Конспект НОД "Закликание весны"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Кузьмина Светлана Владимировна

Цель НОД: приобщение детей к истокам русской культуры, знакомство с древним русским обычаем - печь "жаворонки" - вкусные булочки в форме птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaklikanie_vesny.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Закликание весны»

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи:

Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа. Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения). Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах. Закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы, передавая её характерные особенности, умение лепить пластическим способом.

Развивающие задачи: Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Совершенствовать умение лепить из  теста, пользоваться различными способами лепки: скатывание, вытягивание, прищипывание. Формировать технические умение и навыки работы со стекой. Побуждать к использованию дополнительного материала (изюм). Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Воспитательные задачи: Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам. Желание доводить начатое дело до логического завершения. Испытывать чувство удовлетворения от полученных знаний, радоваться результату. Воспитывать дружелюбие.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие: Совершенствование диалогической и монологической формы речи, фразовых и связных высказываний. Вводить в активный словарь детей фразеологизмы «в самом разгаре», «весна- красна».

Социально-коммуникативное развитие: Знакомить детей со старо-русским обычаем – украшать обрядовое дерево.

Познавательное развитие: Расширять представление о перелетных птицах, их повадках. Формировать представление о чередовании времен года, о весенних изменениях в природе.

Физическое развитие: Формирование правильной осанки, умения осознанно выполнять движения предложенное воспитателем.

Методические приемы:

Словесные: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.

Наглядные: визуализация с помощью интерактивной доски (показ, рассматривание), показ воспитателя

Практические: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности, использование ТСО (технические средства обучения)

Словарная работа: Веснянка, кликали, заклички, «в самом разгаре», «весна-красна», приметы весны, традиции народа.

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: дерево, слайдовая презентация, видеозапись "Голоса птиц - полевой жаворонок", звукозапись в исполнении оркестра  Джеймса Ласта «Жаворонок», «Пение птиц – расслабляющая музыка», противень для выпечки.

Раздаточный: ленты, колокольчики, песочное тесто (рецепты приготовления теста можно посмотреть здесь), доски, стеки, салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель (в русском народном костюме): Здравствуйте, нашу встречу начнем с приветствия: встаньте в круг, подайте друг другу руки и скажите слова:

«Здравствуй, Солнце,

Здравствуй, Земля,

Здравствуйте все мои друзья!»

(Дети повторяют за воспитателем)

Воспитатель: А теперь приглашаю вас в гости, в свою горницу. Проходите на лавочки, садитесь удобно, да прямо. Посидим рядком, да поговорим ладком! Я хочу вам рассказать, как весну встречали и зазывали по старой традиции русского народа.

А скажите-ка мне, дети, какие вы знаете приметы весны?

Дети: День стал длиннее, тает снег, набухают почки, прилетают птицы из тёплых краёв.

Воспитатель: Со светлой надеждой на будущее  ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робки и  неуверенны ее первые шаги: то и дело зима дает о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору  весеннего обновления, люди придумали обряд «Закликание весны». О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее  поскорее растопить зимний снег. По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну песнями – веснянками, закличками.

1реб. Благослови, мати, весну закликати, весну закликати, зиму провожати.

            Пусть зима уходит впрок,  весну пустим на порог.

2реб. Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней,

          Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее. 

Воспитатель: Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

    Давайте и мы с вами украсим такое обрядовое дерево. Выбирайте себе ленточки, да привязывайте на веточки.

    Дети украшают макет дерева лентами и колокольчиками.

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось! Теперь оно будет стоять у нас в группе и зазывать весну.

Воспитатель: Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать-закликать.

Дети: Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

            Высоко взойди, далеко посвети!

            На темные лесочки, на сырые борочки,

            На речку, на поля, на синие моря,    

            На зеленый огород и на весь народ!

                         (На экране появляется солнышко).

Воспитатель: А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

                        Птицы весело поют, весну-красну на крыльях несут.

Скажите, какие птицы к нам весной возвращаются?

Дети: грач, скворец, ласточка, …

Воспитатель: А как мы их назовем одним словом?

Дети: перелетные.

Воспитатель: Больше всего ждали  маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна.

    Пришла весна на Великую Русскую землю и одна из первых птиц, прилетающая на наши родные просторы – это жаворонок. И вот ранним утром донесется трель- “чри-чрии-и”. Жаворонки прилетели! Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни и называют его «певцом весны».

    Послушаем голос жаворонка и посмотрим, как он выглядит. (Транслируется видеозапись).

    Рассказ воспитателя: Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья. Прилетают жаворонки ранней весной, в марте.

    Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках, или близ опушек, где можно спрятаться от ветра и непогоды. В таких местах они бегают по земле и отыскивают осыпавшиеся прошлогодние семена трав.            Обитают полевые жаворонки в полях, лугах и степях. Никогда не встречаются в лесу. Питается семенами и насекомыми. Гнездо располагает всегда на земле: в ямке, сделанной либо самой птицей, либо копытом лошади или коровы, обычно среди негустой, иногда совсем редкой травы.

    А теперь я продолжу свой рассказ о народном празднике. В этот день мамы рано вставали и из теста лепили булочки, похожие на птичек-жаворонушек. Пекли их в печке, а затем раздавали всем членам семьи. Дети выкладывали птичек в кружочек, плясали и пели песни-веснянки.

    Давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков из теста.

(Объяснение и показ:)

Скатываем шар.

Раскатываем небольшую колбаску.

С одного края немного её расплющиваем и разделяем на две части. Каждую из этих частей надрезаем по краю, выделяем перья. Накладываем одну часть на другую. Это крылья и хвост птички.

Формируем голову, оттягиваем клюв.

Оформляем глаза изюмом.

Воспитатель: Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий! Я его сажаю на противень, но ему одному скучно и он ждет друзей, которых вы сделаете.

    А перед работой сделаем пальчиковую гимнастику. Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: “чри- чрии- и”.

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом)

Ну а теперь приступайте к лепке жаворонков.

(Звучит спокойная музыка: "Жаворонок", «Пение птиц – расслабляющая музыка»)

Воспитатель: Какие у вас замечательные птицы- жаворонушки. Посадим их на противень. У нас получилась дружная стайка. Давайте скажем все вместе закличку:

«Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

    Воспитатель вместе с детьми относит противень с «жаворонками» на пищеблок, где повар ставит его в духовой шкаф.

    Выпеченные жаворонки приносятся в группу. Дети берут их в руки, произносят закличку:

Уж вы пташечки, жавороночки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную,

Принесите нам.

Воспитатель: Посидели мы рядком

                        И поработали ладком

                        Жаворонков мы слепили-

                        Красну- Весну пригласили!

Проводится чаепитие из русского самовара.

Литература:

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2012.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. - сост. Л. Г. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др., 2010.

Г. А. Айдашева. Русские обряды. Весна. М., 2004.

О. А. Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелётные птицы» М., 2004.

Мир природы и ребенок. СПб., 1998.

Как прекрасен этот мир! Ред. -сост. Л. И. Жук. Минск, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Весна, весна, поди сюда!»

Программное содержание: познакомить детей со старинными обычаями встречи весны, закрепить основные признаки времени года; знания о птицах, расширить словарный запас детей словами: колоколнышко, ...

Конспект занятия "Весна идет-весне мы рады".

Данное занятие   формирует у детей интерес и любовь к природе, умения замечать изменения в ней....

Конспект занятия "Весна! Весна на улице! Весенние деньки!"

Лексико-грамматическое занятие по теме:" Весна! Весна на улице! Весенние деньки!" для детей среднего дошкольного возраста с диагнозом тяжёлое нарушение речи....

Конспект НОД "Весна идёт, весне дорогу"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе...

Конспект занятий "Весна идет, весне дорогу!"

Конспект интегрированноно занятия, включающий в себя разные области....

Конспект занятия "Весна. Признаки Весны"

Надеюсь ,что конспект может быть востребованвоспитателями ,которые работают с детьми 4-5 лет....

Конспект развлечения "Весна, весна идет.."

Весенний праздник  в группе раннего возраста (1-2года )    «Весна, весна идет...»...