Конспект занятия "Путешествие в пустыню"
план-конспект занятия (старшая группа)

Дмитриева Ольга Александровна

Представлен конспект познавательного занятия с элементами пескотерапии для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_pustynyu.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Золотая рыбка» комбинированного вида

Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

Ф.И.О. должность педагога: Дмитриева О.А., воспитатель

Дата проведения: 16.02.2022 г.

Направление развития: познавательное

Тема: «Путешествие в пустыню»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель: Развитие познавательной активности детей путем расширения их представлений об условиях жизни живой и неживой природы в жарком климате.

Образовательные задачи:

Закрепить и уточнить представления детей об условиях приспособления к жизни в пустыне животных и растений посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающие задачи:

Развивать любознательность, интерес к экспериментированию, умение находить ответ опытным путем.

Воспитательные задачи:

Воспитывать экологическую культуру, культуру общения и поведения во время проведения опытов.

Методы и приемы:

  • методы формирования сознания (вопросы – ответы, беседа);
  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (повторение правил поведения в песочнице);
  • методы стимулирования поведения (похвала, одобрение);
  • методы организации и осуществления познавательной деятельности (показ, объяснение, задание, рассматривание, опытно-экспериментальная деятельность);
  • методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, релаксационное упражнение).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Материал и оборудование: световой стол, фигурки животных, рептилий («Обитатели Африки»), палочки – по количеству детей, комнатные растения: бегония и кактус, растения пустыни из пластмассы, телевизор, видеоролик «Буря в пустыне».

Место проведения: групповое помещение детского сада.

Ход занятия

Подготовительная часть – приветствие.

Психологический этюд «Доброе утро».

- Ребята! Доброе утро! Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.

Вводная часть. 

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что в нашей группе появилась вот эта картина? Откуда она взялась? Может быть, ее кто-то принес?

- Давайте рассмотрим картину. Кто на ней изображен? (Верблюды).

- Что еще мы видим? Пески.

-Где находятся верблюды, как вы думаете? (В пустыне).

- Как называется самая жаркая пустыня на планете? (Сахара). Хотите отправиться в путешествие по пустыне?

- Как же туда добраться? Кто нам поможет? (Верблюд).

Чтобы отправиться в путешествие, нужно произнести волшебные слова:

РА-РА-РА - начинается игра,

СА-СА-СА - ждут в пути нас чудеса!

Дети строятся за воспитателем и отправляются в путешествие.

(Трек «Музыка_Пустыня»).

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. 

  1. Беседа о пустыне.

Воспитатель: Ну вот мы с вами и на месте. Пустыня - удивительный и волшебный мир песка. И, чтобы этот мир ожил, нам необходимо зажечь «солнышко». 

Включается световой стол.

-Прежде чем прикоснуться к песку, нам нужно вспомнить правила, которые мы должны соблюдать в песочнице:

* Песок не разбрасывать.

* Не сыпать песок мимо песочницы.

* Не брать руки в рот.

* После игры вытереть руки влажной салфеткой.

- Прикоснитесь к песку ладонями и скажите, какой песок на ощупь?

- Вспомните, из чего состоит песок?

- Песчинки  твёрдые или мягкие? (Ответы детей).

- На что похожа пустыня? (На огромное песчаное море. На море есть волны, а в пустыне неподвижные волны – барханы).

- Откуда в пустыне барханы? (Их создает ветер). А если ветер очень сильный, то тогда в пустыне начинается песчаная буря.

-Предлагаю на это посмотреть. Все проходим к телевизору, встаем полукругом.

(Просмотр видеоролика «Песчаная буря»).

- Давайте и мы с вами изобразим ветер в пустыне. Делаем глубокий вдох носом, а выдыхаем – ртом.

Вывод: ветер поднимает песчинки высоко над землей, так возникает песчаная буря.

  1. Опыт «Что происходит с водой в пустыне?".

Воспитатель: Бывают ли в пустыне дожди? (Бывают, но редко).

- Ребята, как вы думаете, что происходит в пустыне с дождевой водой?

Можно ли увидеть лужи после дождя? Давайте это проверим.

- Возьмите стакан с водой, вылейте ее в пробирку с песком. Что происходит с водой? (Вода просачивается через песчинки и уходит вглубь).

Вывод: В пустыне после дождя воды не остается.

Продолжаем наше путешествие.

Дети с воспитателем подходят к световому столу.

3. Игра «Кто спрятался в песке?».

Воспитатель: В пустыне может показаться, что никто не живет. Однако, это совсем не так. Вот чьи-то следы на песке. Значит, обитатели здесь есть.

- Почему никого не видно? (В пустыне живёт много разных обитателей, днем они прячутся от жары и появляются с наступлением вечера, когда скроется солнце).

- Давайте поищем, кто же спрятался в песке.

Дети ищут в песке обитателей пустыни.

- Кого нашел Гриша, Вася и т.д.?  

- Как эти обитатели выживают в пустыне? (Приспосабливаются, охлаждаются, зарываясь глубоко в песок).

  1. Игра «Кто какой след оставляет?».

- Все обитатели пустыни оставляют на песке свои следы.

- Какой след оставляет змея?

- Проходим на свои рабочие места, чтобы это узнать.

- Подвиньте к себе поднос с песком. Сделайте отпечаток фигурки змеи. Возьмите фигурку и прижмите ее к песку.

- Нарисуйте рядом с отпечатком след змеи пальчиком.

- Что делает змея, когда песок в пустыне очень сильно нагревается? (Охлаждается, зарываясь в песок). (Зарывают змею).

- Но вот, наконец, в пустыне пошел долгожданный дождь. (Дети показывают). Давайте это покажем (двумя руками).

- Змея решила выбраться из своего убежища. Отыщите в песке змею.

- Змея, довольная прохладой, уползает. (Нарисуем след).

- А вот по песку бежит скорпион. (Двумя пальчиками).

- Выбравшись из глубокого песка, важно зашагала черепаха. (Двумя руками).

- Вот налетел сильный ветер и стер все следы на песке. (Дети стирают следы).

5. Релаксационное упражнение-импровизация «Путь в пустыне».

(Под музыкальное сопровождение дети выполняют имитационные действия в соответствии со словами педагога.) Трек «Музыка_пустыня»).

Огромная пустыня, солнце высоко, Дети встают на цыпочки и тянутся как можно выше.

Жарко светит. Садятся на пол, закрывая голову руками.

Тяжёлые ноги в песок проваливаются  Дети медленно поднимают ноги от пола, «стряхивают песок»

Хочется присесть и отдохнуть... (Садятся на палас).

6. Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?».

- Нам сейчас было очень тяжело шагать по пустыне. А легко ли по пустыне шагать верблюду? Почему верблюды идут по песку и не проваливаются? (У верблюда копыта плоские и широкие, чтобы было удобно передвигаться по песку). Давайте это проверим.

- Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит? (Палочка проваливается в песок).

- А теперь возьмите крышку и походите по песку. Крышка проваливается в песок? Почему нет? Какой можно сделать вывод?

Вывод: у верблюда широкая мозолистая подошва, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

Воспитатель: Есть ли в пустыне растения? (Верблюжья колючка, кактус, акация). Как они выживают в жарком климате пустыни? (Они приспосабливаются, запасают воду).

7. Опыт «Почему у кактуса колючки?».

Позавчера мы с вами проводили опыт с комнатными растениями: бегонией и кактусом.  Посмотрим, что из этого получилось.

- В пакете с бегонией мы обнаружили капли воды, а в пакете, который накрывал кактус, их нет. Почему, как вы думаете? У бегонии широкие листья, они испаряют много воды, а у кактуса – иголки, они экономят воду, медленно ее расходуют. Поэтому капель воды мы не увидели. Так растением приспосабливается к условиям пустыни.

Вот и закончилось наше путешествие по пустыне. Нам пора возвращаться в детский сад. Верблюд продолжит пересекать пустыню уже без нам. А вы, ребята, вокруг себя обернитесь и в детском саду очутитесь.

Заключительная часть - рефлексия. 

- Вам понравилось наше путешествие?

- Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

- Если вам понравилось путешествие по пустыне, то прикрепите к кактусу красный цветок, а если вы хотите отправиться туда еще раз и узнать что-то новое, то – желтый.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, на память о путешествии я дарю раскраску Пустыни и игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Климатические зоны Земли. Пустыня. Ледяная зона."

Конспект по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, формирующий знания детей о климатических зонах Земли, обогащающий словарь по данной лексической теме, развивающий д...

Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни....

"Путешествие в пустыню" .План - конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Познание " (ознакомление с окружающим миром

Конспект занятия с детьми подготовительной группы в рамках проведения проекта "Чем замечательна Африка"....

Презентация "Обитатели пустыни", НОД "Пустыня".

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Обитатели пустыни"для занятия НОД по теме "Пустыня".. Данная публикация поможет закрепить представление детей о пустыне и ее жит...

Конспект " Удивительный мир пустыни"

Цель  занятия познакомить и расширить  представление детей о животном и растительном мире пустыни. Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни....

конспект занятия "Тайна пустыни" старшая группа

конспект занятия подготовлен для детей старшей группы. Путешествие по пустыне с элементами опытно-экспериментальной деятельности....