Познавательно-исследовательский проект "Русское чудо-валенки".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Васильева Марина Михайловна

Актуальность проекта состоит в том, что валенки несмотря на разнообразие обуви – валенки остаются самой удобной и теплой обувью. В них не страшны ни метели, ни лютые морозы. В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для модельеров, которые превращают валенок в произведение искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_valenki.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г. Канаш

       Авторы: Петрова Анна

                      Петрова Вера,        

                     подготовительная к школе группа

                   МБДОУ «Детский сад №13» г. Канаш      

            Руководитель: Васильева М. М.

                   

Канаш, 2017 г.

Содержание:                                                        

     

Введение

Основная часть

1.Анкетирование

2.История происхождения валенок

3. Эксперимент «Действительно ли валенок теплее кожаных сапожек?»

4. Производство валенок

5.Процесс изготовления валенок

6. Советы по выбору и хранению валенок

Заключение

      Библиографический список

      Приложение №1 Эксперимент «Действительно ли валенок теплее,

                                                               чем кожаный сапог»

Приложение № 2  «Этапы изготовления мини-валенок для куколки»

Приложение №3 Фольклорный праздник «Русские валенки»

                                                 

                                                               Не ботинки, не сапожки,

                                                                        Но их тоже носят ножки.

                                                                         В них мы бегаем зимой:

                                                                                               Утром- в школу,

                                                                                               Днём –домой.

I .Введение

Меня зовут Петрова Вера, а меня Петрова Анна. Нам по семь лет. Мы ходим в детский сад  в группу «Радуга». В нашей группе много игрушек, но больше всего нам нравится играть в куклы, которых у нас много. В гардеробе наших кукол есть много разной демисезонной одежды, а вот обуви мало.

Наша воспитательница Марина Михайловна сшила сапожки, смастерила ботиночки, подобрала туфельки. А вот с наступлением зимы у нас возникла проблема: что мы оденем нашим куклам на ноги? Однажды на  прогулке мы заметили, что с наступлением холодов наши друзья стали приходить в детский сад в валенках, тут мы и поняли, какая обувь нужна нашим куклам.

Мы поинтересовались у Марины Михайловны продают ли валенки самых маленьких размеров, для кукол? Марина Михайловна сказала, что можно самим попробовать изготовить валенки для наших куколок, чтобы они не заболели, так как валенки самая теплая обувь, потому что ее делают из натуральной шерсти. Нам эта идея очень понравилась ,мы предложили нашим сверстникам помочь нам в реализации нашего исследования.

Так начался наш коллективный проект с участие всей группы под названием «Русское чудо -валенки».

Цель проекта: изучить технологию валяния, обработки шерсти и выполнить валенки из шерсти.

Задачи:

  • Провести анкетирование среди детей нашей группы на тему: «Что это за обувь валенки?»
  • Изучить историю возникновения изделий из шерсти.
  • Найти информацию о свойствах шерсти и технике валяния.
  • Выяснить, действительно ли валенки теплая обувь.
  • Освоить основные приемы валяния и изготовить из шерсти валенки.
  • Качественно и красиво выполнить намеченную работу.
  • Узнать о свойствах выбора и хранения валенок.

Объектом исследования является технология валяния шерсти.

Предмет исследования – изделие из шерсти «Валенки».

Гипотеза: если мы  изучим и освоим технику валяния, то сможем выполнить изделие из шерсти без специального оборудования, тем самым решим свою проблему: что одеть куклам на ноги зимой.

Формы реализации проекта:

  • Опрос
  • Наблюдения, исследовательская деятельность
  • Просмотр презентаций
  • Экскурсии в школьную библиотеку и на валяльную фабрику
  • Трудовая деятельность по изготовлению валенок

Методы исследования:

  • Анализ теоретического материала по теме работы;
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, альбома с фотографиями;
  • Беседа;
  • Интернет;
  • Эксперимент;
  • Практический метод.

Актуальность. Мы живём  в век новых технологий. Люди среди многого другого придумали для себя современную одежду и обувь. К сожалению, и детская, и взрослая обувь зачастую не отвечает гигиеническим требованиям и в носке не всегда бывает удобной. Особенно это касается детской летней обуви. Зимняя же выбирается родителями по принципу «Чтобы ребёнку было тепло», ведь несмотря на глобальное потепление, зимы в нашем крае остаются достаточно морозными. Старшее поколение советует: «Купите валенки, они всегда выручали в морозы!»

            В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

II. Основная часть

В начале проекта мы решили опросить наших сверстников по изучаемой теме.  Нами были разработаны следующие вопросы , на которые было предложено ответить детям:

  1. Знаете ли Вы, что есть такая обувь валенки?
  2. Есть ли у Вас валенки?
  3. Согласны ли вы, поменять кожаные сапожки на валенки?
  4. Знаете ли Вы, что валенки полезны для здоровья?
  5. Знаете ли Вы, как валенки изготавливают?
  6. Почему валенки назвали валенками?

Результаты анкетирования:

Вопросы:

Варианты ответов

Да

Нет

Знаете ли Вы, что есть такая обувь валенки?

21

-

Есть ли у Вас валенки?

10

11

Согласны ли Вы поменять кожаные сапожки на валенки?

15

6

Знаете ли Вы, что валенки полезны для здоровья?

5

16

Знаете ли Вы, как валенки изготавливают?

1

20

Почему валенки назвали валенками?

2

19

Вывод: Из таблицы мы видим все опрошенные знают о существовании такой обуви –как валенки, и 50% имеют такую обувь, а 70 % согласны поменять свои сапоги на валенки во время морозов, но дети не знают об истории производстве и полезных свойствах валенной обуви.

История  происхождения валенок.

Чтобы расширить свои знания, мы отправились в районную детскую библиотеку, где библиотекарь Татьяна Юрьевна предложила нам литературу об изучаемом объекте.

В словаре С,И. Ожегова говорится, что «Валенки -зимние, мягкие сапоги, сваленные из шерсти».

Первые валенки появились в Сибири. Это была низкая обувь с одним швом. Позднее стали валять  валенки целиком, с голенищем.

Оказывается, валенки на Руси считались дорогим подарком. Их берегли, носили по очереди. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них праздновали Масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали под гармонь. Не даром говорят: «Россия-это валенки, а валенки -это Россия» с её снежными зимами и просторами.

                        В группе мы  внимательно рассмотрели альбом, посвящённый Великой Отечественной войне и  узнали, что валенки не раз спасали человека во время невзгод. Об этом свидетельствуют фотографии с фронта. Для победы над фашистами было изготовлено 100 миллионов пар валенок. Многие из них не раз возвращали, подшивали и обратно

возвращали на линию огня. Немцы считали валенки лучшим трофеем и готовы были обменять их на любую ценность, даже на золотые часы.

Иностранцы и в настоящее время с удивлением и восторгом смотрят на это русское чудо. В год за границу уходит несколько тысяч пар русской обуви.

Чем же вызван такой спрос?

Во-первых, валенки -единственная обувь, сделанная из натуральных материалов, но для этого люди не истребляют животных. Шерсть срезается с мирно пасущихся овец и перерабатывается. Таким образом, производство валенок не наносит вред природе.

Во-вторых, уже давно замечены целебные свойства войлочной обуви. И сегодня медицина подтверждает благотворное влияние валенок на здоровье человека.

Об этом подробнее мы узнали у врача, работающего в нашем детском саду, Потёмкиной Валентины Васильевны.

Оказывается,

  • овечья шерсть помогает  при простуде, заболеваниях мышц и суставов;
  • Валенки способны снять чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине;
  • Носка валенок на босые ноги способствует улучшению кровообращения в организме. Натуральная шерсть не раздражает кожу ног, в них всегда комфортно;
  • Натуральные волокна шерсти сохраняют тепло, что позволяет ногам не замерзать в самые сильные морозы. При этом ноги не потеют. Не зря валенки зовут «сухой грелкой».

Нам захотелось самим убедиться в том, что валенки хорошо сохраняют тепло.

Мы провели эксперимент, целью которого было узнать действительно ли валенки теплее, чем кожаные сапожки. (Приложение №1)

Для этого нагретую до 36,6 градусов воду мы разлили в 2 сосуда, которые поместили в каждый вид обуви (в валенок и в сапог). Постарались хорошо утеплить голенище. Обувь вынесли на улицу, где температура воздуха была -25 С. Через 25 минут мы занесли обувь в группу и вылили воду в разные ёмкости. Измерив температуру воды термометром, зафиксировали следующие результаты. В кожаном сапоге температура воды + 30 градусов, а в валенке 35 градусов.

На следующий день мы повторили опыт, оставив обувь уже на 45 минут. Результаты были таковы: в кожаном сапоге +23 С, а в валенках + 29 С.

Сделали вывод: валенки действительно лучше сохраняют тепло, поэтому для прогулок зимой лучше выбирать этот вид обуви.

Как же их изготавливают?

Из интернета мы узнали, что очень давно валенки валяли только вручную, поэтому они стоили очень дорого. В начале 20-го века их стали делать на фабриках.

Процесс изготовления валенок – это занятие длительное и трудоёмкое. Даже сегодня, когда многие операции выполняют машины, почти половина работы по превращению шерсти в валенки делается вручную.

В нашем городе есть валяльная фабрика «Север». Мы с ребятами сходили туда на экскурсию.

Вот так схематично можно представить производство валенок.

Схема1. «Производство валенок»

Узнав много нового и интересного о русских валенках, мы твёрдо решили, что попробуем сами изготовить их для кукол. Марина Михайловна познакомила нас с простым способом изготовления валенок.    И мы попробовали!

Для изготовления нам понадобился войлок для ручного труда, (который заменил летнюю овечью шерсть), кусок гибкого водонепроницаемого материала, мыльный раствор, клеёнка для работы, салфетка для валяния, пульверизатор, ножницы.

 

Процесс изготовления валенок: (Приложение №2)

1.Мы  вырезали шаблон-выкройку будущих валенок из куска изолона.

2.Расстелили на столе клеёнку. Путем вытягивания выложили первый слой шаблона,

выкладывая все пряди в одном направлении, немного заходя за край шаблона;

         3.Второй слой уложила перпендикулярно первому. Следили, чтобы не было

         «дырок» и просветов, чтобы слои не были ни слишком тонкие, и не слишком толстые;

4.Затем уложила третий слой, размещая полоски под углом 45 ;

5.Четвертый слой –очень тонкими прозрачными шерстинками закрепили предыдущий

 третий. Можно раскладывать в разных направлениях;

6.Смочили заготовку мыльным раствором. Накрыли сверху салфеткой и несколько раз

прижимали руками;

7.Сняли салфетку, перевернули шаблон и выложили шерсть на другой стороне;

8.Смочили мыльным раствором, накрыли салфеткой. Прижимали несколько раз

 ладонями;

9. Приступили к валянию. Смочили шаблон мыльным раствором, накрыли салфеткой и  

начали валять. Валяли примерно 15-20 минут.

10. Разрезали заготовку на 2 равные части.

11.Удалили шаблон. Прополаскали наши мини-валенки в чистой воде

И поставили сушиться.

Затем с моей помощью ребята выполняли работу самостоятельно

Мы очень старались и у нас получилось! Марина Михайловна конечно нам помогала.

Сделали вывод: наша гипотеза о том, можно ли изготовить валенки для кукол, не имея специального оборудования, подтвердилась!

Конечно настоящие валенки для детей и взрослых, сделанные на фабрике, более качественные, но для нас был важен наш первый опыт изготовителя войлочной обуви!

Дальше нам с  ребятами захотелось попробовать себя в роли модельера.

Мы украшали бумажные силуэты валенок разными узорами, аппликацией.

В наш творческий процесс включились наши родители в  оформлении новогоднего валенка.

Наши валенки были красивые.

Когда наш проект приближался к концу, Марина Михайловна  рассказала и открыла маленький секрет по выбору и хранению валенок.

Советы по выбору и хранению валенок.

  • Пощупайте валенок, помните его в руках. Хороший валенок – упругий. Если валенок слишком мягкий, он недовален и форму держать не будет. Если слишком жесткий, не гнется, то ходить будет неудобно.
  • Обратите внимание на запах. Если он неприятный, значит, при изготовлении валенок использовалась непромытая шерсть. Избавиться от такого запаха практически невозможно.

           Прежде чем убирать валенки в  шкаф, стоит упаковать их в полиэтиленовый пакет и положить в каждый из них средство от моли, иначе через несколько месяцев вы рискуете достать из шкафа не валенки, а жалкие

остатки. Во время хранения рекомендуется периодически осматривать валенки, проветривать их на солнце и на морозе.

Кульминацией работы над проектом стал фольклорный праздник «Русского валенка» (Приложение №3)  с участием нашей группы организованный нашей любимой воспитательницей Мариной Михайловной. На празднике мы пели песни, танцевали, рассказывали  стихи, потешки.  Одним словом прославляли наши русские, незаменимые валенки.

  III Заключение

 В процессе работы над проектом  мы  ответили на все интересующие нас вопросы, решили все поставленные задачи. Освоила такой увлекательный вид рукоделия как валяние из шерсти. Выполнила своими руками изделие  «Валенки для куклы».

На этом мы решила не останавливаться, а продолжить свою работу, и будем делать сувенирные валенки на подарки для друзей и знакомых. Нам очень понравилась техника мокрого валяния и мы поставили себе цель - освоить технику сухого валяния, чтобы своими руками изготовить игрушки для моих кукол.

Библиографический список

1.Буровик К. А. Родословная вещей, - М.: Знание, 1991.- 228, 3 с.

2.Расина Е. «Валяние. Забавные и практичные вещи»; М.2010г.

 3.Смирнова Е. «Чудеса из войлока»; изд. ПИТЕР; 2014г.

4.Смирнова Е. «Техника валяния»; изд. ПИТЕР; 2012г.

5.www.valenki.inc.ru - музей "Русский валенок"

8. www.valenki.textex.ru   - валенки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"

Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...