конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ямщикова Татьяна Николаевна

Раздел: Развитие экологических представлений

тема: "Ледниковый период"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_vospitatel_goda.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию (развитие экологических представлений) в подготовительной к школе группе.

Воспитатель: Ямщикова Татьяна Николаевна

Цель: Формирование познавательного интереса через различные виды деятельности.

Программное содержание:

1.Формировать у детей представление о ледниковом периоде, эволюции Земли, причинах исчезновения некоторых видов животных;

2.Познакомить с профессией – палеонтолог, пополнить словарный запас: вымершие раскопки, название древних животных и другими;

3.Создать условия для проявления познавательной активности каждого ребенка, развивать способности выстраивать умозаключения и выводы;

4.Развитие и совершенствование коммуникативных навыков через игру.

Материал: игрушки животные, 2 ящика с песком, муляжи растений, вата, интерактивная доска, ноутбук, слайды, картинки животных, галстуки двух цветов, настольная лампа, картон, таз со снегом, перчатки, Красная книга.

Ход:

Введение: Ребята, а вы знаете, в каком поселке мы живем? В каком районе? В республике? А стране? Как называется наша планета? (ответы детей) А всегда ли на планете Земля жили люди? Сегодня мы постараемся получить ответы на многие вопросы…

Часть № 1 « В песочнице»

-Ребята, я хочу вас пригласить поиграть в песочницу. Посмотрите, кто здесь поселился (динозавры). Давайте немного с ними поиграем и побеседуем о них.

Динозавры жили очень давно. В те времена на Земле было очень тепло (климат – лето). Динозавры нуждались в тепле. Почему? (трогают – на теле нет меха, яйца откладывали в горячий песок…) А вы знаете, что динозавры были разные? Каких динозавров вы знаете? (ответы детей) У них разные были не только названия и внешний вид, но и питание было разное. Одни были травоядные ( 200кг.травы в день), другие – хищники ( клыки, зубы). Мог ли человек жить рядом с такими животными? Людей тогда еще не было.

Климат на Земле стал меняться, с каждым днем становилось холоднее и холоднее. А когда холодно что происходит? (снег, лед…). Дети рвут вату и покрывают песочницу. Выстраиваем цепочку: что произошло с травой, травоядными динозаврами, хищными динозаврами и их потомством.

Теперь их называют – вымершие животные. А как люди узнали о том, как выглядели динозавры? О вымерших животных (не только о динозаврах) мы знаем благодаря ученым-палеонтологам. Вы слышали о них? А хотели бы узнать? Палеонтологи -  это ученые, которые ведут раскопки, находят там останки животных, из останков собирают скелеты и становится видно как выглядело животное. В мире есть несколько музеев, где можно увидеть как выглядели динозавры и другие древние животные о которых мы еще будем говорить (показ картинки).

Как вы думаете, жили ли динозавры на территории Карелии и Прионежского района? (ответы детей) Нет, ребята, в эпоху, когда жили динозавры на этой территории находились мелкие моря, в которых не могли жить даже водные динозавры. При проведении раскопок на территории Карелии и Прионежского района ученые палеонтологи находили останки динозавров, но к сожалению их просто принесло течением из других мест.

Интересны были животные динозавры, а вымерли они потому что на Земле наступил ледниковый период. Хотите узнать как это произошло? Давайте будем играть дальше и теперь мы ни дети из песочницы, а ученые палеотологи и отправляемся на научную конференцию. Ученые люди серьезные, а чтобы мы с вами стали еще серьезней давайте оденем галстуки (раздаю галстуки двух цветов)

Часть № 2: «Научная конференция»

-Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на научную конференцию. Прошу соблюдать тишину и пройти за мной в конференцзал, чтобы занять свои места для просмотра презентации (дети садятся перед экраном).

-И так начнем…(показ слайдов) В жизни нашей планеты Земля было несколько ледниковых периодов. Мы рассмотрим лишь один самый большой, он произошел 65 миллионов лет назад. На Землю упал огромный астероид. От взрыва из неба летели огромные молнии. Они подожгли леса, по всей планете вспыхнули пожары. Дым и пыль смешались и поднялись вверх, образовалась мгла (из пыли, дыма, грязи и гари). И была она такая сильная и плотная, что горячие лучи солнца не могли пробить ее. Вечное лето сменилось вечной зимой. Лед покрыл всю землю. Погибли растения, от холода и голода вымерли многие животные. И на территории Карелии и Прионежского района все было покрыто льдами, так как, помните, про мелкие моря и во что превращается вода, когда холодно.

-Уважаемые коллеги, прошу вас пройти в научную лабораторию и проверить на опытах так ли это было на самом деле.

Опыт № 1: Давайте представим, что эта лампа – это солнце, а ваша правая рука – это планета Земля до того, как на нее упал астероид и произошел ледниковый период. Что вы чувствуете? (руке тепло). Значит и на планете тепло. А теперь мгла окутала Землю (достаю обод из плотной бумаги), вытяните вперед вашу левую руку. Что вы чувствуете? (отсутствие тепла). Теперь мы можем сделать вывод: от того, что в воздухе накопилось много пыли,  тепло от солнца не попадало на Землю - произошел ледниковый период.

Опыт № 2: Почему динозавры не могли выжить в ледниковый период? Как вы помните, тело динозавров не было покрыто шерстью. Предлагаю на правую руку одеть перчатку, а на левую не будем. Опустим руки в таз со снегом (льдом) и проверим, кто быстрее замерзнет животные с  шерстью или без (динозавры). Вывод: одна из причин вымирания динозавров отсутствие шерсти на теле.

Какие животные жили во время ледникового периода? Эти животные были очень похожи на современных животных, но имели и отличия.

Часть № 3: «Рабочие группы»

-Уважаемые коллеги! Я предлагаю разбиться на рабочие группы (по цвету галстуков). На столах лежат картинки животных ледникового периода, а в папках картинки с их современными родственниками, вам нужно найди каждому животному его предка.

Саблезубый тигр – тигр

Пещерный медведь – бурый медведь

Саблезубая белка – белка

Мамонт – слон

Шершистый носорог – носорог

Саблезубый волк – волк

Саблезубый заяц – заяц

Пещерный лев – лев.

После выполнения задания называю древних животных и находим сходство и различие.

-А чем похожи все животные ледникового периода? (игра по кругу с картинкой)

Все эти животные агрессивные, у них есть зубы и клыки. Почему? (за еду приходилось бороться, еду трудно достать, жили в пещерах)

А как называются дома их современных родственников?

Давайте поиграем. У меня есть две картинки. Из какого они м/ф? Как зовут героев? («Ледниковый период») Ученые иногда снимают фильмы про природу? Я вам предлагаю озвучить эту картинку. Что можно услышать на картине? Посовещайтесь в командах и будем отвечать по очереди. Игра «Озвучка».

А теперь давайте назовем древних животных, которых мы снимем в нашем фильме. Игра «Чемодан».

Я вижу, вы совсем замерзли, давайте поиграем. Игра «Подмигни и поменяйся местами»

Часть № 5: «Возвращение в песочницу»

Нам пора возвращаться в нашу песочницу, как ученые-палеонтологи мы хорошо поработали.

Посмотрите, как  все изменилось…теперь здесь живут уже совсем другие животные, одни могут жить на севере, другие в южных районах; есть домашние животные…Давайте, расселим их по местам.(классификация животных).Во времена ледникового периода появилось еще одно живое существо. Как вы думаете кто? Да, это человек. Об этом вы узнаете на следующих занятиях и спросите у родителей…Человек заботится о животных. Редкие виды занесены в Красную книгу и охраняются государством. Созданы заповедники. Есть спец организации помогающие охранять природу. Подумайте: могут ли животные в лесу прожить без человека? А каким животным необходим человек?

Как вы думаете, может ли человек наносить природе вред? А может ли нанести такой вред, что может начаться новый ледниковый период? (ответы детей и показ картинок: лесные пожары, осушение болот, заводы, выхлопные газы у машин).

Я хочу вернуться в начало нашего занятия. Где  мы с вами живем? Я хочу вам показать два герба (Карелии и Прионежского района), здесь изображены животные, леса и озера – все богатство нашего края и мы жители, стараемся заботится о своей малой Родине.

Рефлексия:

-Ребята, вам понравилось занятие? Давайте в красный обруч встанут дети ,кто узнал на занятие сегодня что-то новое, а в синий, кто все это уже знал. Что вы узнали нового на занятие? Что хотели бы еще узнать?

Мне тоже очень понравилось с вами играть! А на память я хочу подарить вам вот эти картинки (планета в руках человека). Посмотрите,  какая трогательная картинка. Я хочу вам пожелать, чтобы вы выросли хорошими людьми и так заботились о нашей планете Земля, чтобы у нас никогда не было бы больше исчезающих и вымерших животных. Спасибо. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по развитию представлений дошкольников о профессии строитель....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».

Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Загадочная страна Япония"

Познавательное занятие знакомит детей с Японией, ее культурных традициях страны....

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Космос"

Цель: формирование   первоначальных представлений о космосе.Задачи: познакомить детей с основными планетами. Вызвать познавательный интерес к космосу, расширить кругозор. Расширить сло...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.Образовательные:Формировать представления о роли леса в ж...