Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема: «Научная лаборатория»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Жеглова Татьяна Юрьевна

Опыты с воздухом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_podgotovitelnoy_gruppy_.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной  образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Тема: «Научная лаборатория»

Подготовила и провела

Воспитатель: Жеглова Т. Ю.

ноябрь 2015 года


Конспект организованной  образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Тема: «Научная лаборатория»

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Оборудование: Воздушные шары, стаканы с водой, целлофановые пакетики, коктейльные соломинки, полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см), веера в количестве, соответствующем числу детей. Кораблик с парусом, ёмкость с холодной и горячей водой, пуговицы мяч, пластмассовая бутылка.

Ход занятия:

Воспитатель (в белом халате, в парике и пластиковых очках) встречает ребят у входа в группу

- Здравствуйте, дорогие ребята! Позвольте представиться, я - сотрудник научной лаборатории, профессор физики и химии Всезнайкин.

-Вы, когда-нибудь,  проводили  интересные эксперименты и опыты? (Ответы детей)

- А хотите, по - настоящему, поэкспериментировать?

-Тогда, уважаемые коллеги, я приглашаю вас пройти  в мою научную лабораторию. А, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно:

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…

– Что это?  (Воздух)

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые.

Воспитатель показывает на глобус.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

Опыт 1. Как обнаружить воздух.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок).

Опыт  2  «Воздух внутри нас»

Будем мы сейчас играть

И полоску оживлять

Раз, два, три – посмотри!

Полоску бумаги надо держать вертикально за один конец и дуть на неё.

Почему она движется? (она лёгкая)

Полоску бумаги держать горизонтально за оба конца, поднести к губам и

втянуть воздух. Что произойдёт?  Почему? (Полоска прилипает к губам, потому что на неё действует сила воздуха).

Положить полоску бумаги на стол, подуть на неё. Что произойдёт? (полоска

«запрыгает», как лягушка)

Опыт 3. «Воздух внутри нас»

Дети рассматривают коктейльные трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Воспитатель предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Рассказать, что воздух можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Поинтересоваться, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли.

Опыт 4. «Воздух прозрачный, бесцветный»

Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Опыт 5. «Воздух есть во всех предметах»

На столе у воспитателя (профессора) стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

Опыт 6. «Воздух занимает место»

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду (стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Итак, что мы с вами узнали о воздухе?

  • Воздух повсюду.
  • Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
  • Легче воды.

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без пищи – 30 дней;

Без воды – 14 дней;

Без воздуха – несколько минут.

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (Ответ детей)

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

«насос»

Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Ответ детей)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (Ответ детей)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (Ответ детей)

Опыт 7.

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (Ответ детей)

Опыт 8. Ветер – это движение воздуха.

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок.

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (Ответ детей)

– Что такое ветер? (Ответ детей)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать, как плывут облака, колышутся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев.

Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Что вы сегодня узнали о воздухе?

  • Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
  • Воздух невидим, прозрачен.
  • Воздух может двигаться.
  • Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.
  • Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
  • Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

-Ребята, вам понравилось экспериментировать?  (Ответы детей) Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с ним. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А в память о нашей встрече я хочу подарить вам ветряные вертушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности По познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема «Семейные традиции»

КонспектНепосредственно - образовательной деятельностиПо познавательному развитию для детей подготовительной группыТема«Семейные традиции»...

Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема: « Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края» (региональный компонент)

Развивать способность приниматьсобственное решение, опираясь на свои знания и умения.Расширять представление о зимующих и перелетный птицах Краснодарского края....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗТема: «Его величество - электричество»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы. Тема: «Помощники Деда Мороза»

Занятие направлено на создание условий для формирования у детей представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в процессе совместной деятельности....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе Тема: Именованные величины»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе Тема: Именованные величины». разработан в соответствии с рекомендациями Е.Е.Соловьевой, руковод...