конспект занятия "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Давыдова Юлия Анатольевна

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи:

Образовательные:

·                     Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.

·                     Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно - исследовательской деятельности

с детьми 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром.

«Воздух вокруг нас»

Цель: познакомить детей со свойствами воды.

Задачи:

  • Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
  • Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
  • Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
  • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
  • Расширять и активизировать словарь детей.
  • Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие. Физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Материально- техническое оснащение: мультимедийное оборудование, картинки с изображением природных явлений,  Атрибуты для игр ( мяч, бейджики), оборудование для проведения опытов.

Информационное обеспечение: интернет –ресурсы.

Участники: подготовительная группа, воспитатель.

Форма проведения: познавательная деятельность.

Методы обучения: игровые, исследовательские.

Применение технологий: игровые, здоровьесберегающие.

Предварительная работа: беседы о природных явлениях и объектах, чтение рассказов, сказок о ветре, просмотр познавательных фильмов  о природе.

Ход деятельности:

1.Мотивационный момент:

 Дети с воспитателем входят в зал.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать звук пузырьков.

 (Звучит фонограмма « Звук пузырьков»)

Воспитатель: Какой звук вы услышали?

Дети: Звуки  пузырьков.

Воспитатель: Что находится внутри пузырьков?

Дети: Воздух.

2.Презентация.

Слайд. « Пузырьки воздуха»

 Воспитатель: Мы сегодня с вами поговорим о воздухе.

 Как вы думаете, что такое воздух?

  Дети высказывают свои знания о воздухе. Воспитатель закрепляет полученную информацию. Говорит, что воздух газообразная оболочка, которая окружает нашу Землю

 Эта оболочка называется атмосфера.

 Слайд. « Земной шар».

Воспитатель:

«Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомую косынкой

Он окутывает нас».

3.Коммуникативная игра.

 «Где живёт воздух».

 Воспитатель: Если воздух окутывает нашу планету, значит, он есть везде. Как вы думаете, где можно встретить воздух? Давайте  поиграем! Дети становятся в круг, воспитатель спрашивает:- « Где живёт воздух?», бросает мяч ребёнку, он отвечает и передаёт мяч обратно и так далее.

( Ответы детей)

Воспитатель: Воздух есть везде, а какой он, какими секретами обладает, мы сейчас узнаем. Прежде чем пройти в нашу лабораторию опытов и экспериментов, я раздам вам беджики. (Воспитатель раздаёт детям беджики с изображением « облака », «пузыри»). Объясняет, что так дети разделились на две компании и приглашает их в лабораторию.

4. Экспериментирование: « Секреты воздуха» (Примечание: каждая компания вывод обозначает схемами)

Опыт 1.

Воспитатель: Мы сейчас узнаем, какой цвет у воздуха. Давайте проверим это, наберем воздух в пакетики. (Дети выполняют здание.)

Воспитатель: Что у вас в пакетиках?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Какого цвета воздух, мы его видим? Почему?

Дети: Нет, потому что воздух бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: Через воздух мы видим все предметы, которые нас окружают.

Вывод: воздух прозрачный не имеет цвета.

Опыт 2.

Воспитатель: Мы узнаем, чем пахнет воздух. Давайте сделаем вдох носом.

Дети: Воздух ничем не пахнет.

Воспитатель:  Дети закройте глаза. Я пронесу мимо вас продукт (лук, чеснок, лимон и т.д.) а вы попробуйте узнать по запаху.

Дети узнают по запаху продукты, называют их.

Вывод: сам воздух не имеет запах, но может запахи переносить. Запах распространился в воздухе, мы его вдохнули и почувствовали.

Опыт 3.

Воспитатель: Мы узнаем, какую форму имеет воздух.

 Давайте попробуем надуть шарики. (Дети надувают.) Потрогайте шарики, что внутри?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Воздух заполнил шар и приобрёл круглую форму .

А какие предметы можно заполнить воздухом?

Дети: Мячи, шины, надувные игрушки, матрасы, спасательные круги….

Вывод: воздух принимает форму того предмета в которой он находится.

Опыт 4.

Воспитатель:  Мы узнаем, можно  ли воздух ощутить? Давайте проверим.

Если создать движение воздуха, то его легко обнаружить. Давайте подуем на ладошку, а теперь помашем веером. Чувствуете что - то легкое?

Дети: Легкий, прохладный ветерок.

Воспитатель: Да, мы чувствуем кожей ветерок.

Воспитатель: Воздух может быть сильным? Давайте проверим. Возьмите в руки вертушки, и подуйте на них (тихо, сильно). Что происходит?

Дети: Они крутятся.

Воспитатель: Что заставляет их крутиться?

Дети: Ветер.

Вывод: Значит,  у воздуха есть сила, а ветер это движение воздуха.

5. Физминутка: «Дует ветер».

Дети растягивают полотно из ткани и в соответствии со словами начинают движения полотном от слабого к сильному.

  1. « Дует, дует ветерок»
  2. «Дует, дует ветер»
  3. «Дует, дует ветрище».

Опыт 5.

Воспитатель: Давайте посмотрим, еще в каких предметах есть воздух.

У вас есть банки с водой. Мы сейчас будем опускать в воду разные предметы (зернышки, камушки, пуговицы и др.) Опускаем, предметы падают на дно. Что  при этом образуются?

Дети:  Пузырьки .

Воспитатель: Пузырьки -  это воздух. Куда они поднимаются?

Дети: Вверх.

Вывод: Пузырьки воздуха поднимаются вверх, это значит воздух легче воды.

Воспитатель: А еще воздух можно увидеть, если подуть через соломинку в стакан с водой.

Давайте подуем. Что выходит из воды с пузырьками?

Дети: Воздух, он находится внутри пузырьков.

Ввод: Это значит, что воздух есть внутри нас, мы дуем в трубочку и он выходит.

Опыт 6.

Воспитатель: Давайте еще поищем воздух. (Показать пустой стакан.) Есть ли в стакане воздух, как узнать? Опускаю медленно стакан в воду вверх дном (стакан надо держать прямо). Вошла вода в стакан, почему?

Дети: Нет, потому что в стакане находится воздух, он не дает воде войти в стакан.

Воспитатель: Даже в пустом стакане есть воздух, и он мешает воде войти в стакан.

Воспитатель: А сейчас я опускаю в воду пустой стакан на дне которого закреплен кружок бумаги.

Бумага намокнет, как вы думаете? (Стакан держать прямо).

Дети: Нет, воздух не даст намочить бумагу.

Воспитатель: Правильно, сейчас я опущу стакан с кружочком бумаги в воду под наклоном. Что появилось в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Что произошло с бумагой?

Дети: Она стала мокрой.

Воспитатель: Да, воздух вышел из стакана, и его место заняла вода.

Так работают батискафы при погружении в воду.

 Слайд . « Батискаф».

6. Подвижная игра. «Частички воздуха».

Воспитатель: Давайте с вами превратимся в частички воздуха. Они двигаются по всему пространству(дети двигаются). Вдруг стало холодно, частички стали мёрзнуть и сжиматься, прижиматься друг к другу. Снова стало тепло, даже жарко, и частички стали расширяться и  занимать ещё больше пространства.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, при охлаждении воздух сжимается.

7. Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух.

Воспитатель: Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите больше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?

Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.

Воспитатель: Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду.

Как надо правильно дышать?

Дети: Через нос.

Воспитатель: положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.

1. Тихо – тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)

2. Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)

3. Подыши одной ноздрей.

И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)

4. Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)

Воспитатель: для чего человеку надо правильно дышать?

Дети: Чтобы не болеть.

Воспитатель: Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи.

8. Социально - коммуникативная игра « Экологи».

Воспитатель предлагает детям поделиться на две компании. Одна компания ищет картинки « Что загрязняет воздух?». Вторая компания ищет картинки «Что очищает воздух?». Каждая компания  располагает картинки на мольбертах. Дети выбирают с каждой компании лидера, для того, чтобы он объяснил решение своей компании.

Картинки. (Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигареты)….

Картинки. ( Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха)

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Что мы узнали о воздухе?

Дети: В – особый, невидимый газ, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться.

Воспитатель: Все правильно, молодцы. А теперь давайте посмотрим видеоролик

« Воздух вокруг нас»

 

Литература:

1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов

Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.

2. Воздух невидимка. И. А. Рыжова.

3. Большая книга экспериментов. Издательство Эксмо. 2010 год.

4. Моя первая энциклопедия. Планета Земля. М. Эксмо 2013 год.

5. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. М. Щетинин. Издательство Метафора 2011 год.

6. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Конспект "Воздух вокруг нас"

Исследовательская деятельность. Знакомство со свойствами воздуха....

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект "Предметы вокруг нас. Все для сада и огорода"

Конспект занятия по познавателдьному развитию....

Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР

- закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и вос...

Конспект «Звуки вокруг нас» с ОНР

закрепление представлений о частях тела, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Часть тела», введение термина «речевой» звук;- развитие слухового внимания и воспр...