опытно-экспериментальная деятельность с воздухом
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шагланова Альбина Борисовна

конспект занятия с опытами старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozdushnyy_okean.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – экспериментальная деятельность

с детьми старшего возраста

«Воздушный океан»

 

Шагланова Альбина Борисовна

воспитатель

ДОУ ЦРР – д/с «Снежинка»

г. Нерюнгри РС(Я)

Цель:  формирование представлений у детей о воздухе и его свойствах.

Задачи: 1) уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения;

2) Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования; развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации; активизировать речевую деятельность детей, интерес к природным явлениям, творческое воображение;

3) воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, заботливое отношение к окружающему, интерес к занятиям.

Программное обеспечение: воздушные шары 3 - 4 штуки, парашютик, таз с водой, камешки на количество детей, стаканы, соломинки, ароматизированные салфетки, освежитель воздуха, апельсин, целлофановые ешки на каждого ребенка, стакан с салфеткой, мяч резиновый небольшой, весы, маленький деревянный и большой пластмассовый кубики, пластмассовая бутылка, миски с горячей и холодной водой, плотные листы бумаги А4, жидко разведенная гуашь разных цветов, пипетка.

Предварительная работа: загадки о воздухе, чтение рассказов «Воздух» «Смерч» Ю.Ефремова; изготовление вертушек и игры с ними; рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».

Орг.момент. Встреча с Летунчиком.

Воспитатель:  Ребята, отгадайте загадку:

«Такой большой, что занимает весь мир, такой маленький, что в любую щель пролезет» Дети: воздух

Воспитатель: вот и наш сегодняшний гость Летунчик, который наполнен…..(воздухом). Поздоровайтесь с гостем.

Дети здороваются.

Воспитатель: Летунчику очень интересно посмотреть, как занимаются дети в детском саду.

Воспитатель сажает детей на стулья

В: Дима, подержи Летунчика.

Основная часть

Беседа о воздухе

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете про воздух?

Дети: Воздух окружает нашу Землю, он повсюду. Воздухом дышат люди, животные и растения. Он невидимый,  не имеет запаха, не имеет формы. Воздух нам необходим.

Если дети затрудняются, помочь им.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами проверим все наши утверждения с помощью опытов с воздухом.

Опыт №1 и №2

Воспитатель: Ребята, возьмите камни и опустите их  в таз с водой. Что происходит с камнями?

Дети: камни покрываются пузырьками.

Воспитатель:  Что это за пузырьки?

Дети: Это пузырьки воздуха.

Вывод - воздух есть в воде.

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканы с водой и трубочки, я предлагаю вам  взять трубочки и подуть в стаканах.Что будет происходить?

Д: получаются пузырьки , а это и есть воздух.

Вывод – воздух есть внутри нас, он повсюду.

Опыт №3, №4

В: Катя, теперь подержи ты нашего гостя.

В:  А вы можете мне сказать, какого цвета воздух?

Д: он невидимый.

В: но его можно поймать с помощью пакета. Попробуйте.

Воспитатель раздает целлофановые пакеты детям, вместе ловят и отпускают.

В: возможно вы знаете,  какой формы воздух? Ответы детей.

В: мы с вами сейчас ловили воздух в пакет (демонстрирует), и он принял форму пакета. Посмотрите на Летунчика, чем он наполнен?

Д: воздухом, который принял форму шарика.

Вывод – не имеет своей формы, невидимый.

В: Попробуйте воздух понюхать. Чем пахнет?

Д: не пахнет.

Воспитатель поочередно открывает ароматиз.салфетки, разбрызгивает освежитель, очищает апельсин и предлагает понюхать опять.

В: Чем сейчас пахнет?

Д: цветами, ягодами, апельсином.

В:  Что произошло с воздухом, почему менялись запахи?

Вывод – воздух хорошо передает другие запахи.

Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.) 

Опыт №5, №6

В: Катя, передай Летунчика в руки Сережи.

Демонстрация маленького деревянного и большого пластмассового кубиков.

В: Чем отличаются кубики?

Д: цветом, размером, материалом.

В: Как вы думаете, какой из них легче, тяжелее?

Дети предлагают свои варианты.

В: Давайте их взвесим на весах. Деревянный перевешивает, почему?

Д: деревянный, хоть и маленький тяжелее, потому что он полностью из дерева. А пластмассовый, хоть и большой, легче, потому что внутри него – воздух.

В: давайте еще проверим с помощью воды. Ставим таз с водой, опускаем туда деревянный кубик и мяч резиновый. Почему мячик всплыл?

Д: потому что внутри мяч пустой с воздухом, а кубик весь из дерева.

Вывод –  Воздух легкий)

Опыт №7

Воспитатель берет парашютик и кубик, опускает их с высоты.

В: Почему парашют опустился медленнее? (если дети затрудняются, помочь им )

Вывод – воздух под куполом поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно).

Опыт №8

В: пусть Летунчик теперь побудет в руках Ани.

В-ль ставит пластиковую бутылку с воздушным шариком на горлышке в миску с горячей водой.

В:  Что произошло с шариком?

Д: шарик надувается.

В: почему надулся шар?

Д: воздух в бутылке нагрелся и стал расширяться.

Вывод – воздух при нагревании расширяется.

В: теперь  эту же бутылку опускаем в миску с холодной водой. Что сейчас замечаете?

Д: шарик спустился, потому что воздух в бутылке стал холоднее и начал сужаться.

Вывод – воздух при охлаждении сужается.

Опыт №7

В-ль: можно услышать воздух? Если выпустить воздух из надутого шара, то можно услышать.

Воспитатель надувает шары насосом, раздает детям.

В: попробуйте медленно выпускать воздух из шара и слушать.  На что похоже?

Д: на шипение.

В: Подставьте руку, почувствуйте воздух. На что похоже?

Д: на ветер.

В: а теперь  помахайте руками друг на друга, пробегитесь. Что почувствовали?

Д: ветер.

В: как у нас получился ветер?

Д: когда мы двигались.

В: значит ветер, это движение воздуха.  Как можно увидеть, куда дует ветер?

Д: с помощью флага, растений.

Вывод – воздух можно услышать и почувствовать.

Итог

Кляксография

В: ребята, предлагаю вам с помощью воздуха выдуть кляксы и подарить эти замечательные картины с кляксами Летунчику на память о детском саде.

Выдувание цветных клякс на листах А 4 по 3-4 ребенка.

В: Летунчик, тебе понравились картины? А наше занятие?

В: Дети, давайте повторим для нашего гостя какие свойства имеет воздух?

Д: воздух повсюду, не имеет цвета, формы, запаха, он легкий, при нагревании – расширяется, при охлаждении – сужается.

В: А чтобы было, если бы не было воздуха? Ответы детей

Поэтому надо беречь растительность и стараться не загрязнять воздух.

Воспитатель с детьми прощаются с Летунчиком и провожают его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...