"Удивительные перья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пименова Валентина Владимировна

Занятие  поможет расширить представление детей о птицах: о строении и функции пера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ptitsy.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Удивительные перья»

Программные задачи:

Образовательно – развивающие:

- расширить представления детей о птицах: о строении и функции пера ;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, сравнивать,  делать выводы на основе полученных знаний;

Обогащать словарь детей  новыми словами: стержень, бородки, пуховые, маховые;  

Воспитательные:

- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;  

- Ребята, о ком мы с вами сегодня поговорим?

-Кто же такие птицы?

 (Птицы – это животные,  у которых есть два крыла и две лапки, клюв и тело покрыто перьями)

 - О каких особенностях  у птиц мы уже знаем?

(У птиц разные по форме лапки и клюв)

- Отчего зависит форма лап и клюва у  птиц?

(от способа питания птиц и место обитания).

-А какой особенности птиц мы поговорим сегодня?

- Смогут ли птицы прожить без перьев?

А я вам предлагаю сегодня провести исследование  как устроено перо и выяснить какую работу оно выполняет.  А затем еще раз ответить на этот вопрос?

Самый первый шаг к познанию  - внимательный взгляд. И вы с вами сегодня снова на время  превратимся в ученых.

- А чем занимаются ученые? (исследуют, размышляют, записывают, наблюдают, делают  выводы, открытия). Этим мы сейчас и займемся.

 Предлагаю вам пройти к столам (в лабораторию) где мы будем исследовать перья птиц.

 Рассмотрите предложенные перья.

Чем похожи перья?

-Каждое перо имеет палочку и волоски.

Ученые называют палочку  стержень, а волоски бородки. Давайте зарисуем эти особенности в наши блокноты в красный прямоугольник

Все ли перья одинаковые?

- Чем различаются перья ? (Дети называют разные признаки — окраска, размер, форме ) (зарисовываем особенности в альбом)

Итак из чего состоит перо птицы?

- Все перья состоят из стержня и волосков , бородок

Чем отличаются перья? (окраской , формой и размером)

Возьмите самое большое перо и рассмотрите бородки или волоски под лупой.

- Что вы увидели?    (выясняют, что волоски скрепляются между собой.)

Как скрепляются бородки? (выслушиваются предположения детей?)

 На волосках или  бородках находятся маленькие крючки. Этими крючками волоски цепляются  друг за друга  достаточно крепко, образуя сплошную поверхность

Почему так устроено перо, для чего оно служит7

-что очень важно для полета птиц. (помогает птице летать).

А вы знаете, что человек подглядел эту особенность устройства пера и использовал для изготовления молнии- застежки .  (воспитатель демонстрирует такую застежку).

Положите перо на ладонь и подуйте на него. Что вы заметили?  (Перо легкое, летит.)

 Почему?   Не знаем?

Отрежьте кончик пера ножницами. Рассмотрите, какое перо внутри?

Что вы видите ? (оно похоже на трубочку,   внутри перо пустое, полое.) Что там внутри ничего нет, а давайте проверим.

Опыт: возьмем трубочку и опусти в воду, что вы видите? (пузыри, значит что было внутри трубочки? (воздух) так и внутри стержня пера тоже находится воздух.

Вот почему перья легкие.

А это для чего служит? (тоже помогает птице летать).

А сейчас капните на перо из пипетки. Что заметили?

 Капелька скатилась, перо не намокло.

Опустите перо в воду, хорошо встряхните проведите пером по руке, что вы заметили? (перо осталось сухим);

Какую роль перьев мы выяснили с вами эти опытом?

Перья защищают птицу от сырости и воды.  Чтобы перья не намокали, птицы смазывают их специальной  жидкость, которая выделяется  из железы над хвостом. (зарисовываем в альбом рисунок)

Найдите самое маленькое и самое большое перо от одной птице. Сравните их на ощупь. (Одно мягкое, пушистое; другое упругое, жесткое.)

Подумайте, зачем птице нужны разные перья?

Дети высказываются. Воспитатель поясняет: «Большие упругие перья находятся на крыльях и хвосте  они нужны для полета. Называются они маховые, от слова махать,

более мягкие перья покрывают тело птицы и защищают его; самые мягкие, пушистые перья (пуховые) согревают птицу (заносим информацию а альбом)

Птицы содержат свои перья в чистоте, ведь от этого зависит их жизнь.

Физкультминутка

Попугай проснулся в клетке,

Смотрит в зеркальце с утра.

Птицам в клетке и на ветке,

Чистить перышки пора.

Перышки мы чистим чисто

Клюв помощник в этом нам.

Чистота залог здоровья,

Знайте это детвора!

 У некоторых птиц есть такие перья , которые служат специально для украшения». Воспитатель  показывает перо павлина.

Чьё это перо?  Распустила хвост жар – птица,

                          Он горит и золотится.

                           Из заморских к нам долин этот хвост принес….

А это перо утки мандаринки. Эта птица гнездится у нас в Хабаровском крае.

Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства из них ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску не яркую. Как мы думаете, почему?

Эта окраска помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца. Природа их защищает и бережет.

Итак,  для чего птицам перья, какую работу они выполняют?

 (Перья нужны чтобы летать, перья защищают птицу от воды и сырости, от холода и  служат для украшения птиц )

          Какую работу мы проделали, чтобы узнать,  зачем птицам перья?  (рассматривали, щупали, разрезали, опускали в воду ит.д.)

В результате ваших исследований мы с вами открыли еще одну удивительную особенность птиц. На следующем занятии мы поговорим о гнездовании. Ведь наступила весна, а это время когда птицы возвращаются в родные края и выводят птенцов.

А сейчас возьмите конверты и выразите своё отношение к нашему занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность «Плавающее перо»

Опытно-экспериментальная совместня деятельность воспитателя и детей "Плавающее перо"....

Занятие с детьми «Плавающее перо».

Занятие с детьми «Плавающее перо» Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Пет...

" Праздник пера" " Каурый омэсе"

Фольклорный праздник....

"Ни пуха, ни пера!" Выпускной утренник в детском саду.

В утреннике принимают участие Дед Мороз, Алиса и Базилио. Хороший, веселый праздник!...

Проба пера. Авторская сказка "Паучок".

Первые шаги литературного творчества....

учебная программа по аппликации для перой младшей группы

АППЛИКАЦИЯ Образовательная область «Художественное творчество» Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество ЛИТЕРАТУРА Лыкова И.А. Изобразит...

Познавательно-исследовательский проект: «Что за чудо эти перья?» Исследовательские свойства пера

Актуальность: Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и  представления   детей о птицах;  о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.Цель...