Конспект "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Исаева Флора Вялиулловна

Исследовательская деятельность. Знакомство со свойствами воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vozduha.doc.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: показать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения в разных предметах, выявить свойства воздуха.

Задачи:

Область «Познание»

  Развитие познавательной активности дошкольников в процессе поисковой деятельности,  интереса к исследовательской деятельности, приобретение знаний самостоятельно и под тактичным руководством взрослого

Область «Коммуникация»

  Формирование связной речи, умение грамотно, точно и последовательно выражать свои мысли, правильно строить предложения, делать умозаключения.

Область «Социализация»

    Воспитание настойчивости в достижении цели, развитие инициативы.

Область «Здоровье»

   Совершенствование знаний о здоровом образе жизни, развитие  правильного выполнения дыхательных упражнений, поддержание бодрого настроения.

Чтение художественной литературы:

Развитие у ребят памяти, интереса к рифмам. 

Демонстрационный материал:

  1. аквариум с водой,
  2. салфетка, 2картинки с изображением города и леса,
  3.  схемы, отображающие свойства воздуха.

Раздаточный материал:

  1. по 2 баночки с водой, одна покрыта салфеткой,
  2. трубочка,
  3. кусочек губки,
  4.  осколок кирпича,
  5. веер,
  6.  цветочек, привязанный на ниточке,
  7. целлофановый мешочек,
  8. кубики,
  9. резиновая игрушка.

Формы организации нод

  1. Сюрпризный момент
  2. Рассматривание картины и объектов
  3. Опыты, исследовательская деятельность
  4. Обсуждение
  5. Физминутка

Воспитатель: Ребята, сегодня я встретила своего друга- художника. Он подарил мне две картины, где отразил свои впечатления после летнего отдыха. Как вы, думаете, где отдыхал художник?

Дети: Он гулял по городу и был в лесу.

Воспитатель:Где художнику было лучше отдыхать? Почему? (ответы детей)

Где был чистый воздух?

Дети: В лесу.

Почему?

Дети: В лесу много растений, они выделяют кислород, которым мы дышим. Чем больше растений, тем чище воздух.

Воспитатель:Чем загрязнен воздух в городе? (ответы детей)

Ребята, подумайте и скажите, что мы можем сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? (ответы детей)

Что же мы можем посоветовать моему другу- художнику, где чаще гулять летом? (ответы детей)

А почему нужно чаще гулять на свежем воздухе? (ответы детей)

Правильно, дети, молодцы! Мы много говорили про воздух, а где он?

ГОЛОС: А я здесь, рядом с вами. Хотите со мной поиграть? Давайте играть в прятки, я, чур, прячусь, а вы меня ищите.

Воспитатель:Ребята, вы согласны его поискать?

Дети: Да.

Воспитатель: С чего же начнем? Хотите посмотреть, нет ли воздуха в полиэтиленовых мешочках?

Тогда садитесь на подушечки. Заполните мешочки кубиками одного любого цвета. Каким стал мешочек и почему? (Ответы детей)

Значит,  мешочек становится выпуклым, когда в нем чего-нибудь есть. Добавьте еще кубиков другого цвета. Что стало с мешочком?

Дети: Он стал еще более выпуклым.

Воспитатель: Ребята, что же мы можем сказать? Отчего зависит размер мешочка?

Дети: Чем больше предметов, тем больше мешочек.

Воспитатель: А теперь освободите мешочки от кубиков, рассмотрите их и ответьте, есть ли что-либо в них?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я вам сейчас предлагаю скрутить мешочек со стороны отверстия. Что делается с мешочком?

Дети: Он вздувается.

Воспитатель: А почему? Мы же говорили, что он вздувается только тогда, когда в нем что-то есть.

Дети: Там воздух.

Воспитатель: Правильно, ребята, мы нашли воздух в мешочках, а вы его видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Теперь давайте выпустим его из мешочков. Ему, наверное, там тесно.

ГОЛОС: Убежал! Убежал! Догоняйте! Вот какой я быстрый!

(Стоя у аквариума)

Воспитатель: А хотите, ребята, проверить есть ли воздух в стакане?

Дети: Да.

Воспитатель: Вот стакан. В нем есть что-нибудь?

Дети: Нет.

Воспитатель: А сейчас? (на дно прикрепляется салфетка). Теперь посмотрите ,что я сделаю (опускается перевернутый стакан с салфеткой внутри в аквариум с водой). Вода вошла в стакан?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, салфетка не намокла. Почему?

Дети: Вошло мало воды.

Воспитатель: А ведь вода могла подняться выше, что ей помешало?

Дети: Воздух, который там был.

Воспитатель: А вы его видели?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему же мы его не видим?

Дети: Он невидимый (выставляется схема с изображением глаза).

Воспитатель: Дети, хотите почувствовать прикосновение воздуха к каждому из вас?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Возьмите веера, помашите ими перед лицом. Чувствуете, как воздух прикоснулся к вашим носикам и щечкам. Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни?

Дети: Вентилятором, кондиционером.

 

 А теперь подуйте на ручку вот так (показывается 2 раза). Какой воздух?

Дети: Холодный и теплый.

Воспитатель: Значит, ребята, что мы можем сказать о воздухе.

Дети: Он невидимый, но мы его чувствуем и можем ощущать (выставляется схема с изображением руки)

Воспитатель:  Я вам сейчас, ребятки, открою секрет. Воздух имеет разные голоса. Возьмите по одной резиновой игрушке и поиграйте с ними. Кто это у вас сейчас пищал? (ответы детей).

Итак, мы воздух можем слышать (выставляется схема с изображением уха)

Воспитатель:  В  какой хорошо знакомой  игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Дети: Мяч, в котором много воздуха, лучше прыгает.

Ребята, а вам воздух ничего не сказал?

ГОЛОС: Куда же еще спрятаться. Вот сюда сейчас заберусь.

Воспитатель: Интересно, куда же он решил забраться. А посмотрите, сколько разных предметов на столах. Давайте в них поищем воздух.

(садятся за столы)

Рассмотрите губку. Какая она, потрогайте.

Дети: Мягкая.

Воспитатель: В губке, ребята, есть отверстия. Как вы думаете, что в этих отверстиях?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Проверим. Опускаем губку в воду. Есть воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Пузырьки выходят.

Воспитатель: Значит, в мягких предметах есть воздух. А в твердых? Найдите у себя на столе твердый предмет.

Дети: Кирпич.

Воспитатель: Проверьте, есть ли в кирпиче воздух (бросают кирпич в баночку с водой и опять появляются пузырьки в воде)

И в кирпиче есть воздух.

(Обратить внимание детей на пузырьки на стенках баночки) Это о чем говорит?

Дети: Воздух есть в воде.

Воспитатель: Ну что же, ребята, скажем воздуху,  где мы его нашли, где он прячется.

(Дети перечисляют)

Воспитатель: Воздух всюду вокруг нас. А только ли вокруг нас, а в нас самих нет?

Дети: Есть.

Воспитатель: А зачем он живет в нас?

Дети: Мы им дышим, вдыхаем и выдыхаем.

ФИЗМИНУТКА.

Разучивание стихотворения.

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

Дыхательное упражнение «Трубочка»

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, трубочки, один конец опустите в воду, а другой возьмите в рот и тихонько подуйте в нее. Что опять в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Значит, действительно в нас есть воздух. Что-то воздух притих. Продолжим его поиски. Возьмите в руки цветочки, подвешенные на ниточках о подуйте на них. Что происходит с цветочками?

Дети: Они отклоняются.

Воспитатель: Почему? На что похож сейчас воздух?

Дети: На ветер.

Воспитатель: Когда воздух перемещается, мы говорим - дует ветер. Когда дует ветер, что происходит в природе?

Дети: Все двигается, качаются деревья.

Воспитатель: Значит, ребята, мы узнали еще одно свойство воздуха – он движется (выставляется схема с изображением дерева)

Ребята, я думаю,  хватит его искать, пора ему и показаться. Давайте попросим его выйти.

ГОЛОС: Рад бы, да я не могу.

Ребята, почему?

(Ответы детей по выставленным схемам, они перечисляют свойства воздуха)

Дети: Воздух невидимый, его можно слышать, чувствовать и он может двигаться.

Воспитатель: Воздух, может быть,  хватит на сегодня играть.  Давай продолжим игру завтра. А ты подумай,  где еще можешь спрятаться.

ГОЛОС: Хорошо.

Используемая литература

1.Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М.: Просвещение, 1986.


2.Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий Центр Сфера 2007.


3.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.


4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003


5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004


6. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.


7. Равиза Ф.В. Простые опыты. – М., 1997.


8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...