Главные вкладки

    Опытно-экспериментальная деятельность «Плавающее перо»
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

    Опытно-экспериментальная совместня деятельность воспитателя и детей "Плавающее перо".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekty.docx18.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Актуальность.
    Опыты и эксперименты в дошкольном возрасте, как средство развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
    Дети дошкольного возраста являются исследователями окружающего мира. Именно в опытно-экспериментальной деятельности создаются условия для ребенка, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях. Опыты и эксперименты, как и  игровая деятельность, способствует развитию целостной личности ребенка. В основе  экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, что ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
    Правила проведения исследовательской работы:
    - выбор исследуемого объекта или предмета;
    -рассматривание объекта или предмета. Сбор информации о предмете.  Его зарисовка. Обобщение.
    1. Этап. На этом этапе ребенок выбирает карточку с исследуемым объектом по темам: «домашние животные», «человек», «птицы», рыбы», «неживая природа», «насекомые».
    2. Этап. На втором этапе воспитатель с помощью наводящих вопросов или постановкой проблемной ситуации в игровой форме, помогает ребенку самостоятельно сделать умозаключение, исходя из которого ребенок определяет, какого вида бывают исследуемые объекты/предметы, какую функцию они выполняют, какими свойствами, отличительными или сходными чертами обладают по сравнению с другими объектами или предметами, на что могут влиять.
    3. Этап. Этап проведения самого исследования, сбора информации и зарисовывание объекта или предмета.  Для этого я  веду с детьми  «Дневник наблюдений».
    4. Этап. Обобщение полученных знаний. Здесь можно использовать заранее подготовленный текст с ошибками, при прочтении которого, дети быстро найдут  оплошности, исправят их,  систематизируют и закрепят новый материал.

    Занятие с детьми «Плавающее перо»

    Цели:  Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.
    Задачи:
    - развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы;
    - формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
     - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
    ;
    -создавать  благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
    Этот опыт наглядно показывает, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду.  А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.
     
    Материал:

    - Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)
    - Широкая миска с водой
    - 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
    - Синяя пищевая краска
    - 2 ватных шарика, бумажное полотенце, пинцет.

    Ход занятия
    Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о водоплавающих птицах, и проведем небольшой опыт. Но сначала давайте вспомним, каких птиц относят к водоплавающим? Ребята, отгадывают загадки и появляются иллюстрации с названными птицами.
     
    Отгадайте загадки:
    Я люблю непогоду                                                               
    Уважаю очень воду.
    Я от грязи берегусь,
    Чистоплотный, серый... (Гусь) 
    Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку;
    Сама себе удочка, сама себе лодочка….(Уточка)

       Это старый наш знакомый:           
    Он живёт на крыше дома –
    Длинноногий, длинноносый,
    Длинношеий, безголосый.
    Он летает на охоту….(Аист)
    За лягушками к болоту.
    На одной ноге стоит,
    В воду пристально глядит.
    Тычет клювом наугад –
    Ищет в речке лягушат.
    На носу повисла капля.
    Узнаёте? Это... (Цапля)

    Молодцы, ребята, все загадки отгадали.  Вспомним вместе с вами пальчиковую гимнастику про птиц.
    Пальчиковая гимнастика «Уточка» 
    На волнах качаясь, уточка плывет:
    То нырнет, то вынырнет
    - Лапками гребет
    Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.
    Сравнение двух птиц по плану:
    Давайте с вами сравним двух птиц ворону и чайку.

    • Большая или маленькая?
    • Какое оперенье?
    • Какой клюв?
    • Лапы.
    • Хвост.
    • Какие крылья?
    • Как передвигается (летает, ходит, прыгает)?
    • Водоплавающая.
    • Певчая или нет? Как кричит?
    • Чем питается?
    • Где живет?

       Делается вывод, что чайка – это водоплавающая птица.  А теперь, подумайте, вспомните и скажите, почему этих птиц называют «водоплавающими»? Что им помогает плавать? Как они передвигаются по воде?  (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.

     

    Физминутка «Аист»

    Аист, аист длинноногий,
    Покажи домой дорогу.
    Топай правою ногой,
    Топай левою ногой
    И тогда придешь домой.
    Снова – правою ногой,
    Снова левою ногой,
    После – правою ногой,
    После – левою ногой.
    Вот тогда придешь домой.
       Молодцы, ребята. Садитесь. Спинки у всех прямые, ножки стоят на полу.
    Ребята, я знаю, вы все с родителями гуляли в парках. Вам там понравилось? А видели вы водоплавающих птиц? Каких? Верно, в парках много уток. А вы не заметили, в какой воде они плавали,  она была чистой или загрязненной?  Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как уточкам плавают в наших парках. Для этого нам понадобится миска с вводом. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.  Теперь добавим  в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.
    Что произошло с нашими перьями? Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось?  Что это может означать?
    Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике  увидим голубой цвет.

    Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Здесь раздаем детям увеличительные стекла, лупы.  "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.
    Зарисовка опыта.
    Ребята, что нового вы узнали? Понравилось вы вам занятие?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие с детьми «Плавающее перо».

    Занятие с детьми «Плавающее перо» Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Пет...

    Познавательно-исследовательская деятельность "Плавающее перо"

    Представляю вниманию непосредственную образовательную деятельность "Плавающее перо" для детей старшей группы детского сада с элементами экспериментирования....

    Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности. Тема: "Ах, картошка!".

    Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади картофель"....

    Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

    Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

    Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

    Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...