Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Вода растворяет некоторые вещества»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды,

           о   твердых, жидких и газообразных веществах.

Задачи:

1. Познакомить с новым свойством воды: возможность растворять  

    некоторые вещества;

2. Развивать умение работать с моделями;

3. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, речь;

4. Формировать умение делать выводы, доказывать.

 

Оборудование и материалы: игрушка Незнайка, коробка, модели «Метода маленьких человечков» (ТРИЗ), посуда- стакан, тарелка, дуршлаг; лед, стаканчики с водой по количеству детей, вещества для растворения( соль, сахар, масло, песок), ложки, салфетки.

Ход занятия:

«Метод мозгового штурма» (ТРИЗ)

Дети подходят к столу. На нем игрушка Незнайка и подарочная коробка.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, Незнайка был на дне рождения у Снежной Королевы. На Севере все кругом такое красивое, блестящее, сверкающее. На память о встрече Снежная Королева подарила ему чашку. Он положил ее в коробочку, чтобы не разбить и привез нам. Давайте посмотрим. (Открывается коробка, она пуста, только на дне мокрое пятно).

Где же чашка? Куда она делась?

Дети: Она растаяла. (Если затрудняются ответить, можно спросить из чего была чашка?)

Воспитатель: Вы правы: лед- твёрдое вещество. В нем «человечки» крепко держаться за руки. Покажите, из каких «человечков» состоит лед. (дети на доске выбирают нужную модель). Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, получается жидкость-вода. Покажите, из каких «человечков» состоит вода? (дети показывают нужную модель). А если мы воду нагреем, то когда она закипит- образуется пар. Покажите, из каких «человечков» состоит пар?

Проблемная ситуация

Воспитатель: Незнайка такой затейник! Он приготовил для вас хитрый вопрос. Перед вами тарелка, стакан, дуршлаг. В какой посуде можно пронести воду?

Дети: ответы детей

Воспитатель: а в дуршлаге?(выслушиваем ответы детей, приходим к мнению что можно)

Воспитатель: а в каком виде можно пронести воду и в каком состоянии в дуршлаге?

Дети: Замороженную, в виде льда.

Воспитатель: Давайте проверим. (используем кусочки льда)

Игра «Что это может быть?» (работа с моделями «маленьких человечков» ТРИЗ)

Воспитатель: Вы знаете, что существуют различные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Я буду показывать вам модель «маленьких человечков», а вы должны сказать, что это может быть за вещество.

1.Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.

А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?

Дети: Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.

2. А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?

Дети: В нетвердых предметах. Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.

3. Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?

Дети: Дым, пар.

4. Что изображено на схеме "Что-то жидкое на чем-то твердом?" (лужа на асфальте, молоко на столе), "Что-то жидкое в чем-то твердом?" (вода в стакане, суп в кастрюле)

Воспитатель: Но, чтобы мы смогли провести опыты нам нужно отдохнуть и немного поиграть.

 

Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4, вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать,

Берег - слева, берег - справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик - погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками,

Кто угонится за нами?

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

 

Опытно-экспериментальная работа

Воспитатель: А сейчас мы попали с вами в лабораторию. Для каждого из вас я приготовила стаканчики с водой. Скажите, какая вода? (Повторение свойств воды: бесцветная, прозрачная, без запаха, без вкуса). Вот сколько свойств воды вы знаете! Сегодня мы познакомимся еще с одним свойством воды: вода может растворять некоторые вещества.

Давайте посмотрим, какие вещества я приготовила.

Дети: Соль, сахар, масло растительное, песок.

Воспитатель: Как вы думаете, какие из этих веществ растворяются в воде? (Предположение детей). Давайте проверим, возьмите по ложечке вещества, положите в воду и размешайте. Что наблюдаете? (Ответы детей)

Итак, назовите, что растворилось в воде?

Дети: Соль и сахар

Воспитатель: Какие вещества не растворились в воде?

Дети: Песок, растительное масло.

Дети делают вывод: вода- растворитель, она может растворять некоторые вещества.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл схемы2.63 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по рисованию с элементами нетрадиционных техник "Солдат на посту" в старшей группе

здесь вы найдете готовый к использованию конспект занятия в старшей группе....

Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"

Цель:  Формирование познавательно – речевых и творческих  способностей детейОбразовательные задачи:§  Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§...

Конспект занятия по рисованию во 2 младшей группе «В некотором царстве».

Конспект занятия по рисованию во 2 младшей группеТема: «В некотором царстве»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Растворение в воде различных веществ"

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....

конспект занятия по рисованию во второй младшей группе"В некотором царстве"

Учить знакомить детей рисовать по мотивам знакомых сказок....