Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема "Путешествие в бумажную страну"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бугрова Светлана Десановна

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской

деятельности в старшей группе

Тема "Путешествие в бумажную страну"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад «Ромашка»

г. Урень Нижегородской области

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской

деятельности в старшей группе

Тема "Путешествие в бумажную страну"

                                             

                                            Воспитатель:  

                                            Бугрова С.Д.                

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Путешествие в бумажную страну"

Программное  содержание:

Сформировать представление о свойствах бумаги,  её видах.

 Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

 Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.

Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Учить самостоятельно, проводить опыты и эксперименты.

Формировать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Воспитывать бережное отношение к изделиям из бумаги.

Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

Оборудование.

Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая,  санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная  бумага, карандаши, ножницы, трафареты животных, вода (в ёмкости).

Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги. Беседа о бумаге и её свойствах.

Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

                                                             Ход НОД.

В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке огромном несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем –
“Мечта”.

В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

Тогда смелее в путь.

Дети, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

В. Вся бумага одинаковая?

Дети. Нет.

В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончаться.

(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д. 

В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

В. Как вы думаете, люди сначала научились писать, или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.

-В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ презентации).

-В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ презентации). -На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ презентации). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ презентации).

-А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ презентации).

-Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец

Цай Лунь. (Показ презентации). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.

-Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ презентации).

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

(Дети перечисляют бумажные предметы )  ( плакат, письмо, альбом, книга, деньги , салфетка, упаковка , коробка, обои и т.д.)

В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет, не может.

В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

Физкультминутка.

В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными :

Бумажная книга                Бумажный стул
Бумажные обои                 Бумажная  обувь
Бумажный  фантик           Бумажное пальто
Бумажная газета               Бумажный  шкаф

Бумажный альбом            Бумажное яблоко

Бумажные деньги        Бумажная дверь.

В.  А теперь мы с вами с помощью опытов вспомним свойства бумаги.

Опыт №1 "Бумага мнется"

А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете , почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Значит делаем вывод: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. ( полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.

 Опыт №2 "Бумага рвется"

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага,  (дети договаривают) тем легче она рвётся,  

Второе свойство бумаги  бумага рвется .

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

Опыт 3 "Бумага режется"

Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Вывод:  картон толще, чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. Третье свойство.

Опыт 4 "Бумага намокает"

для следующего опыта нам понадобится вода.

Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?

(Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный. Четвёртое свойство.

Опыт №5 "Бумага летает" 

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать? Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

В. Итак, мы с вами провели  опыты и вспомнили о некоторых свойствах бумаги.

В.А сейчас я вас познакомлю с новым свойством бумаги. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

Дети. Бумага скрутилась.

В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

В. Вы встречались с ней раньше?

В. Как вы думаете, для чего она нужна?

В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

В. Обследуем копировальную бумагу.

В. Какие стороны у бумаги?

Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

Дети: Два.

В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по трафарету.

Рассматривают работу.

В. Сколько рисунков у вас получилось?

В. Как вам удалось это сделать?

В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране? Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге.  Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять ?  Какими свойствами обладает бумага? 

Дети: Бумага мнется.

 Бумага рвется.

 Бумага можно резать.

 Бумага намокает.

 Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

В. отмечает работу детей, на ваших столах лежат смайлики  с улыбкой и грустный,  поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению!

В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь.

В.  Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

Анализ НОД.

Конспект НОД назывался «Путешествие в бумажную страну»

Программное  содержание:

Сформировать представление о свойствах бумаги,  её видах.

 Развивать умение обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента.

 Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.

Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Учить самостоятельно, проводить опыты и эксперименты.

Формировать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Воспитывать бережное отношение к изделиям из бумаги

Проводилась предварительная работа:

 Рассматривание предметов сделанных из бумаги.

 Беседа о бумаге и её свойствах.

Во время НОД все дети были вовлечены в ход НОД. Можно отметить, что дети на занятии были заинтересованные, четко слышали вопросы и задания, проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Дети узнали о истории бумаги .Познакомились с копировальной бумагой.(попробовали нарисовать 2 рисунка сразу)

 Ребятам было предложено исследовать и изучить бумагу и картон: мять, рвать, резать и т.д .  Используя наблюдение, практические методы ребята закрепили и систематизировали знания о свойствах бумаги.

Использовались такие приёмы ,как - пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, различные игры.

Считаю, что совместная образовательная деятельность достигла запланированной цели. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие в страну геометрических фигур"

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: " Путешествие в страну геометрических фигур"...

Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие в страну сказок""

Программные задачи: познакомить детей с приёмом сравнения длины с помощью условной мерки; учить сравнивать предметы по величине и количеству и отражать это в речи; пользоваться приёмом приложени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну Звукляндию"

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Путешествие в страну Звукляндию" - знакомство детей с шумовыми и музыкальными звуками, закрепление знаний о музыкальных инструментах...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну здоровья».

Конспект непосредственно образовательной деятельности   в  старшей  группе  «Путешествие  в  страну  здоровья».Программные  задачи.1....

Конспект итоговой НОД для детей старшей группы "Путешествие в страну Знаний"

Конспект итоговой НОД для детей старшей группы "Путешествие в страну Знаний"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну МАТЕМАТИКА».

Формировать у детей элементарные математические представления,решать простые задачи; формировать умение работать в команде....

Конспект непрерывно образовательной деятельности по теме "Путешествие в бумажную страну" в первой младшей группе (от 1,5 до 3лет)

Конспект непрерывно образовательной деятельности по теме"Путешествие в бумажную страну"в  первой младшей группе (от 1,5 до 3лет)Основная образовательная программа: ДОУВозрастная группа: первая мл...