"О воспитании экологической культуры дошкольников"
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Кривоносова Татьяна Юрьевна

 

    Экологическое воспитание детей – это, прежде всего, воспитание у детей человечности, доброты, ответственного отношения к природе и к людям. Оно должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Старшие  дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира. Они с большим интересом и эмоциональным откликом воспринимают всё новое, необычное и неиспробованное.  Детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Через любопытство и любознательность у дошкольника возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новых знаний, в неугасаемой исследовательской активности.  

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития  его исследовательской деятельности. Чем разнообразней и интересней данная деятельность, чем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поиски и исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?». Задача педагога состоит в создании условий для развития внутренней  активности, в обеспечении характера деятельности, степени самостоятельности и творчества каждого ребёнка.

  Что такое творчество? – Это творение, всякое внесение нового в создание образов в результате творческой фантазии. Т.е. некий выход за пределы имеющихся знаний.  Продуктивные виды деятельности позволяют детям узнавать новое в уже знакомом, удовлетворять своё природное любопытство и любознательность, ставить перед собой вопросы и методом проб, экспериментов, практических действий находить на них ответы.

Необходимо лишь направить действия детей в нужное русло, но не давать готовых решений.  Вместо прямого обучающего воздействия воспитателю лучше использовать метод наблюдения.

Как сказал американский философ и мыслитель Ральф Уолдо Эмерсон, «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам»

 В старшем дошкольном возрасте ребята  продолжают знакомиться с новыми способами и методами рисования, лепки, аппликации. И каждое новое занятие – это открытие, познание, исследование. Оказывается, рисовать можно на мятой бумаге, на бархате. При этом дети получают возможность сравнить, как ложится краска на поверхность разной фактуры, и какое изображение в результате получается.

Очень необычно и интересно для маленьких исследователей пробовать рисовать от кляксы или мыльными пузырями. Вот уж где необходимо подключить всю свою фантазию, чтобы из обыкновенного пятна додумать и дорисовать образ!

Используя способ монотипии, старшие дошкольники знакомятся на практике с понятием симметрии. Рисуя акварелью по сырому листу , дети узнают, как происходит перетекание одного цвета в другой, видят красоту слияния красок.

Рисование набрызгом, примакиванием, акварелью по восковым мелкам  – всё требует от детей терпения, старания, новых умений.

 Создавая образы на занятиях лепкой, мы используем в работе бросовый материал (веточки, бусинки, пуговицы). Мы лепим не только из пластилина, но и из теста, глины. Дети имеют возможность сравнить разный изобразительный материал в процессе работы. Это, опять же, даёт маленьким художникам возможность пробовать, исследовать, ставить перед собой задачу и двигаться к её разрешению.

Занимаясь аппликацией, старшие дошкольники продолжают исследование свойств бумаги, сравнивают по качеству картон, обычную, бархатную, фольгированную  и гофрированную бумагу, используют в работе ткань, нити, дерево, крупы, камешки и ракушки.        Позвольте детям  самостоятельно выбирать  материал для работы. Это обеспечит каждому ребёнку возможность  самому производить исследовательские действия, делать собственные открытия.

Если ребёнку давать возможность для самостоятельных исследовательских действий, он уже не столько будет повторять за кем-то, сколько придумывать и пробовать свои задумки., он будет задавать себе вопросы и САМОСТОЯТЕЛЬНО находить на них ответы. А это очень важно для старших дошкольников, как будущих учеников.

«Что я слышу – забываю, что я вижу – помню, что я делаю – понимаю» (Конфуций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...

презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»

презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....

Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.

Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...