Программа средней группы по ознакомлению с окружающим
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему

Макарова Ася Владиславовна

Программа средней группы по ознакомлению с окружающим и тематическое планирование по средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по окружающему62.37 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора.

________________________

«___»___________20____ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор гимназии

приказ № _______________

от «___»__________20___г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

по ознакомлению с окружающим

на 2015-2016 учебный год

Составитель программы:

воспитатель   Макарова А.В.

г. Москва

Пояснительная записка:

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром детей средней группы дошкольного отделения гимназии (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) и учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по экологическому воспитанию- С.Н. Николаева ««Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез, 2008. 

              Основой для разработки программы по Ознакомлению с окружающим стали:

- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации";

-Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

- СанПин 2.4.1.3049-13;                                                                                                  

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Устав и нормативные документы гимназии «Первая Московская гимназия»;

Программа разработана с учетом Основной образовательной программы дошкольного отделения гимназии «Первая Московская гимназия».  

              Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.).

Цель: Ознакомить дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, явлениями общественной жизни.

Задачи:

Расширять представления детей о природе.

Развивать интерес, любознательность.

Расширять представления о растениях и животных ближайшего окружения.

Знакомить детей с многообразием родной природы.

В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о предметах, материалах и их свойствах.

              Принципы:

     Реализация программы по ознакомлению с предметным и социальным окружением основываются на принципах:

Принцип развивающего образования, цель которого развитие ребенка

Принцип научной обоснованности и практической применимости

Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями ребенка.

Принцип тематического построения образовательного процесса.

     Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Планируемые результаты:

  • Называет времена года в правильной последовательности.
  • Называет предметы, которые окружают, знает их назначение.
  • Называет признаки и количество предметов.
  • Называет домашних животных и их пользу для человека.
  • Различает и называет растения ближайшего окружения.
  • Знает и соблюдает правила поведения в природе.

Целевые ориентиры:

  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

                 Планируемые результаты развития интегративных качеств:

  • Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности
  • Наблюдает за живой и неживой природой
  • С интересом участвует в игровой деятельности
  • Имеет первичные представления о себе, обществе, мире и природе

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

  • педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой   эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
  • индивидуальные карты развития ребенка;
  • выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка;
  • различные шкалы индивидуального развития.

Содержательный раздел

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ознакомление с предметным окружением

-создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира.

 -рассказывать о предметах, необходимых детям; разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т.д.). расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

-знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес.

 -рассказывать о материалах стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, 6 их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т.п.).

-формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

 

Ознакомление с социальным миром

-расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

-расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

-формировать первичные представления о школе.

-знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

-рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному краю.

-дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

-дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей).

-продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

-познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

 

Ознакомление с миром природы

-расширять представления детей о природе.

-знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

-знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

-расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

-расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).

-закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

-учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

-в процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

-организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок 'ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

-закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

-учить детей замечать изменения в природе.

-рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Вариативная часть

Экологическое воспитание

-формировать начала экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей; к себе и людям как части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

-формировать знания, которые представляют собой необходимое условие для выработки отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса.

-помочь детям обрести реалистичные представления об окружающем мире через разнообразную деятельность с литературными произведениями, сказками, произведениями Е.И.Чарушина.

   

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе.

- знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;

- формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;

- формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;

- знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

 

Дидактические игры

-учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнись предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

-совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей «Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).

-помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Дидактические игры экологического содержания

Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами. Активно используются, как в образовательной и свободной деятельности, так и в индивидуальной работе, такие дидактические игры: «Почемучки», «Живая природа», «Стань другом природы», «Времена года», «Когда это бывает?» и др.  

        В воспитательно-образовательном процессе экспериментирование -  одно из важных средств познания окружающего мира. В процессе проведения опытов дети учатся наблюдать, устанавливать взаимосвязи и самостоятельно делать элементарные выводы. Например, несложные эксперименты с водой и снегом помогают глубже познакомиться со свойствами воды – отсутствием формы, цвета, запаха, вкуса, изменением состояния в зависимости от температуры, взаимодействием с другими веществами.

Труд в природе.

Труд детей в природе способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям, ухаживая за растениями дети наглядно убеждаются в его необходимости. В процессе труда дети осознают зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге. Дети узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. (На примере выращивания лука). Освоение этих связей и зависимостей оказывает на детей влияние на отношение ребенка к труду. Труд становился более осмысленным и целенаправленным.

    Задачи:

- поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными;

- поливать растения, класть корм в кормушки (при участии воспитателя);

- приобщать детей к подкормке зимующих птиц;

- формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование

Экологическая тропа

        В системе экологического воспитания детей, широко используется одна из форм экологического воспитания – экологическая тропа.

       Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей. В детском саду разработано три маршрута, проведено детальное обследование и выделены наиболее интересные объекты для наблюдения, составлены карты-схемы с нанесением маршрутов. Создается фотоальбом с фотографиями объектов в разное время года.

       Используются разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями по экологической тропе.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе:

  • экологические беседы;
  • наблюдения в природе;
  • уроки доброты;
  • экскурсии в природу;
  • целевые прогулки;
  • КВН, викторина;
  • экологические акции;
  • чтение художественной литературы;
  • детские проекты;
  • трудовой десант;
  • труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке, беседы о правилах сбора растений);
  • составление экологических карт;
  • коллекционирование;
  • выставки и экспозиции;
  • экологические развлечения, досуги, праздники;
  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
  • экологические сказки;
  • инсценировки, театрализации.

Планирование работы по экологической тропе осуществляется с учетом сезонных изменений. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира с сезонными явлениями и видами труда в природе.

Региональный компонент.

      Главная цель регионального компонента формирование начал этнокультурных ценностей: ознакомление с особенностями природы родного края; правильного отношения к природе, к себе и другим народностям, к вещам и материалам местного происхождения.

Задачи регионального компонента:

  • Формировать способность сочетать знание родной культуры со знанием и пониманием культур других народов.
  • Приобщать к традициям и обычаям русского народа.
  • Прививать трудовые навыки, передавать нравственные нормы, знания об окружающей среде и способы существования в ней.
  • Формировать знания дошкольников о Подмосковном крае.

В содержание образовательной программы включен национально-региональный компонент, который подразумевает знакомство дошкольников с социокультурными особенностями населенного пункта, а также с художественным, литературным, народным наследием.

Формы, способы, методы и средства реализации программы по образовательным областям.

Познавательное развитие.

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

  • Сюжетно-ролевая игра
  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Чтение
  • Игра-экспериментирование
  • Развивающая игра
  • Экскурсия
  • Интегративная деятельность
  • Конструирование
  • Исследовательская деятельность
  • Рассказ
  • Беседа
  • Создание коллекций
  • Проектная деятельность
  • Экспериментирование
  • Проблемная ситуация
  • Сюжетно-ролевая игра
  • Рассматривание
  • Наблюдение
  • Чтение
  • Игра-экспериментирование
  • Развивающая игра
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Экскурсия
  • Интегративная деятельность
  • Конструирование
  • Исследовательская деятельность
  • Рассказ
  • Беседа
  • Создание коллекций
  • Проектная деятельность
  • Экспериментирование
  • Проблемная ситуация
  • Во всех видах самостоятельной детской деятельности

Виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие» с другими

образовательными областями.

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесс

     «Социально-коммуникативное развитие» ((формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

   «Речевое развитие» (решение специфическими средствами основной задачи психолого-педагогической работы — формирования целостной картины мира).

      «Художественно-эстетическое развитие» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства)

      «Физическое развитие» (расширение    кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни; формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности).

«Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность)

 «Речевое развитие» (проектная деятельность).

 «Художественно-эстетическое развитие» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира; использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей для обогащения содержания образовательной области)

«Физическое развитие» (использование подвижных игр и физических упражнений для реализации задач образовательной области).

Условия реализации Программы.

Организация предметно - развивающей среды.

     Основой реализации Образовательной программы является предметно – развивающая среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно - эстетическое, познавательно – речевое и социально – личностное развитие ребенка. Сюда относятся природные среда и объекты, физкультурно – игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно – игровая среда, музыкально – театральная, предметно – развивающая среда для занятий.

     Развивающая предметно – пространственная среда групп предусматривает созданные условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук.

Предметно -  развивающая среда соответствует следующим требованиям:

  • содержательно-насыщенная, развивающая;
  • трансформируемая;
  • полифункциональная;
  • вариативная;
  • доступная;
  • безопасная;
  • здоровьесберегающая;
  • эстетически-привлекательная.

Уголок природы

1.Комнатные растения 5-7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие:

- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками);

-  способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.;

-       величины и формы листьев и стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

-       способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);

-       видов одного рода – бегонии, фуксии.

Рекомендуемые растения: бегония-рекс, бегония вечноцветущая (различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей), бальзамин, традесканция, алоэ (фитонцидное растение) или агава, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, фикус – хороший очиститель воздуха.

2.Растения характерные для различных времен года:

- осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары;

-       зимой – ветки хвойных деревьев (ель, сосна), зимний огород (ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.;

- весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (подснежники, мать-и-мачеха), ветки лиственных деревьев (тополь, клен, каштан);

- летом – букеты летних садовых (пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов (ромашка, клевер, колокольчики), колосья хлебных злаков. 4.Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки.

Календарь природы: 

1.Картина сезона, модели года и суток.

2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.

3.Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Бумажная кукла с разной одеждой.

   В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай», поделок из природного материала и т.п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты (например, зимнего леса и т.д.)

1.Формирование знаний о комнатных растениях.

2.Формирование представлений о потребностях растений.

3.Овладение несложными умениями: поддерживать растения в чистоте, правильно поливать его, кормить рыб.

4.Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

5.Развитие наблюдательности, восприятия, творческих способностей.

6.Совершенствование умения определять состояние погоды.

Уголок родного края

1.Альбомы: «Наша семья», «Улицы города Москвы», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду», «Мое Подмосковье».

2.Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов России; рассказы и стихотворения о городе.

3.Папки-передвижки: «Я живу в Москве», «Москва в разные времена года», «Животный и растительный мир Московской области.

4.Элементы одежды, посуды народов России.

5.Аудио и видеокассеты о природе родного края.

6.Куклы в традиционных костюмах.

7.Декоративно-прикладное искусство родного края.

8.Рисунки и поделки детей, посвященные родному краю.

 9.Оформление альбома «Наше Подмосковье»

1.Воспитание устойчивого интереса и положительного отношения к культуре родного края.

2.Развитие познавательного интереса к родному городу, его росту и благоустройству.

Уголок экспериментирования

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки.

3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки.

4.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).

5.Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры.

6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком  

1.Расширение чувственного опыта детей, стимуляция тонких движений руки.

2.Развитие умения экспериментировать с разными материалами.

3.Обогощение знаний о свойствах природных материалов.

Уголок по правилам дорожного движения

(наклеить светофор, жезл для обозначения уголка)

1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать).

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор.

4.Небольшие игрушки (фигурки людей).

Формирование знаний о правилах дорожного движения в игре и повседневной жизни.

Работа с родителями

Экологическое образование дошкольников - это процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность или даже агрессию. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.

Формы и методы работы с родителями по экологической тропе:

  • взросло-детские проекты;
  • изготовление поделок, рисунков;
  •  облагораживание территории детского сада;
  • участие в конкурсах;
  • фотовыставки;

          Формы и методы работы с родителями

  •  фотовыставки;
  • сбор коллекций природного материала;
  •  изготовление поделок по теме: «Овощи и фрукты»
  • участие в акциях «Поможем птицам!».
  • участие в проектной деятельности.
  • участие в выставках мини - музея          

Материально-техническое обеспечение программы

 Учебно-методическое оснащение:

  • примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
  • комплексно-тематическое планирование;
  • пособия по управлению и организации работы в дошкольной организации;
  • методические пособия для педагогов по всем направлениям развития;
  • электронные образовательные ресурсы.

Серия наглядно-дидактических пособий:

 «Мир в картинках»: «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Насекомые», «Арктика и Антарктика», «Деревья и листья», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Морские обитатели», «Рептилии и амфибии», «Ягоды садовые», «Ягоды лесные», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Животные – домашние питомцы». – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Картины русских художников: репродукции и описание.

Времена года: 10 репродукций с описанием.

Компакт диски с музыкальными произведениями классиков

Техническое оснащение программы

  • Компьютер;
  • DVD;
  • Экран;
  • Мультимедийные системы;

Список литературы:

Дыбина О.Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара,

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. - М., 2002.

Дыбина О.Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. — М., 1999.

Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. — М.: Мозаика - Синтез, 2005-2010.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Кравченко Н.В. Занятия на прогулке с малышами.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы. Средняя группа/ авт.- сост. О.В.Павлова и др.-Волгоград: Учитель, 2013.

П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой»;

Л. Г. Горькова «Занятия по экологическому воспитанию»;

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1991.

Зыкова О.А. «Экспериментирование с живой и неживой природой». ЗАО «ЭЛТИ – КУДИЦ» 2012г.

«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова;

 «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова;

 «Лиса и козел», обр. О. Капицы;

 «Лиса-лапотница», обр. В. Даля;

«Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы;

«Война грибов с ягодами», обр. В. Даля

 «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова;

«Заяц и еж», из сказок братьев Гримм;

 И. Бунин. «Листопад» (отрывок);

А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»;

 А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...»;

 Я. Аким. «Первый снег»;

 С. Есенин. «Поет зима — аукает...»;

Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»);

 И. Суриков. «Зима»;

 С. Михалков. «Дядя Степа»; 

М. Горький. «Воробьишко»;

 В. Бианки. «Первая охота»;

Л. Толстой. «Хотела галка пить...»;

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»;

А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...»;

 В. Орлов. «Почему медведь зимой спит»

Источники из интернета:

1.Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [http://doshvozrast.ru/index.htm]

2.ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю ДЕТСКОГО САДА

[http://detsadd.narod.ru/]  

3. Сайт «Всё для детского сада» [http://www.ivalex.vistcom.ru/index.htm]

4. ДЕТсад   [http://detsad-kitty.ru/]

5. Детский сад «Семь гномов»       [http://vospitatelivsexgorodov.3bb.ru/]

6. Сайт «Воспитатель»  [http://vospitatel.com.ua/]

7. Всё для оформления детского сада, школы  [http://skyclipart.ru]

8.Детский портал Солнышко http://www.solnet.ee/about.html/ 

9. Дошкольник RU [http://doshkolnik.ru/scenary.php]

10. Журнал «Обруч» – [http://www.obruch.ru]

11. Журнал Дошкольное образование» [http://www.dovosp.ru]

12. Детский портал «СОЛНЫШКО» [http://www.solnet.ee]

13. Презентации. Художники. http://chudo-udo.com

/prezentatsii/itemlist/category/109-zhivopis-izuchaem-kartiny-velikikh-khudozhnikov

14. http://allforchildren.ru/ Все для детей

15. http://chayca1.narod.ru/noti/noti_podg.html ноты


Календарно-тематическое планирование на

2015 – 2016 учебный год

№ п/п

Дата проведения

Тема недели

Тема занятия

Программное содержание

Источник

1.

Детский сад

«Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь»

Познакомить детей с детским садом; формировать положительное отношение к окружающей действительности, ввести ребенка в игровую и познавательную деятельность в детском коллективе.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 18

2.

Игрушки

«Расскажи о любимых игрушках»

Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке.

Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, функции, материал.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 9

3.

Осень

«Что нам осень принесла?»

Познакомить с характерными признаками осени; учить устанавливать причинные связи.

Конспект занятия.

Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс с.30

4.

Фрукты

«Фрукты»

Уточнить представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме, цвете. вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу.

Развивать речь детей, сенсорные способности.

Формировать умение объединять плоды по сходному признаку.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 –с.22

5.

Овощи

«К ребятам приходит Айболит»

Уточнять и расширять представления детей об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, из них можно приготовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 –с.15

6.

Деревья

«Починка деревянных предметов»

Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке (2 – 3 вида)  - один ствол, много толстых и тонких веток с почками, в земле корни.

Дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, что необработанная древесина имеет светло-желтую окраску, приятно пахнет, она теплая на ощупь, легкая, твердая, но мягче камня; ее можно пилить, строгать, сверлить, в нее можно забивать гвозди; из древесины делают мебель, оконные рамы и двери, пол.

Формировать бережное отношение к предметам из дерева, вовремя их чинить, чтобы меньше спиливалось живых деревьев на древесину.

Конспект занятия Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 –с.100 Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром  в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с.49

7.

Семья

«Моя семья»

Ввести понятие «семья».

Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки.

Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.          

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром  в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 9

8.

Профессии

«Все работы хороши»

Продолжить знакомить детей с профессиями людей. Показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей. Формировать системные знания детей о труде взрослых, их трудовых процессах.

Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей.    

Воспитывать у детей уважение к труду взрослых и бережное отношение к его результатам

Конспект занятия.

Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006 – с.138 .

9.

Моя страна

«Моя страна»

Уточнить и расширить знания детей о родной стране, о ее столице, природе.

Развивать любознательность.

Воспитывать любовь к своей Родине.

Конспект занятия.

 Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с.35

10.

Мой город

Целевая прогулка

Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения; тротуар, проезжую часть.

Конспект занятия.

 Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с.21

11.

Мой город

Подмосковье

Уточнить и расширить знания детей о родном крае, его природе.

Развивать любознательность.

Воспитывать любовь к своей Родине

Конспект занятия.

 Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с.35

12.

ПДД

 «Что такое улица?»

Формировать элементарные представления о правилах дорожного движения. Дать понятия: тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, светофор.

Расширить представления детей о правилах поведения на улице.

Учить детей видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

Конспект занятия.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 21

13

Посуда

«Поможем Незнайке вылепить посуду»

Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода.

Учить классифицировать посуду по ее назначению.

Расширять представления детей о свойствах природных материалов.

Конспект занятия.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 42

№ п/п

Дата проведения

Тема недели

Тема занятия

Программное содержание

Источник

14.

Мебель

Путешествие в прошлое кресла

Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода - мебелью.

Развивать ретроспективный взгляд на предметы.

Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром  в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 32

15.

Наземный транспорт

«Прогулка по городу

Уточнять и расширять знания детей о наземном транспорте.

Развивать умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи.

Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006 – с. 92.

Конспект занятия.

16.

Транспорт водный и воздушный

Транспорт

            Уточнять и расширять знания детей о транспорте.

Развивать умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи.

Прививать культуру поведения в транспорте.

Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006 – с. 92.

Конспект занятия.

17.

Праздник Новый год

«Путешествие по зимнему лесу» Экологическая тропа зимой.

Расширять представления детей о зимних явлениях в жизни природы.    

Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи. Формировать интерес к окружающей природе.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 29.

18.

.

Зима. Святки.

«Почему растаяла Снегурочка»

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.

Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Развивать любознательность.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 24

19.

Дикие животные

«Кто живет в лесу?»

Дать детям представления о том, как готовятся к зиме животные леса.

Формировать интерес к окружающей природе. Формировать заботливое отношение к животным.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,

2010 –с. 20.

20

Домашние животные

«В гостях у курочки рябы» -

знакомство с домашними

животными

Расширять представления о жизни домашних животных.

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Формировать желание заботиться о домашних животных.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 18.

21.

Комнатные растения

«Огород на подоконнике

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло, свет).

Дать элементарные понятия о природных витаминах.

Формировать трудовые навыки умения.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:

22.

День защитника Отечества

«Наша Армия»

Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «защитник отечества».

Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники)

Воспитывать гордость за наших воинов.

Дыбина О.В.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 27

Конспект занятия.

№ п/п

Дата проведения

Тема недели

Тема занятия

Программное содержание

Источник

23.

Забота о маме

«Мамочка –любимая»

Воспитывать уважение к близким, воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)  вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

 

Конспект занятия.

24.

8 Марта

Расширять гендерные представления. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.

Конспект занятия.

25.

Одежда, обувь, головные уборы

«Путешествие в прошлое одежды»

Дать представление о том, что человек создает предметы для своей жизни.

Расширить представление о  функции и назначение разной одежды: для защиты, удобства и красоты; для головы, рук, и ног, тела.

Развивать мышление, активизировать словарь детей. Прививать бережное отношение к окружающим предметам.

Дыбина О.В.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 37

26.

Народные промыслы

«Знакомимся с деревянными

игрушками»

Продолжать знакомить детей с предметами, изготовленными из дерева, разнообразными деревянными игрушками.

Дать представление о русских деревянных промыслах.

Развивать любознательность.

Прививать бережное отношение к окружающим предметам.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 – с.104.

Конспект занятия.

27.

Цветы

«Подснежники»

Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Формировать представление о растениях леса: цветах первоцветах.

Развивать любознательность.

Прививать бережное отношение к природе.

Конспект занятия.

28.

Ранняя весна

«Весна в лесу»

Расширять представления детей о жизни лесных зверей весной; о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно.

              Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.

Развивать любознательность.

Прививать бережное отношение к природе.

Вахрушев А.А., Кочамасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: Баласс, 2006 – с. 167

29.

Книги

«Путешествие в прошлое бумаги»

Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги.Помочь детям выявит свойства бумаги.

Развивать любознательность.

Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.

Дыбина О.В.  Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 47

Конспект занятия

30.

Космос

«День Земли»

Расширять представления детей об окружающем мире (о космосе).

Познакомить с первым космонавтом Земли – Ю.А. Гагариным.

Способствовать развитию у детей речи, мышления, творческого воображения.

Воспитывать уважение к людям трудной и опасной профессии – космонавт; учить фантазировать и мечтать.

Конспект занятия

31.

Птицы

«Ждем весну, птиц встречаем»

Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе и представления о взаимосвязи человека и природы. Познакомить с перелетными птицами: грач, скворец, жаворонок. Развивать любознательность.

Прививать бережное отношение к природе.

Конспект занятия.

32

Травы

«Прохождение экологической тропы весной»

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Показать объекты экологической тропы весной.

Формировать бережное отношение к окружающей природе.

Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 44

33.

День Победы

«День Победы»

Познакомить детей с праздником День Победы.

Воспитывать чувство гордости за свою страну

Конспект занятия.

34.

Насекомые

«В гости к хозяйке луга»

Расширять представления детей о многообразии насекомых.

Закреплять знания о строении насекомых.

Формировать бережное отношение к окружающей природе.

Учить отгадывать загадки о насекомых.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 –с. 38

35.

Грибы и ягоды

«У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Формировать представление о растениях леса: грибах и ягодах.

Расширять представления о взаимосвязи человека и природы.

Формировать бережное отношение к окружающей природе.

Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.

Конспект занятия

36.

Лето

«Кто живет в водоемах»

Уточнить и расширить представление детей о рыбах.

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

Формировать бережное отношение к окружающей природе.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Занятия с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-29.СИНТЕЗ, 2010  - с.117.

Конспект занятия.

МОНИТОРИНГ                                 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ознакомление с окружающим)

Группа средняя

2015-2016 учебный год

Воспитатели

Показатели

 

 

 

 

 

Знает свое имя, фамилию, возраст, пол, имена членов своей семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знает несколько семейных и государственных праздников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называет времена года в правильной последовательности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знает элементарные правила поведения на природе и соблюдает их

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии: Не сформирован (Н), Находится в стадии формирования (Ф), Сформирован (С)

Образовательная область «Познавательное развитие»:

«Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой»

I. Уровень знаний об овощах и фруктах.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Собери урожай».

Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи.

Критерии оценки

Не сформирован - ребенок ошибается в назывании овощей и фруктов, не классифицирует их.

Находится в стадии формирования - ребенок знает и называет фрукты и овощи. Ошибается в классификации.

 Сформирован - ребенок знает и называет правильно фрукты и овощи. Самостоятельно классифицирует их.

II. Уровень знаний о жизни диких и домашних животных в природных условиях.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Где чей дом?».

Материал: иллюстрация леса с изображением жилища животных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных картинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель объясняет правила игры.

На картинке с изображением леса найди жилище для каждого из животных и рассели их. После того как ребенок найдет жилище для всех зверей, воспитатель предлагает «накормить» их.

2. Дидактическая игра «Охотник и пастух».

Материал: изображения пастуха и охотника на фланелеграфе. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца, заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель на фланелеграфе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой - пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это.

Задает уточняющие вопросы.

- Кто такой охотник?

- Кто такой пастух?

Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние.

3. Беседа по вопросам,

Содержание диагностического задания:

- Почему человек заботится о домашних животных?

- Какие домашние животные дают молоко?

- Какие домашние животные дают пух и шерсть?

- Какие домашние животные несут яйца?

- У каких домашних животных есть рога и копыта?

- Какие дикие животные впадают в спячку?

И др.

Критерии оценки

Не сформирован -  ребенок знает и называет животных. Допускает ошибки в их классификации. Затрудняется ответить на вопросы об особенностях жизни животных,

Находится в стадии формирования  - ребенок знает и называет некоторых диких и домашних животных, ошибается или затрудняется рассказать об особенностях жизни диких и домашних животных.

Сформирован - ребенок знает и называет диких и домашних животных, имеет представления о жизни диких и домашних животных (особенностях поведения, передвижения; что едят).

III. Умение классифицировать деревья, комнатные растения, цветы.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра - «Заполни клетки правильно».

Материал: игровое поле (большие три квадрата). Предметные картинки с изображением деревьев (тополь, береза, клен, ель, рябина); цветов (одуванчик, ромашка, колокольчик); комнатных растений (аспидистра, бегония, примула).

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребенку игровое поле (с символами: дерево, комнатное растение, луговые или полевые цветы) и просит разложить - все картинки по квадратам, соответственно их принадлежности.

Критерии оценки

Не сформирован - не справляется с заданием.

Находится в стадии формирования - допускает ошибки при классификации комнатных растений и цветов, с помощью воспитателя исправляет ошибки.

Сформирован - легко и безошибочно справляется с заданием.

IV. Уровень знаний о гуманном отношении к природе, животным.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Беседа по сюжетным картинкам.

Материал: различные сюжетные картинки: дети готовят кормушки, ребенок кормит собаку, ребенок рвет цветы, привал в походе и т. п.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки и рассказать, кто поступает правильно, кто неверно. Интересуется, любит ли ребенок наблюдать за растениями и животными. Почему? И т. п.

Критерии оценки

Не сформирован - односложные ответы по содержанию каждой картинки. Значительные затруднения при выполнении задания.

Ф - ребенок по картинкам называет правильные и неправильные действия в общении с природой. Познания о живой и неживой природе немногочисленны.

С - ребенок высказывается о бережном отношении к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями, не рвать растения и т. д.). Охотно делится своими познаниями о живом и неживом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим и пластилинографией.

Довести до сознания детей, что всё движение на улице и машин, и пешеходов подчиняется правилам дорожного движения....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с окружающим. Тема: «Что такое детский сад».

"Что такое детский сад? Это домик для ребят!"Привить детям любовь к своему детскому саду ,симпатию к товарищам....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос». Составила воспитатель первый категории Киндюшенко Татьяна Валерьевна.

Программное содержание:Познакомить  детей с глобусом, с понятиями земля-планета, космический корабль, ракета, космонавт.Познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и вод...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...