Познавательно-исследовательский проект "Тайна бумажного листа"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Васильева Марина Михайловна

 С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному листу для того, чтобы оставить на нём следы разноцветными карандашами. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Мы соприкасаемся с ней всякий раз, когда достаем какие-либо документы или же когда читаем журналы, а также достаем из почтового ящика квитанции и извещения. Бумага просто необходима в нашей жизни. Она нужна нам как для написания делового письма, так и для каких-либо бытовых надобностей. Трудно представить жизнь современного человека без бумаги. Меня заинтересовал вопрос, а в чем тайна бумаги. Это и определило тему моего исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_o_bumage.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 « г. Канаш

Автор: Васильева Карина, 6 лет

Руководитель: Васильева М.М.

Канаш, 2015 г

ПЛАН.

  1. Введение.

  1. Цель и задачи исследования.

  1. Методы, гипотеза, причины.

  1. Ожидаемые результаты.

  1. Этапы реализации.

  1. Подготовительный.

  1. Основной - исследовательский.

  1. Заключительный.

  1. Вывод.

Мы все в той или иной степени каждый день сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам- паспорту, диплому, справке и т.д., когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал. С бумагой связаны многие наши действия.  Она нужна и для делового письма, и для творческой работы, и для бытовых надобностей.

Но что мы знаем о бумаге?  Бумага приходит к нам во всём разнообразии видов и форм, во множестве изделии. Чертёж и график, каталог и карта, справка и товарная упаковка – всё это и многое другое сделано из бумаги. Бумага дает нам широкие возможности для творчества: ее можно складывать, резать, клеить. На ней можно рисовать и печатать.

Актуальность выбранной темы: с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются.  Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

У нас дома скапливается много различных бумажных отходов.  Было решено попробовать  в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.

Мы выдвинули следующую гипотезу: возможно ли использование макулатуры для получения бумаги в домашних условиях

Цель исследования: изучение способов получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов.

Задачи исследования:

1.     изучить историю возникновения бумаги;

2.     познакомиться со способами получения бумаги из древесины и ее использование;

3.     опробовать некоторые способы  получения бумаги в домашних условиях, показать применение полученной бумаги;

Объектом исследования: является ненужная бумага (макулатура).

Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.

Нами были использованы следующие методы:

        метод анализа литературы по теме работы;

  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий;
  • Беседа;

        метод эксперимента;

.

Значимость и прикладная ценность работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, привить им навыки ручного труда,  расширить знания об  истории  изготовления бумаги.

Этапы реализации проекта.

«Тайна бумажного листа»

Этап I. Подготовительный

  • Развитие интереса к познанию «тайн» бумажного листа.Полагают, что русское слово бумага происходит от татарского слова «бумуг» - что значит хлопок..
  • Изготовление папки помощника ..
  • Постановка цели. Где применяют бумагу? Откуда и кем был разработан метод получения бумаги?

Этап 2. Основной. Исследовательский.

  • Поиск информации из книг, журналов, энциклопедий.

Посетив с мамой детскую библиотеку я узнала следующее. Без бумаги не было бы ни газет, журналов, книг. Но до ее изобретения, что только не пробывал приспособить для письма человек в процессе своего длительного исторического развития. Древнейшие люди рисовали пиктограммы (рисунки) на пальмовых листьях с помощью острой рыбьей косточки. Первым специально созданным для письма материал стал папирус. Во 2 веке до н.э. в Малой Азии было организовано тпроизводство материала из кожи животных- пергамент ( название произошло по имени города Пергамент).

  • Интернет.

 Из интернета мы с мамой узнали, что изготовление бумаги связано с именем китайца Чай Лунь в 105 г до н.э. Однако бумагу в Китае уже производили. Заслуга Чая Луня состоит в том, что усовершенствовал способ изготовления бумаги, открыл основной технологический принцип производства бумаги. Согласно легенде он поручил найти материал не хуже шелка, но гораздо дешевле. Поиски привели к осам. Проведя 100 опытов ученый пришел к выводу, что материал можно получить из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветких тканей. Все это надо перетереть и проварить, смешав с жидкостью похожей на слюну насекомых. Так от китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы, а позже распространилось по всему миру. На Руси бумага появилась во 2 половине 16 века в царствование Ивана Грозного. Начало массового бумажного производства положено Петром 1.

  • Беседа

Опросив знакомых людей, я узнала, что бумага остается из самых распространенных канцелярских товаров. Бумага служит не только для письма и печати, она находит широкое применение везде. Из бумаги шьют одежду, изготавливают белье. В редкой семье не знают таких практичных вещей как бумажные скатерти, полотенца, салфетки, одноразовая посуда. Из особых сортов бумаги изготавливают обои, самоклеющиеся обои.

Бумага нужна во всем и везде, но запасы лесов сокращаются. А этого допустить нельзя. Поэтому ученые пробуют изготавливать бумагу из стекла и камня, синтетических волокон, мукулатуры.

  • Телевидение

Просмотрев передачу по телевизору я узнала следующее: для производства бумаги требуется древесина и много воды, поэтому бумажные фабрики строят на берегах больших рек. Стволы деревьев распиливают на полутораметровые бревна – балансов. Эти балансы попадают в вращающийся барабан, где он за счет трения друг о друга очищаются от коры и промываются водой. Затем эти балансы идут под гигантские ножи и превращаются в щепу. Затем при высокой температуре происходит превращение щепы в целлюлозу. Но прежде чем стать бумагой целлюлоза промывается, очищается от сучков и щепы, отбеливается. Целлюлоза поступает в бумагаделательную машину. Каждую минуту 700-800 л бумажного полотна шириной 4-7 м наматывается на большой рулон. Рулоны осторожно снимают с крана и разглаживают на специальных машинах.

Вот какой сложный путь проходит дерево, прежде чем стать бумагой.

  • Эксперимент

Узнав достаточно информации о бумаге, я решила провести эксперимент «Возможно ли изготовить бумагу в домашних условиях из вторичного сырья-мукулатуры».

Цель: 1.  Получить бумагу в домашних условиям из использованных газет и исписанных тетрадных листов.

       Для реализации поставленной цели  были проведены опыты.

Опыт №1.

Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов была применена следующая методика.

Что делать:

1.  Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставьте на ночь.  

2.  Добавить большое количество воды и  размолоть бумагу миксером  так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Сделать, таким образом, полное ведро пульпы.

3.  Согнуть квадратную или круглую рамку.

4.  Натянуть  на рамку одну штанину колготок. Концы завязать.

5.  Наполнить таз пульпой и погрузи в него рамку.

6.  Аккуратно поднять рамку, держа ее горизонтально. Не дотрагивайся до нее и не капай на нее водой!

7.  Положить рамку на пять минут на ровную поверхность, а затем повесить для просушки.

8.  Через несколько часов лист бумаги высохнет. Аккуратно отделить его тупым ножом от рамки.

Вывод:  Первый опыт был проведён со старыми газетами. В результате получилась бумага серого цвета, мягкая и тонкая. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд (туалетная бумага, салфетки, как обёрточный материал)

       Опыт №2.   Получение цветной бумаги.

       Для того чтобы получить цветную бумагу было применено окрашивание ранее полученной пульпы  красителем  (зеленка, гуашь).

Вывод: была получена  цветная бумага. Такую бумагу можно использовать для детского творчества на уроках технологии.

Опыт №3.  Получение бумаги из тетрадных листов.

        Чтобы получить бумагу в домашних условиях из чистых тетрадных листов была применена эта же методика.

Вывод: бумага получилась более нежная и бело-голубоватого цвета.

Опыт №4.  Получение белой бумаги.

Чтобы получить белую бумагу,  мы в приготовленную пульпу из исписанных тетрадных листов добавили хлорный отбеливатель.

Вывод: получилась бумага белого цвета.

 

Этап III. Заключительный.

1. В результате проделанной работы мы  изучили историю возникновения бумаги.

2. Изучив различные источники, мы  опробовали один из методов  изготовления бумаги в домашних условиях.  Используя  старые газеты  и исписанные тетрадные листы,   нам удалось получить  бумагу разного качества, а при  помощи красителей, отбеливателя  мы смогли получить  бумагу разного цвета.

Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях.

Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на уроках технологии в школе, что позволит сэкономить семейный бюджет и  природные ресурсы нашей страны.

        Мы познакомили со способом  изготовления бумаги в домашних условиях учащихся нашей школы и предложили им  использовать бумагу ручной работы  для детского творчества на уроках труда.

Мы считаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы.

Надо помнить, что  лес - это сокровище, которое подарила нам мать- природа и что лес нужно беречь,  охранять и  всеми силами пытаться спасти.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект " Бумажные фантазии"

   Как показывает история развития науки, часто темы исследований возникают спонтанно, и многие открытия были совершены неожиданно, даже случайно. Тема нашей работы тоже появилась нео...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема "Путешествие в бумажную страну"

Конспект НОДпо познавательно-исследовательскойдеятельности в старшей группеТема "Путешествие в бумажную страну"...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе. Тема: "Бумажная история"

Цели: • познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (мнется, рвется, быстро намокает); • включать детей в совместные с педагогом практические познавательные действия экспериментального характера,...

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе "Бумажная фея"

Знакомство детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).Познакомить детей с использованием ...

Познавательно-исследовательский проект "Бумажные фантазии" для детей 3-4 лет.

Этот проект  расширяет знания детей о бумаге, учит делать изделия из неё. В проекте активное участие приняли родители....

Познавательно- исследовательский проект "Почему осенью листья желтеют и опадают?"

В сентябре на прогулке дети увидели первые опавшие листья. Дети с радостью стали их поднимать и что то с них мастерить.Потом дети спросили:"А кто сорвал эти листья?","Листья рвать нельз...