешествия. Устали и верблюды; горбы их свалились на сторону. Батагоз стало неудобно сидеть, и она спросила дедушку, почему горбы стали такими. (Ребята, а вы как думаете)? Верблюды 10 дней не ели ничего, кроме колючек, и почти не пили воды. Может быть, дело в горбах?» (Ответы детей.)

А дедушка показал Батагоз мешок, в котором лежала их еда: «Не знаешь, почему он вначале был полный, а теперь стал пустой?» — «Мы же все съели», — ответила девочка. «Вот видишь, мы маленькие, а сколько съели. А верблюд — такой большой, да еще столько работал, вез нас и наши вещи. Ему и еды надо гораздо больше. А он почти ничего не ел и не пил; колючек ведь было мало». — «Так он, что, носит еду в горбах?» — догадалась девочка. «Да, — ответил Али. — До того как отправиться в путешествие, я его хорошо кормил, и он отложил в горбах про запас и еду и воду, а потом ими всю дорогу питался. Вот почему он может гораздо дольше, чем мы, обходиться без еды и воды».

Дедушка Али и Батагоз благополучно добрались до города. Батагоз опустилась на землю и с нежностью погладила своего верблюда, приговаривая: «Спасибо тебе, верблюд! Какой ты хороший, надежный и сильный. С тобой не страшны никакие пески. Недаром тебя называют «кораблем пустыни».

Подвижная игра «Мы едем в зоопарк»

У жирафа пятна(3р) пятнышки везде (2р)

На лбу, ушах, на шее на локтях

Есть на носах, на животах коленях и носках (показываем на части тела

в соответствие с текстом)

А у зебры есть  полоски, есть полосочки везде (2р)

На лбу, ушах, на шее на локтях

Есть на носах, на животах коленях и носках (показываем на части тела

в соответствие с текстом)

У верблюда шерстка(3р) шерсточка  везде (2р)

На лбу, ушах, на шее на локтях

Есть на носах, на животах коленях и носках (показываем на части тела

в соответствие с текстом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по пустыне"

На данном занятии основное внимание уделяется развитию способности детей устанавливать причинно-следственные  связи в природе, поэтому после проблемных вопросов следует выдерживать паузы и тем са...

занятие "Путешествие по пустыне"

Образовательная область Познание (ПИД) в средней группе...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Сценарий занятия "Путешествие в пустыню"

Конспект  интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в пустыню».     Цель: Формирование  общей культуры личности, в том числе развит...

Конспект НОД «Путешествие по пустыне»

Формирование у детей  алгоритмических навыков: умения кодировать и декодировать информацию....

Конспект занятия "Путешествие в пустыню"

Представлен конспект познавательного занятия с элементами пескотерапии для старшего дошкольного возраста....