Экспериментальная исследовательская работа "Всемогущий невидимка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Демченко Анна Ивановна

Экспериментальная исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc601 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

ВСЕМОГУЩИЙ НЕВИДИМКА

Экспериментальная исследовательская работа

Авторы:

воспитанники 6 – 7 лет:

Ратчина Настя, Филатова Фаина,

                                                                 Яковлев Арсений, Ванин Кирилл

руководитель: Демченко Анна Ивановна,

воспитатель I категории

Первомайский 2016

Содержание

  1. Введение  ……………………………………………………….3
  2. Подготовка к исследованию…………………………………...4
  3. Реализация проекта ……………………………………………5
  4. Подведение итогов ……………………………………….. …..7
  5. Список литературы………………………………………….....8
  6. Приложение  1……………………………………………... ….9
  7. Приложение   2………………………………………………... 10

Введение

Актуальность

  Актуальность и эффективность экспериментально-исследовательского проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс помогает накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс  воспитания и обучения детей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности, коммуникативные навыки. Для успешной реализации проекта необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получать самостоятельно, благодаря личному опыту, ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.
Однажды, беседуя с детьми о воздухе, я спросила: какими свойствами он обладает? Ответы были разными, но все знания сводились к одному: мы дышим воздухом, воздух невидим, не имеет запаха. Конечно, трудно рассуждать о его свойствах, не имея наглядного примера. Поэтому я решила провести несколько опытов и экспериментов, чтобы расширить знания детей о воздухе.

Объект исследования: воздух.

Цель. Формирование у воспитанников представлений о воздухе, как об атмосфере     нашей планеты через организацию опытно-экспериментальной деятельности   

Задачи:

  • способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
  • расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
  • формировать у дошкольников навыки организации элементарных опытов с воздухом;
  • развивать умение делать простейшие умозаключения о взаимосвязях и взаимозависимостях в окружающем мире;
  • организовывать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск.

Гипотеза. Если изучать  свойства воздуха опытно-экспериментальным  путём, можно доказать детям, что воздух  невидим, необходим всем живым существам на планете, присутствует везде.

Методы исследования:

  •  беседа;
  • рассуждение;
  • наблюдение;
  • опыты;
  • обобщение

1. Подготовка к исследованию

  1. Формулировка проблемного вопроса

  Один из воспитанников группы Кирилл пришёл в детский сад и спросил

 -Из чего делаются мыльные пузыри?

-Из  мыла делаются! – ответила Настя.

-И еще из воды - произнесла Фаина

-А еще из воздуха! - добавила я.

Дети были удивлены, причем здесь воздух, и каким образом он помогает делать мыльные пузыри. Тогда я стала надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: « А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем…?». В ходе размышлений, беседы, мы выявили   проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».  

  Выбор темы исследования был обусловлен интересами детей к свойствам воздуха, к экспериментальной работе. Вместе с детьми мы обсудили, где можно найти информацию о воздухе (прочитать в научной литературе, спросить у родителей, поискать в интернете).

  1. Постановка проблемных вопросов

  У детей возникли вопросы, на которые они хотели бы найти ответы в ходе исследования:

  • Что такое воздух?
  • Откуда берётся воздух?
  • Как можно увидеть воздух?
  • Зачем он нужен людям и растениям?

  1. Составление плана работы по реализации проекта

I этап. Подготовительный (включает в себя сбор необходимой информации через чтение художественной и научной литературы; просмотр презентаций, мультфильмов)

II этап. Практический (заключается в достижении поставленной цели, решении поставленных задач через организацию экспериментов с воздухом)

III этап. Заключительный (представляет собой анализ и презентацию полученных результатов)                

2. Реализация проекта

2.1.  Сбор необходимой информации

  Для того чтобы найти необходимую информацию мы с группой обратились к книге Н.Рыжова «Воздух вокруг нас», родители искали информацию в интернете. Благодаря этому мы узнали, что пятую часть потребляемого воздуха вырабатывают зеленые насаждения, за что их и называют «легкими планеты». Самой крупной «кислородной фабрикой» на Земле считаются амазонские джунгли.

   Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырка, вообще любое пространство, не занятое ничем другим, заполнено воздухом. Каждый раз, делая вдох, вы заполняете воздухом свои легкие. Несмотря на то, что вы не видите воздуха, не можете попробовать его на вкус или осязать, воздух отнюдь не является пустотой. Воздух представляет собой часть окружающей нас материи. Материя может быть твердой, жидкой или газообразной. Воздух почти всегда находится в газообразном состоянии. Однако воздух нельзя назвать газом, потому что в действительности он состоит из смеси определенных газов. Причем на два из них приходится 99 % от всего объема воздуха. В любом месте на Земле воздух состоит на 78 % из азота, а на 21 % — из кислорода. Кроме того, в нем всегда присутствует небольшое количество углекислого газа, выделяемого при дыхании живыми существами, в том числе и человеком.

  1. .  Проведение экспериментов с воздухом

   Опыт 1. Движение воздуха

Для исследования свойств воздуха  при проведении опыта нам потребовались следующие предметы и материалы: полоски легкой бумаги (1.0 х10,0 см), стакан, трубочки, воздушные шарики, полиэтиленовый пакет, камешек, мыльные пузыри.

   Мы аккуратно взяли за краешек полоску бумаги и подули на неё. Она отклонилась. Значит, мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки, мы чувствуем сильное и слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется – ветер. Люди научились его использовать  (Приложение 2, картинка 1), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (Приложение 2, картинка 2). Мы узнали, что ветер – это движение воздуха.

  Опыт 2. Прозрачность воздуха 

Кирилл задал вопрос: «Можно ли поймать воздух?», после чего мы провели следующий опыт. Каждый из детей взял в руки полиэтиленовый пакет и начал ловить воздух, кто поймал, удерживает его в пакете. Что у нас оказалось внутри пакета? – Арсений ответил: Воздух. Какой он?- Кирилл ответил: бесцветный, прозрачный. А теперь давайте его выпустим, каким стал пакет? Настя дала ответ: Что пакет стал пустым, тоненьким, плоским потому что там нет воздуха.

 Мы сделали вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Опыт 3. Мы выдыхаем воздух

 Я задала вопрос детям: «Ребятки, подумайте и скажите, где и как люди используют «запертый» воздух? Ответы детей были следующие: надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, спасательный круг.

  Я предложила детям пройти за столы, на которых приготовлены стаканы с водой и трубочки. Опустите трубочку в воду и подуйте в неё. Что вы видите? Настя ответила: «В воде появились пузырьки»; что происходит? Откуда взялись эти пузырьки?

Вывод: Фаина объяснила, что  когда мы дуем в трубочки, мы выдыхаем воздух, который внутри нас, поэтому появляются пузырьки.

Опыт 4. В камне есть воздух

 Интересно, есть ли воздух в камне? Возьмите стаканчиков с водой и положите камень. Понаблюдайте, что будет: на поверхность начнут подниматься пузырьки.  

Арсений сделал вывод: это значит, что и в камне воздух есть

Ребята скажите мне, когда в морозную погоду, выдыхая теплый воздух ртом, мы видим пар - что это?

Вывод:  «Это воздух теплый в окружении холодного» - ответил Кирилл.

Опыт 5. В мыльных пузырях есть воздух

 Нальем в стаканчик мыльный раствор и подуем в него через трубочку. На наших глазах в тарелке начнет расти замок из мыльных пузырей. Легонько подуем на него: пузыри полетят. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Ой! Лопнул…  Почему так получилось?  

Вывод: воздуха внутри оказалось слишком много, и мыльная оболочка  не выдержала.

Опыт 6. Воздушные шары

 Давайте с вами надуем наши воздушные шарики, что внутри наших шариков? – Настя  ответила: Воздух. А для того чтобы нам услышать воздух, предлагаю вам медленно выпускать воздух из воздушного шарика.

Если мы подставим руку под струю выходящего воздуха, можно его почувствовать.

  1. . Подведение итогов

      После проведения всех опытов и бесед, посвященных изучению  воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие «воздух», его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое воздух. Многочисленные опыты формируют у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были получены ответы на проблемные вопросы детей:

  • Что такое воздух?
  • Откуда берётся воздух?
  • Как можно увидеть воздух?
  • Зачем он нужен людям и растениям?

Подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, воздух может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.

Список используемой литературы

1. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

2. Горькова л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.

3. Н.Рыжова «Воздух вокруг нас»

4. http://www. academic.ru/dic

              5. http://www.vseznaika.org

Приложение  1

Загадки

  1. Есть бумага и дрова,

Ветки, хворост и трава,

Спички есть, но без меня

Не разжечь тебе огня. Кто я? (Воздух)

  1. Что такое: Нельзя ни выпить, ни съесть,

Не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета,

Не мягкий и не твердый,

Неслышимый, невидимый, но всем так необходимый? (Это воздух)

  1. Его не видим и не слышим,

Зато мы все всегда им дышим. (Воздух.)

Стихи

Воздух – это то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял...
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

Приложение  2

Картинка  1

Картинка  2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность "Воздух-невидимка"

Экспериментальная деятельность в средней группе...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» в старшей группе

Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и с...

Открытое экспериментальное занятие "Воздух-невидимка"

Занятие проводится на тувинском языке...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

Экспериментальные опыты "Воздух-невидимка"

Проект экспериментальной деятельности  расчитан на детей подготовительной группы....

Открытое экспериментальное занятие «Воздух-невидимка»

Открытое экспериментальное занятие «Воздух-невидимка»...