Конспект " Удивительный мир пустыни"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Савочкина Елена Анатольевна

 Цель  занятия познакомить и расширить  представление детей о животном и растительном мире пустыни. Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karavan.docx16.07 КБ
Файл metodika_raboty_na_goncharnom_kruge.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: познакомить с  и расширить  представление детей о животном и растительном мире пустыни.

-развивать познавательный интерес к обитателям пустыни. 
Коммуникация: учить детей поддерживать беседу об обитателях пустыни, рассуждать, высказывать свою точку зрения. 

Познание (развитие конструктивной деятельности) 
Цели: учить детей сооружать макет пустыни из песка с её обитателями. 
Обогащение словаря: пустыня , оазис,  финики. 
Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию рассказа, знает обитателей пустыни; умеет сооружать макет пустыни с её обитателями. 
Материал: песок (для макета пустыни); фигурки животных из солёного теста; картинки с изображением животных, растений и пейзажа пустыни; прозрачный стакан, песок, вода для опыта; загадки; музыкальное сопровождение . 

В дверь стучат. Воспитатель: Тише, ребята, мне показалось, что кто-то стучится !

 Что это нам принесли?  Обезьяна  и  Конверт. Воспитатель.  Откроем конверт и посмотрим что там внутри. Вскрывается конверт и в нем находят письмо. « Пишет обезьяна Тина .  Слышала она от других животных, что где заканчивается ее лес есть место пустыня. А что это такое ,кто там живёт – она не знает?»

Поможем Тине  узнать много интересного об этом месте- пустыне. Сегодня мы  заканчиваем сооружать макет пустыни с её обитателями.( обращает внимание детей).

Вспомним  , что же такое пустыня? ( Пустая земля , много песка,  дожди идут очень редко).Посмотрите что происходит с водой .

Опыт .  В стакан  с песком  выльем воду. Что можно увидеть ?( Вода быстро просочилась вниз).Могут в таком месте жить растения? ( могут / не могут- какие  я не вижу деревьев?  Растения некоторые могут жить .  Посмотрите на это растение-это верблюжья колючка. У этого растения очень длинные корни. Посмотрите  какой длины может быть корень – клубочек ниток длиной 15 метров.

К жизни в пустыне приспособились и животные. . (Воспитатель показывает картинки, дети называют животных (черепаха, сурикат, тарантул,  черная кобра, рогатая гадюка, скорпион, варан и выкладывают на макет. Так жарко ,

 Ребята, посмотрите, среди песков островок зелени с  родниковой водой. Это – оазис. . Здесь живут люди. Растут деревья –пальмы  с плодами –финиками. Посмотрите на картинку.

- Ребята, я предлагаю вам отправиться  к оазису . Но как мы отправимся туда, если никакой транспорт не ходит по пустыне? На чем можно отправиться? (на верблюдах).Правильно. Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. Долго могут быть без пищи и воды . Верблюды – незаменимые помощники человека, они перевозят через пустыню людей и грузы. Когда   несколько верблюдов идут друг за другом –это караван.

-  Предлагаю вам самим создать караван верблюдов. Берите верблюда и сделайте его самым красивым.

Молодцы . Какой замечательный караван у нас получился. Я думаю неплохо подкрепиться финиками . На этом наше занятие закончилось . И обезьянка Тина  много узнала о пустыне.



Предварительный просмотр:

Методика работы на гончарном круге.

  • Сначала нам нужно размять глину. Разминаем ее хорошо, для того, чтобы глина стала мягче и, легко было с ней работать. Если кусочек глины небольшой, то мы его разминаем в руках, как пластилин. Если кусочек глины будет большой, то его замешиваем как тесто.
  • Затем круговыми движениями рук сформировали шар. Кладем глиняный шар на основу гончарного круга и хорошо его руками закрепляем. Это делается для того, чтобы глина во время работы на гончарном круге не двигалась.
  • Включаем гончарный круг. Для работы в гончарной мастерской установлены детские гончарные круги. На гончарном круге есть две скорости – большая и маленькая. На большой скорости мы будем работать, когда освоим работу на маленькой скорости. Если рычаг включения слегка приподнимем вверх и повернем налево, то скорость будет маленькая. И, соответственно, если – вправо, то скорость будет большой.
  • При помощи рук и воды вытягиваем глиняный шар вверх, делая конус или столбик. Делается это для того, чтобы глина пропиталась водой и стала мягче и эластичней. Для этого обхватываем пальцами наш комочек у основания, немного сжимаем его, поднимаем вверх и сужаем. Получается конус – морковка. На этом этапе происходит центровка глины. Поэтому старайтесь держать руки ровно по отношению к оси круга, так чтобы не пальцы ходили за глиной, а наоборот — глина шла вслед за ними. Медленно проведите палец снизу вверх, если палец нигде не подпрыгивает, то можно приступать к следующему этапу.
  • Опускаем столбик вниз, делая толстый пенек. Нажимаем ладошкой на конус и постепенно нажимаем вниз. Если изделие наклоняется, то при помощи рук выравниваем.
  • В центре пенька указательным пальцем намечаем отверстие. (Его можно сделать при включенном гончарном круге, но детям трудно наметить отверстие при включенном гончарном круге). Поэтому мы выключаем гончарный круг, намечаем отверстие и продолжаем работу.
  • Углубляем отверстие практически до основания — получается конусообразная воронка. У нас получился полый цилиндр — стаканчик с толстыми стенками.
  • На следующем этапе происходит лепка задуманного изделия (например, чашка, кувшин, горшочек, стаканчик).
  • Система педагогического процесса по обучению работе на гончарном круге предполагает развитие у дошкольников творческого отношения к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизацию познавательной деятельности и строится на гибком подходе к планированию и организации этого процесса, учитывает разные возможности детей, их предпочтения и интересы. Для того чтобы и педагог, и ребёнок наглядно увидели все компоненты деятельности как систему, мы использовали модель — обозначение этой системы в виде пяти пальцев руки.

Метод «пяти пальцев», предложенный Л. Зайвертом, является простой и доступной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. «Система пяти пальцев» — технология, которая раскладывает детскую деятельность на этапы. Для того, чтобы лучше запомнить детям эту схему технология представлена в форме ладони. «Пятипальцевый» метод формирует у детей самостоятельность, развивает инициативу, творческую деятельность.

Тематическое планирование работы

в гончарной мастерской

  1. Вводные беседы с детьми о глине, работе гончара.
  2. Чтение сказок, художественной литературы.
  3. Ознакомление детей с искусством: рассматривание иллюстраций с изображениями изделий из глины, керамических статуэток и фигурок.
  4. Просмотр слайд – шоу «Чудеса из глины».
  5. Просмотр видео материалов о работе гончара.
  6. Изображение предметного мира. Создание простых форм.
  7. Предметная лепка.
  8. Сюжетная лепка.
  9. Инструктаж по технике безопасности при работе на гончарном круге.
  10. Декоративная лепка.
  11. Выставка детских работ.

Используемая литература:

  1. Алексашина Н.Н. Волшебная глина.
  2. Федотова Г.Я. Послушная глина.
  3. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев.
  4. Лыкова И.А. Лепим, Фантазируем, играем.

Возрождение традиций русского ремесленного искусства – гончарного дела, возможно и в детском саду. Для детей, как показывает наш опыт, это одно из самых привлекательных и занимательных занятий. Для многих, со временем, оно принимает форму стойкого увлечения и становится хобби.

Рынок детских товаров сегодня не обошло это возвращение к истокам русской культуры. Разнообразные модификации детских гончарных кругов легко приобрести в специализированных магазинах. Есть такой и в нашем детском саду. Удобство и компактность позволяет превратить группу в мастерскую гончарного промысла.

На наш взгляд, такая форма организации деятельности с детьми старшего возраста отвечает требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, а именно реализации Программы «в формах специфических для детей данной возрастной группы…в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Цель совместной деятельности в работе с гончарным кругом, мы определяли, как создание условий, позволяющих каждому малышу почувствовать себя преемником русских традиций, ощутить себя Мастером и познать ценность произведения своих рук.

Серия занятий, конечно, определяла задачи на каждое в отдельности. Сегодня мы представляем их сгруппировано. А каждому, кто по нашему примеру, возьмётся за это интереснейшее дело, не трудно будет разделить их.

Образовательные:

  • Создать условия для получения детьми знаний о природном материале - глине, устройстве и принципе работы гончарного круга;
  • Актуализировать знания детей о традициях и обычаях гончарного народного творчества, как важнейшей составной части русской традиционной культуры
  • Дать возможность детям при помощи взрослого (воспитателя) освоить приёмы и особенности работы с глиной и гончарным кругом.
  • Мотивировать детей к самостоятельному творческому процессу.

Развивающие:

  • Продолжить развивать задатки, творческие способности и воображение малыша.
  • Развивать общую моторику и в отдельных операциях по работе с глиной мелкую.
  • Развивать навыки наблюдательности и умения ранжировать задачи работы в их логической последовательности (что следует за чем)
  • Формировать навыки оценочной деятельности, как своей работы, так и другого маленького Мастера.

Воспитательные:

  • Продолжить формирование художественного вкуса и восприятия на примерах русского традиционного гончарного искусства.
  • Совершенствовать навыки практических действий с глиной, гончарным кругом в парах, малых группах, с родителями, при совместном творчестве
  • Продолжать воспитывать отзывчивость, понимание и доброту ко всем участникам работы.

 

Новизна и преимущества работы с глиной

 

Работа на гончарном круге дело не новое для художественных школ, кружков дополнительного образования. А вот в дошкольных образовательных учреждения только экспериментальным является. Много тому причин: материальная база учреждения (гончарный круг ведь надо приобрести!), запастись нужной глиной, обучиться мастерству самому воспитателю…Однако, по использованию возможностей этой методики –гончарного дела, мы считаем, такую деятельность инновационной.

Природный материал, глина, безопасна для детского здоровья, с ней малышу физически легко справиться. Она во много раз пластичнее пластилина, не содержит красителей, отдушек. Своеобразная влажность и вязкость массы, наряду с положительными эмоциями, развивает тонкое и чувственное осязание. Глина требует пространственного видения мечты – поделки. Она предопределяет конструктивную деятельность и максимальную внимательность к себе.

Заметьте, обучая малышей гончарному искусству воспитатель, да и воспитанники повторяют именно те движения , которые делали древние мастера и мастерицы! Иначе не выполнить…Так, тактильно и бережно мы подводим ребят к истокам традиционной ремесленной гончарной культуры, истории и русским корням.

 

Простота технологического процесса

 

Непосредственную образовательную деятельность мы выстраиваем , опираясь на цель отдельного занятия, но каждое обязательно включает:

- момент организации творческой работы;( по обязанностям детей, их ответственности за этап работы)

- обновление (напоминание) имеющихся знаний и особенностей практического опыта;

-озвучание цели непосредственно образовательной деятельности (в понятном для детей звучании) с дальнейшей мотивацией к творческому труду

- сообщение нового или его отработка (практическая часть деятельности),

- представление и обсуждение результата.

Простота технологического пути создания гончарной посуды, по нашему мнению связана всего с двумя этапами : лепкой и декорированием. Собственно, такая малоэтапность труда является преимуществом организации занятия. Она позволяет детям не утрачивать интерес и не только изготавливать, но и украшать изделие до полной готовности. Нами отмечен такой факт, как спонтанное создание мотивации по представлению своей работы – возникает желание в небольшом рассказе другим о своей работе и чувствах. Это значит, что занятия гончарным делом успешно развивают речь, основную функцию психики.

 

Риски работы с гончарным кругом

 

Из опыта работы можем сказать, что, на первый взгляд достаточно простая технология работы с гончарным кругом и традиционность проведения занятий, тем не менее может быть полна неприятных неожиданностей для всех членов команды, если не учесть несколько важных моментов, рисков.

Во-первых, будьте готовы сами и подготовьте обслуживающий персонал к тому, что занятия с глиной не всегда оставляют «рабочее место» в идеальной чистоте. Лучше, если вы застелите пол клеёнкой или материалом легко моющимся. Малышам предложите переодеться в «рабочую одежду».

Во-вторых, помните, что ваш гончарный круг, всего лишь работающая модель, а не профессиональное приспособление. Значит идеально ровных кругов, оборот, кувшинчиков и бокальчиков вы не получите. И тут смысл не получении эталона, а Творчестве, деятельностной игре.

В – третьих, трезво оцените возраст ребят, которым вы предлагаете это дело. Наш опыт показывает, что наиболее успешны дети 5-7 лет. А вот трёхлетние малыши, не получая желаемый результат, огорчаются и надолго теряют интерес к гончарному делу.

 

Что порадовало…

Наши наблюдения говорят о том, что кусочек мягкой глины в ладошках малыша и равномерно вращающийся круг гончарного станка производят магическое действие. Каждый из них чувствует себя в этот момент волшебником, которому подвластно всё!

«Спокойная» глина активно развивает фантазию. После просушивания изделия раскрашиваются, и на сцену выходит весь мир детских фантазий и творчества, чего невозможно проделать с пластилиновыми фигурками.

Формирование и развитие мелкой моторики и речи, на этапах работы представления , а так же впечатлений от труда другого , очевидно.

На занятиях гончарным делом ребята всегда чувствуют себя, и это видно визуально, достаточно комфортно и гармонично с окружающими. .

Исчезает агрессия и страхи, мышечные зажимы снимаются и сами малыши становятся похожи на податливый кусочек глины. Стрессы и замкнутость отступают на второй план. Главное – приятное творчество!

Лепка с использование гончарного круга учит планированию действий, пространственному видению, формирует синхронность рук и особую сенсорную восприимчивость, развивает усидчивость.

И ещё мы отмечаем один удивительный эффект: совместное творчество формирует глубокие и заметные эмоциональные связи между детьми и воспитателем, проводящим занятие.

 

Преимущества занятий гончарным делом

Каждый родитель, да и воспитатель, хочет видеть ребёнка успешным в учёбе, спорте, творчестве… При этом забывая, что программы интеллектуального и физического развития не решают всех развивающих задач. Малыш должен уметь что-то делать своими руками, используя фантазию, включаться в творческий процесс. И поэтому мы решили привлечь родителей и пригласили на мастер-класс по гончарному делу. Где ребята с удовольствием показывали мамам и папам, как они умеют лепить кувшинчики и тарелочки. Каждый родитель попробовал сам полепить на гончарном круге. Занятие гончарным делом интересно, увлекательно. Оно растит трудолюбивых мастеров, эстетов. Через ремесло возвращается дух того народа, которыми мы были раньше. Гончарное дело роднит с традициями русской народной мастеровой культуры и сохраняет лучшее наследие наших предков.

Надеемся, что наш опыт работы заинтересует и будет полезен не только воспитателям ДОУ, но и родителям.

Желаем творческих успехов, дорогие коллеги!

 

Занятия по глинотерапии: учебно-тематический план

Занятие №1: «Знакомство с глиной»

Цели занятия: снятие мышечных зажимов, эмоциональная разрядка.

Задачи: познакомить детей с глиной в разных состояниях, обучить приемам работы с глиной, развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, развивать спонтанность в выражении чувств. Выработать навыки расслабления и снятия напряжения. Создать дружескую обстановку, снять тревожность, напряжение, стабилизировать психоэмоциональное состояние.

Материалы: стаканчики с водой, тарелки с глиной, доски для лепки или клеенка, салфетки – для каждого ребенка, аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины.

Ход занятия:

Этап 1: Разогрев, игра «Молекулы»

Психолог предлагает детям поиграть в игру: 
«Ребята, сейчас мы немного поиграем, вы все превратитесь в маленькие частички – атомы, вы будете спокойно двигаться по комнате, будто летать по ней под музыку. Когда я хлопну в ладоши, все атомы будут искать себе пару, вы станете молекулой. Когда вы услышите хлопок, ищите себе пару, берите друг друга за руки, когда зазвучит музыка – вы снова атомы».

Этап 2: «Знакомимся с глиной»

Дети садятся в круг. Психолог рассказывает о глине и показывает детям, какая бывает глина: сухая, влажная, жидкая.

Психолог: «Ребята, сегодня я хотела бы рассказать вам об удивительном материале, о глине. Вы все, наверное, знаете, что из глины делают кирпичи для строительства домов, гончары из глины создают посуду, глину используют в лечебных целях – лечат больной орган, рану, делают на лицо маску из глины. Можно сказать, глина – это живая материя, так как жизнь есть все: каждая пылинка, каждый атом минерала – все это жизнь.

Ученые-геологи – это те, кто изучает нашу природу, нашу Землю, – наблюдали за процессом развития минералов и горных пород. Они вдруг поняли, что все минералы, горные породы обладают свойствами живых существ: способностью уставать, стареть, болеть, отдыхать, дружить, запоминать, проявлять симпатию и антипатию, залечивать раны, бороться за существование. Они зарождаются, растут, достигают своего расцвета и, наконец, разрушаются, а значит, эволюционируют, как и все живое. Сегодня ученые утверждают, что глина — это та же Земля.

Глина есть жизнь. Она берет свое начало в первом царстве — царстве минералов. И пронизывает все другие царства: растений, животных, человека, следуя общему закону эволюции, от простого к сложному. Считается, что именно глина по своему составу подобна составу печени. Структура глины обладает уникальными возможностями записи и переноса информации. Некоторые разновидности глин обладают памятью. Посмотрите, какая бывает глина… (показ глины в разных состояниях)».

Далее дети по просьбе психолога выбирают себе места за столами, на которых стоит тарелка с глиной и вода.

Психолог предлагает вымесить глину так, чтобы она стала похожа на тесто. Психолог комментирует процесс вымешивания глины: «Вы можете вымесить глину одной рукой или двумя, можете понемногу подливать воду в сухую глину, можете месить глину как тесто ладонями, пальцами… Почувствуйте глину на ощупь. Какая она? Сухая, влажная, холодная? Нравится ли вам глина?».

Когда процесс вымешивания глины закончится, психолог предлагает поиграть с глиной и сделать следующие действия с глиной:

  • погрузить руки в глину;
  • сжать, смять глину;
  • растянуть ее;
  • вытягивать глину;
  • разрывать глину;
  • протыкать ее;
  • расплющить глину;
  • сделать дырки;
  • придать форму волны;
  • скрутить глину.

Психолог: «Закройте глаза. Когда глаза закрыты, ваши пальцы и руки более чувствительны к глине. Когда ваши глаза открыты, они могут менять ваши ощущения. Попробуйте лепить с открытыми и закрытыми глазами…

Посидите немного, положив руки на глину. Подружитесь с куском глины. Он гладкий? Корявый? Плотный? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Возьмите его и поддержите. Легкий он или тяжелый?

Теперь я хочу, чтобы вы отщипнули кусочек от куска глины. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте медленно, а потом быстрее.

Сожмите вашу глину. Теперь разгладьте ее, используйте большие пальцы, ладонь. После того, как вы разгладите глину, ощупайте места, которые вы разгладили… соедините все вместе, чтобы получился шар… проткните глину. Собирайте ее и ударяйте по ней… Снова соберите глину…

Разрывайте ее, отрывайте маленькие и большие кусочки, соединяйте их. Протыкайте глину пальцами… Проковыряйте в ней дырку, еще несколько дыр… Ощупайте края дыры, которую вы сделали… Соберите глину и попробуйте нанести на нее линии, волны, ударяя по ней, используя пальцы, ладони, ребра ладоней…Теперь оторвите кусочек и сделайте змею. Она будет становится все тоньше, тоньше, и длиннее… оберните ею свою руку или свой палец…

Возьмите на минуту обеими руками свой кусок глины. Вы теперь хорошо его знаете».

Во время выполнения детьми действий с глиной психолог может спрашивать детей: «Нравится ли тебе то, что ты сейчас делаешь с глиной? Что ты чувствуешь в этот момент? Как еще хочется поиграть с глиной?».

Этап 3: «Лепим шар»

Психолог включает музыку для релаксации и просит детей скатать шар из глины, чтобы шар был гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенку сконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.

Этап 4: «Ласковые ладошки»

Дети становятся в круг друг за другом, под спокойную музыку, и каждый последующий гладит впереди стоящего по голове, спине, с внешней части рук (легко, слегка прикасаясь).

Этап 5: Завершение, игра «Аплодисменты по кругу»

Психолог: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру. Давайте похлопаем друг другу. Давайте поблагодарим друг друга за сегодняшнюю работу».

Психолог начинает хлопать в ладоши, подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие №2: «Мое настроение»

Цели занятия: способствовать развитию творческого воображения, фантазии, процесса самопознания.

Задачи: улучшить настроение детей, настроить детей на непринужденное поведение, развивать различные виды чувствительности, воображение, способствовать получению позитивного жизненного опыта.

Материалы: стаканчики с водой, тарелки с глиной, доски для лепки или клеенка, салфетки – для каждого ребенка, аудиозапись с музыкальными композициями.

Ход занятия:

Этап 1: Разогрев, игра «Внимание»

Все дети встают в шеренгу, повернувшись лицом к ведущему.

Психолог встает около одного из концов шеренги и говорит: «Давайте попробуем выполнить каждое задание как можно точнее.

Задание первое: встаньте в шеренге так, чтобы здесь, около меня, стоял самый высокий из вас, а на другом конце шеренги – тот, у кого самый небольшой рост. Начали!..

Задание второе: около меня должен стоять человек с самыми темными волосами, на другом конце шеренги – с самыми светлыми волосами…».

Этап 2: «Лепим героя»

Психолог предлагает детям сесть в круг, включает музыку и просит детей подвигаться так, как им хочется, можно двигать кистями рук, плечами, головой, туловищем. Потом психолог говорит: «Замрите в той позе, в какой вы есть. Закройте глаза. Представьте себе, что вы перелистываете книгу с приключениями. Вы листаете ее, разглядываете рисунки, и видите героев в такой же, как у вас позе.

Что вы можете сказать о герое? Какое приключение он переживает? Я предлагаю вам слепить этого героя».

Этап 3: Анализ детских работ

Психолог по окончании лепки проводит обсуждение:

  • Что у тебя получилось?
  • Как ты назовешь своего героя?
  • Что он собрался делать?
  • Что ты чувствовал, когда его лепил?
  • Кого он тебе напоминает?
  • Что твой герой хотел бы нам всем нам сказать?
  • Нравится ли тебе то, что получилось?

Этап 4: «Сказочный лес»

Психолог: «Представьте, что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу растет много различных деревьев, кустов и цветов. Почувствуйте себя одним из них и изобразите его. Скажите, какое вы дерево (куст, цветок).

Теперь представьте себе, что в вашем лесу стал дуть сильный ветер. Вашему дереву необходимо выстоять, для этого оно должно почувствовать свою крепость, силу и гибкость… Ветер в сказочном лесу бывает разным. Сейчас он теплый, даже горячий. И вдруг подул холодный, колючий ветер, деревьям стало холодно…

А вот снова выглянуло солнышко, и деревьям стало тепло, легкий ветерок обдувает их. Он кружит над сказочным лесом.

А сейчас вы превращаетесь в сильный ветер, настоящий ураган… Вдруг ураган стихает, и вы превращаетесь в теплый нежный ветерок, свободный и легкий».

Этап 5: Завершение, игра «Аплодисменты по кругу»

Психолог: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру.

Я начинаю хлопать тебе, ты выбираешь того, кому хочешь похлопать, теперь ты выбираешь того, кому ты хочешь похлопать. Давайте поблагодарим друг друга за сегодняшнюю работу».

Психолог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие №3: «Совместная лепка»

Цель занятия: способствовать формированию навыков общения.

Задачи: помочь детям осознать свои желания, ценности, мысли, качества, которые способствуют взаимопониманию и успешному общению. Создать настроение для совместной работы, помогать развитию вербальных и невербальных способов общения.

Материалы: стаканчики с водой, тарелки с глиной, доска для лепки или клеенка, салфетки – для каждого ребенка, аудиозапись с музыкальными композициями, предмет, изображающий «волшебный» камень.

Ход занятия:

Этап 1: Разогрев, игра «Общение в паре»

Психолог: «Найдите себе пару. Сейчас вы попробуете выполнить несколько заданий. Вы будете общаться друг с другом необычным способом. Давайте начнем…». Психолог предлагает вначале упражнение «Спина к спине», затем «Сидя и стоя», «глаза-в-глаза»:

«Сядьте на пол спиной к спине, попробуйте поговорить.

Один из вас стоит, а другой сидит. Попробуйте поговорить в таком положении. Через несколько минут поменяйтесь местами, чтобы каждый смог посмотреть на другого и снизу вверх, и сверху вниз;

Смотрите со своим партнером друг другу в глаза и общайтесь только взглядом. По окончании игры дети делятся своими впечатлениями».

Этап 2: «Лепим вместе»

Психолог предлагает детям найти себе пару и сесть вместе за один стол.

Психолог: «Слепите, не договариваясь, одну картинку. Вам нельзя совещаться произносить слова, можно обмениваться только взглядом, жестами. Когда ваша работа будет закончена, вы можете придумать общее название, тогда уже можете посовещаться».

Психолог включает музыку, и дети выполняют задание. Психолог следит за тем, чтобы в процессе работы дети не нарушали правила.

Этап 3: Анализ совместной работы

По окончании лепки проводиться обсуждение. Психолог спрашивает каждую пару:

  • Что вы слепили?
  • Как бы вы назвали эту картину из глины?
  • Что для себя хотели бы взять из этой работы?
  • Вам понравилось вместе лепить?
  • Сколько осталось глины у каждого из вас?
  • Сколько каждый вложил в общее дело?
  • Кто из вас был ведущим?
  • Что понравилось, когда работали вместе?
  • Что было трудным?

Этап 4: «Самое лучшее»

Психолог: «Я принесла сегодня один камень, давайте представим, что он волшебный, он поможет нам в одной игре. Ребята, я предлагаю вам сесть в круг и ответить на вопрос: «Если бы сейчас вы могли помочь другим понимать друг друга, чтобы вы им сказали?»

Назовите черту характера, которая этому помогает. Назовите самое ценное ваше качество. Когда вы будете говорить, «волшебный камень» будет у вас в руках, если вы закончите свои высказывания, то передайте камень следующему участнику игры».

Этап 5: Завершение, «Спасибо за приятное занятие»

Психолог: «Ребята, наше занятие заканчивается, и я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить нам дружеские чувства и благодарность друг другу.

Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки.

Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» – таким образом, группа в центре круга будет постепенно увеличиваться. Все держат друг друга за руки.

Когда к нашей группе присоединиться последний участник, мы замкнем круг и завершим церемонию безмолвным легким троекратным пожатием рук».