Презентация "Обитатели пустыни", НОД "Пустыня".
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

нина сергеевна денискина

 

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Обитатели пустыни"для занятия НОД по теме "Пустыня".. Данная публикация поможет закрепить представление детей о пустыне и ее жителях,расширить знания детей о животном и растительном мире пустыни, особенностях климата,заложить экологическую культуру, вызвать интерес к природе разных климатических зон. Опыт показывает, что дети 6-7 лет без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.

Одной из главных задач, стоящих перед педагогом, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, развитие речи, мышления, активизация умственной деятельности.

Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерных программ PowerPoint, Windows Movie Maker, являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует удерживанию непроизвольного внимания, характерного для детей дошкольного возраста.

Важности презентации кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала, дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения, позволяют сделать занятие насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.

Буду рада,если данная презентация поможет Вам в работе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД "Пустыня".

Цель: закрепить знания детей о животном и растительном мире пустыни.

Задачи: 

1. Расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни, особенностях климата; побуждать детей сравнивать объекты, нарисованные на отдельных картинках, формировать пространственную ориентировку.

2. Развивать фантазию, воображение, познавательный интерес к жизни в пустыне, память, умение анализировать, делать выводы, обогащать и активизировать словарь.

3. Воспитывать экологическую культуру, вызвать интерес к природе разных климатических зон.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, парами.

Оборудование: глобус, игрушка-мишка, карандаши, шерсть верблюда, пособия: Н.Г. Салмина «Учимся думать» («Что за чем следует?»), ч.2, стр. 18;; мультимедийный проектор, презентация о пустыне, листочки, подготовленный ранее родителями ящик для создания макета.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, знакомство с природными зонами, растительным и животным миром пустыни, чтение худ. литературы.

Ход .

Воспитатель: У нашего друга Мишутки возникла проблема - ему по почте пришла открытка. Прочитать ее Мишка не может. Давайте ему поможем. (ребенок читает содержание).

«Дорогой Мишутка! Приглашаю тебя на День рождения!

Верблюжонок из пустыни Кара-кум».

Воспитатель: А где находится пустыня? (путешествие по глобусу)

В какие цвета окрашены разные зоны: что обозначает зеленый цвет, голубой, белый, коричневый, желтый?

Ответы детей.

Воспитатель: Какая самая большая пустыня на Земле?

Ответы детей:(Сахара).

Воспитатель: Назовите самую близкую к нам пустыню, где живет Верблюжонок. Ответы детей: (Кара-кум).

Физкультминутка:

Три медведя шли домой, папа был большой-большой,

Мама чуть поменьше ростом, а сынок – малютка просто.

Очень маленький он был –

С погремушками ходил. динь-динь, динь-динь…

Основная часть:

Воспитатель: Каким видом транспорта Мишутка может отправиться в пустыню?

(Ответы детей)

Он любит летать на воздушном шаре.

Чтобы шар поднялся в воздух, нужно выполнить задание (Работа детей в тетрадях «Учимся думать» («Что за чем следует?»).

Некоторые дети и Мишутка думают: «Раз пустыня, - значит, там совсем пусто.

Показ презентации.

Воспитатель: Ребята, а чего в пустыне много?

Ответы детей:(песка, солнца).

Воспитатель: Сухой песок сыпучий, песчинки легко переносятся ветром, часто можно увидеть песчаные холмы – это барханы.

Как часто в пустыне идут дожди?

Ответы детей: (дождей очень мало, или нет совсем)

Воспитатель: Если нет воды, - значит, нет и растений?

Ответы детей: (Растения есть, но их очень мало).

Воспитатель: В пустыне жарко или холодно ?

Ответы детей: (днем очень жарко, ночью – холодно).

Загадка. Удивителен на вид – весь в шипах, а не шипит (кактус).

А какие еще растения растут в пустыне?

Ответы детей: (верблюжья колючка, осока, полынь, акация).

Воспитатель: Деревья в таких  условиях, наверно, не растут?

Конечно растут. Это саксаул - невысокое корявое дерево без листьев. Вместо листьев – чешуйки. В его тени нельзя спрятаться от палящего солнца.

А как же растения и деревья выживают в таких условиях? У них очень длинные корни, которые глубоко проникают в грунт и оттуда берут воду.

В пустыне можно встретить места, где есть вода - это оазисы. Здесь вода вытекает наружу, образуя небольшие водоемы. В этих местах богатый растительный мир, даже растут пальмы.

Ребята, посмотрите, в нашей пустыне, по-моему, появился мираж. Что же это такое? Когда наши глаза устают и видят образы, которых на самом деле не  существует.

Гимнастика для глаз. (бинокль).

Пусто в пустыне – камни почернели от солнца, песок горячий, кусты похожи на мотки колючей проволоки, никого не видно. Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей.

Загадка. Маленькая, легонькая, а за хвост не поймаешь. (Ящерица)

Особенно интересна большая ящерица – варан, длиной 1,5 метра. Ее называют «крокодилом» пустыни.

Загадка. Сверху камень, снизу камень. Четыре ноги и одна голова. (черепаха).

Черепаха может проспать очень долго (6-8 месяцев)

Загадка. Вьется веревка – на конце головка. Та веревка шипит – подходить не велит (змея).

Змеи выходят на охоту ночью. Могут обнаружить добычу без помощи глаз.

Продолжение просмотра презентации (тушканчик, еж, лисичка-корсак, тарантул, жук-скарабей).

Загадка. Зверь я горбатый – нравлюсь ребятам (верблюд).

Что вы знаете о верблюде? (предполагаемые ответы детей):

Его называют кораблем пустыни. Это очень выносливое животное. Может долго обходиться без  воды, 4 -5  дней без пищи, но добравшись до воды, может выпить сразу 10 ведер. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому не тонут и не обжигаются в песке. Питаются верблюды растениями: верблюжьей колючкой, кактусами, ветками саксаула. В пустыне можно увидеть верблюдов, которые идут друг за другом, - это караван, с которым вместе обязательно путешествует человек.

Ни одно животное не может вынести длительного перегрева. Если оставить животные днем на солнцепеке – то через несколько минут они погибнут от солнечного удара. Они ищут себе защиту в норах, за камнями.

Мы с вами побеседовали и посмотрели слайды о растительном и животном мире пустыни. (дети садятся за столы)

Ребята, два верблюда отстали от каравана и хотят с вами поиграть (задание на доске «Сколько пар верблюдов можно составить»).

А вы хотите поздравить Верблюжонка с Днем рождения?

Откройте конверты, которые лежат у вас на столах и посмотрите, что там находится. Это шерсть верблюда.

Какого она цвета? (коричневого)

Какая она на ощупь? (мягкая, пушистая)

Я предлагаю подарить Верблюжонку новую шубу. Давайте разогреем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, непоседливый он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Работа детей с макетом (разминаем пластилин и прикрепляем искусственные растения в зону оазиса, выделяем каменистую часть пустыни, засыпаем приготовленный песок , распределяем животных).

РЕФЛЕКСИЯ

Давайте, ребята вспомним, какие задания вы выполняли сегодня (задания в тетради, продолжили знакомство с животным и растительным миром пустыни)

Если вам больше понравилась работа в тетрадях – прикрепите к дереву саксаул красный листочек, если беседа и слайды о растительном мире – зеленый, если о животном мире – желтый (дети прикрепляют листочки к силуэту дерева).

Сегодня вы ненадолго стали добрыми волшебниками и превратили саксаул в сказочное дерево, создали у нас в группе настоящую пустыню.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одногорбый верблюд (дромадер). Местом обитания является пустыни Африки и Азии. Может прожить без воды неделю. За один раз способен выпить около 100 литров воды, всего 10 минут. Питается дромадер сухими и колючими растениями пустыни.

Слайд 2

Черепаха. Самыми обычными обитателями считаются черепахи. На поверхности они находятся только 3 месяца, за которые откладывают большое количество яиц, а потом снова прячутся в толщу песка в своих норах.

Слайд 3

Антилопа Аддакс Аддакс постоянно кочует в поисках пастбищ, утоляя голод скудной пустынной растительностью. Неделями и месяцами он может обходиться без водопоя. Необходимый для жизни запас воды травоядные получают из поглощаемых растений.

Слайд 4

Сахарская лисица – фенек . Фе́нек - самое удивительное животное из рода лисиц. Своё имя фенек получил от арабского fanak , что означает «лиса». Научное название фенека " Vulpes zerda " ( Vulpes означает принадлежность к роду лисиц, zerda происходит от греческого слова xeros , означающее "сухой" и указывает на местообитание фенека - пустыни Северной Африки и Аравийского полуострова).

Слайд 5

Рогатая сахарская гадюка Змея длиной 60—80 см, с толстым туловищем и резко суженным коротким хвостом. Эта змея населяет всю пустыню Сахару и прилежащие к ней предгорья и сухие саванны, а также Аравийский полуостров.

Слайд 6

Скорпион. Они бегают быстро, загнув заднебрюшие ( постабдомен ) вверх и наперёд. Питаются скорпионы насекомыми и паукообразными и захватывают добычу клешнями; при этом они приподнимают её вверх над головогрудью и убивают уколом иглы (жала), помещающейся на заднем конце заднебрюшия .

Слайд 7

Варан, самая большая ящерица. Варан очень опасен из-за яда, который можно сравнить со змеиным. Но бояться его не стоит, т.к. обычно он использует свое главное оружие для охоты на насекомых, крыс и других мелких животных. Эти хладнокровные существа легко приспосабливаются к жаркому климату пустыни. Когда же становится очень холодно, они становятся более агрессивными.

Слайд 8

Сурикаты . Места, где обитают сурикаты , сводятся к засушливым пустыням, которые практически полностью лишены какой-либо растительности. В качестве жилища они используют норы. Они охотятся на ящериц, насекомых, змей, птиц и мелких млекопитающих. Кроме того, эти животные могут употреблять в пищу птиц, строящих гнезда на земле, а также их яйца. Случаются ситуации, когда сурикаты могут нападать даже на скорпионов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Верблюд в пустыне" Открытое занятие по рисованию

Открытое занятие по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник (расчёсывание краски) на тему: «Верблюд в пустыне».Из книги "Нетрадиционные техники рисо...

Конспект занятия "Климатические зоны Земли. Пустыня. Ледяная зона."

Конспект по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, формирующий знания детей о климатических зонах Земли, обогащающий словарь по данной лексической теме, развивающий д...

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе "Север и пустыня"

Данная интегрированная образовательная деятельность способствует расширению и уточнению представлений детей о пустыне и крайнем севере. Построенна с учетом ФГТ....

Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни....

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме...

"Путешествие в пустыню" .План - конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Познание " (ознакомление с окружающим миром

Конспект занятия с детьми подготовительной группы в рамках проведения проекта "Чем замечательна Африка"....