Конспект НОД «Путешествие по пустыне»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Коньшина Наталья Римовна

Формирование у детей  алгоритмических навыков: умения кодировать и декодировать информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pchely.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие по пустыне»

Образовательные задачи: расширять представление детей о пустыне. познакомить с новыми животными пустыни. Познакомить детей с азами программирования.

Развивающие задачи: развивать коммуникативные способности, формировать алгоритмические навыки: умения кодировать и декодировать информацию.

Воспитательные задачи: воспитывать желание работать в коллективе, в паре.

Ход НОД

1.Организационный момент.

Актуализация знаний детей.

Воспитатель: предлагаю вам отправиться в путешествие. Согласны. А куда – вы узнаете, отгадав загадку:

Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка.

- Куда мы отправимся? В пустыню.

- давайте вспомним, что мы знаем о пустыне? (высказывания детей) Пустыня – это большое пространство, покрытое песком. Какие животные обитают в пустыне? Как они приспособились к жизни в таких условиях? Кто знает какие растения растут в пустыне

Воспитатель дополняет рассказы детей: в пустыне выпадает очень мало дождей, там редко появляются облака. Но если тучи сгустились, то это очень опасно. Поднимается ветер, который передвигает песок, в воздухе вьются столбы пыли, понижается температура воздуха. Буря в пустыне представляет большую опасность для животных, растений. Как вы думаете почему?

Лето в пустыне длинное, оно безоблачное и жаркое. В результате, песок в пустыне днем накаляется и, при желании в песке можно испечь яйцо. А вот ночи в пустыне, наоборот, очень холодные.

3. Введение в проблемную ситуацию.

Воспитатель: Ребята, сегодня приготовила для вас интересный фильм.

Воспитатель включает компьютер, находит на рабочем столе игру, но далее происходит сбой в программе и детям не предоставляется возможность посмотреть.

Воспитатель: Ребята, у меня не получается запустить игру. Что случилось? (на экране появляется изображение испорченного компьютера. Потом появляется Процессор.)

Здравствуйте, ребята. Что хотели посмотреть фильм, но ничего не получается? И не получится. Беда у меня случилась. В меня пробрался опасный вирус. Он испортил все мои программы.

На экране появляется программа. Ребята, поможем Процессору восстановить программы, давайте попробуем сами написать программу. Из чего состоит программа (из знаков, цифр, стрелок, точек, галочек,) они стоят как? (В определенном порядке), что определяет этот порядок? (последовательность действий).

Воспитатель: ребята предлагаю сначала научиться создавать программы для наших роботов- пчелок используя знаки и потренируемся на наших полях.

4.Основной этап.

Воспитатель. Итак, ребята, будем учиться создавать программы для наших роботов- пчелок? Я предлагаю отправиться с нашими роботами в пустыню которые будут ходить в гости к разным животным. Но прежде чем отправить робота в путешествие ей нужно написать программу, используя знаки, цифры, стрелки.

Воспитатель достает из конверта знаки для составления программы. Предлагает детям познакомиться с знаками, которыми будем писать программу. Как вы думаете, что обозначает этот знак (воспитатель показывает некоторые карточки, а дети договариваются, какие действия они будут обозначать), как вы думаете, что обозначают цифры? (цифры обозначают количество шагов). Затем нам необходимо определить цепочку последовательных действий и закодировать их.

Воспитатель обращает внимание детей на игровое поле. Ребята (имя ребенка) для нас приготовила сообщение о животном пустыни. Давайте вместе определять действия, Ксюшиному роботу, запрограммируем путь робота с помощью знаков. Какой карточкой обозначим это действие? Положите карточку на полоску. Что надо сделать роботу дальше? Какой карточкой обозначим следующее движение? Положите карточку на полоску…….. и т.д.

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять полоски и карточки для написания программы.

Индивидуальная работа детей. Каждый ребенок на своей карточке выкладывает программу для действий робота.

Затем один ребенок подходит к столу и программирует робота, следуя программе, озвученной другим ребенком. Дети наблюдают за роботом и оценивают результаты деятельности.

Самоконтроль: на доску выкладывается карточка с программой для робота. Все правильно написали программу? Анализируются ошибки детей.

Воспитатель: Предлагаю вам разбиться на пары и, поупражняться в составлении программ для роботов- пчелок. Согласны?

Соблюдайте правила:

  1. Загадать животное, в гости к которому должен прийти робот.
  2. Определить действия робота в пути до загаданного животного.
  3. Обозначить каждое действие робота с помощью цифр и стрелок и выложить знаки на карточке.
  4. Вы по очереди будете управлять роботом-пчелкой, руководствуясь программой своего товарища.

Ребята! не забудьте договориться об очередности в игре.

Дети делятся на пары, упражняются в составлении программ для роботов, играют с роботами.

 Воспитатель помогает организовать игровую деятельность, проводит индивидуальную работу.

Воспитатель: Молодцы, я рада, что некоторые из вас легко осваивают программирование. Я думаю, что если вы захотите, и будите усердно учиться, то сможете стать программистами.

5. Рефлексия.

Воспитатель: чему мы захотели сегодня научиться? Теперь вы умеете программировать? Что необходимо знать и уметь для того, чтобы программировать? А вам понравилось программировать? Кто хочет стать программистом? Почему?

На экране появляется Процессор.  -Попался, голубчик. Теперь я с тобой разберусь. Спасибо вам, ребята, за помощь. Теперь я могу восстановить все программы, и вы можете смотреть фильм.