Мастер-класс "Ознакомление дошкольников с родным краем"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Токарева Елена Фёдоровна

Формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_2.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

«Ознакомление старших дошкольников с родным краем»

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Проблема формирования патриотических чувств у детей рассматривается педагогическим коллективом детского сада как важнейшая воспитательная задача. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь и привязанность к родным местам, преданность Родине, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение.

Краеведение рассматривает вопросы воспитания любви к природе, к семье, к родному городу, области, воспитания осознанного бережного, экологически целесообразного отношения к человеку, к живой и неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

Наш регион очень богат и разнообразен по своему содержанию. Знакомство с нашим краем способствует расширению кругозора, культурных интересов, развивает мышление, активизирует память ребят, учит реконструировать и трансформировать усвоенный социальный опыт в различных ситуациях для решения познавательных задач, воспитывает у детей чувства любви к «малой» Родине, через нее – гордости за страну. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свой дом, свою улицу, город, нам необходимо показать все детям с положительной стороны Важно “влюблять” дошкольника в родную страну, ее природу, культуру. Пусть дошкольник узнает немного (знания можно будет приобрести в школе), но пусть это немногое будет эмоционально окрашенным. Самое главное – научить ребенка чувствовать.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. Главным помощником в этом является комплексная программа «Детство» Логиновой В.И., «Приобщение к народной культуре» Князевой О.Л., «Я - человек» программа социального развития Козловой С. В. «Наследие» патриотическое воспитание в детском саду Новицкой М.Ю.В них определенны главные задачи и содержание работы. Сегодня мы поговорим об ознакомлении детей с родным краем, начиная семьи, детского сада, города, области.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Дошкольник должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины. Он должен научиться заботится о близких с детства, быть внимательным к другим, сострадать. Мы должны побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, добрым делам для семьи, родного дома. Знакомство ребенка с родным краем начинается именно с семьи.

Это первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в общее семейное дело.

Беседы на тему:

  • «Моя семья»,
  • "С кем я живу". (Устный рассказ, рисунок),
  • "В этом доме я живу". (Рассказ о своем доме, домашний адрес, рисунок),
  • "Мои родители" (Имя, отчество, место работы),
  • "Мои игры с бабушкой, дедушкой, сестрой, братом",
  • «Мой домашний любимец» и др.

Рисунки о семье помогают ребенку понять, что он и семья - единое целое.

. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада. Для близкого знакомства с ним используются мини-исследования: «Дорога в детский сад», «Моя группа» «Мой участок детского сада», «Группы-соседи». Экскурсии в прачечную, на кухню, в медицинский кабинет, беседы на тему «Как детский сад о нас заботится» систематизируют, имеющиеся у детей знания о детском саде, о тех, кто работает в нем, какую работу выполняет, вызывается желание ходить в детский сад. Полученные знания находят отражение в творчестве детей:

  • Изготовление макета «Наш садик «Скворушка»,
  • Выставка рисунков «Наш любимый детский сад»,
  • Поздравительные открытки сотрудникам детского сада,
  • Организация концертов для малышей, и др.

Родной город Воспитание любви и уважения к родному городу - важнейшая составляющая патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, его надо знать. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Город – частица Родины. Если дети приобретут знания об истории, символике, достопримечательностях города, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, можно считать, что задача воспитателя выполнена

Так как для детей очень важно их ближайшее окружение, большую работу надо проводить по ознакомлению детей с городскими улицами, с жилыми домами, общественными зданиями, их назначением, общественным транспортом, гербом города,

 Характерной особенностью г. Пионерского является его расположение на берегу Балтийского моря. Эту особенность нельзя не использовать, рассказывая детям о морских обитателях, янтаре, профессии рыбака и т.д. Знакомя детей с растительным и животным миром окрестностей города, нужно проводить целевые прогулки в парки, сосновый бор. Дети узнают о разных породах деревьев, (бережно дотрагиваться до стволов и веток руками, стараются обхватить деревья, сравнивают цвет и форму листьев). Удивляются, сравнивая хвойные и лиственные деревья, учатся делать вывод, почему одни деревья называют лиственными, а другие – хвойными; зачем нам нужны деревья или что бы было, если на земле не было бы деревьев? Учатся слушать природу, думать, чувствовать, рассуждать, выражая свои чувства, беречь и охранять ее, формируется экологическая культура

После посещение музея «Рантава», который является неотъемлемой частью ознакомления с родным городом, дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями.

Поговорка «Лучше нет родного края» это о нашей Калининградской области. Мы живем на этом прекраснейшем островке России и должны донести до дошколят, что никакие границы с другими государствами не разделят нас с большой Родиной. В тоже время наши маленькие жители области нуждаются в знаниях о странах - соседях В  этом наш помощник – карта. Умение ориентироваться по карте, знание простейших топографических знаков удовлетворит любопытство детей о том, какие города и где находятся в области; какие есть реки и озера, помогут увидеть местоположение национального парка «Куршская коса».Знакомство с областным центром г. Калининградом расширит кругозор детей.

Таким образом, решая поставленные задачи, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);- непрерывность и преемственность педагогического процесса;- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;- деятельностный подход;- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Сегодня педагоги дошкольных учреждений признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.  Семья в краеведение имеет очевидную пользу как для детей и педагогов, так и для родителей. Конечным продуктом такого сотрудничества являются:

  • Создание альбомов: «Я и моя семья», «Любимая мамочка», «Я родом из Пионерского», «Домашние любимцы»
  • Участие в выставке рисунков «Моя семья». Составление сборника «Моя любимая колыбельная»
  • Изготовление макета «Наш детский сад»

А когда родители участвуют в спортивных мероприятиях сада, города, отправляются вместе с группой детей на экскурсии, в походы радости дошколят нет предела. Развивается взаимоотношение родителей, детей и педагогов, укрепляется доверие и появляется возможность для дальнейшего роста и совершенствования взаимодействия семьи и детского сада.

. В заключение, хочется сказать, что, знакомя детей с родным городом, воспитывая у них чувства любви и восхищения родным краем, постепенно подводя детей к пониманию того, что наш город, область – частица Родины, создается та база, на которой в последствии человек будет строить свои отношения с миром и свою жизнь.

Практическая работа

Жар-птица

В. У меня волшебный сундучок (погреметь). Как вы думаете, что там?

Достаем киндеры (погреметь)

Посмотрите, что внутри. Достаем буквы, какая это буква? Выкладываем на полоску. Сколько их? Посчитайте. СЕМЬ Я . Догадайтесь, ребята, о чем мы поведем разговор (о семье)

В.А кого называют семьей? (близких и родных людей, которые живут вместе)

В. Русский народ считал, что счастье в дом приносит жар-птица.

Жар-птица отправила нам свои волшебные перья, на каждом из них игра или задание.

Игра «Назови ласково»

Цель: Учить подбирать к словам баба, дед, мама, папа, сын, дочь

ласковые слова (баба-бабушка, бабуля, бабулечка)

Оборудование: солнце, лучики отдельно

Ход: На каждое слово выкладывается лучик.

Задание: Изготовление семейного дерева.

Оборудование: Фото членов семьи, силуэт дерева, клей, салфетки, фломастеры.

Тема: «Детский сад»

  • Стихотворение Нодара Думбадзе «Сад». Познакомьтесь с первыми впечатлениями ребенка, попавшим в дет. сад

Я думал и в правду,

Что сад – это сад.

Где бабочек ловят,

Едят виноград.

Ой, мамочка – мама,

Куда я пришел?!

Сажают детей

За обеденный стол!

Котлеты несут

И молочный кисель!

А после, как дома,

Уложат в постель!

Ой, мамочка,

Лучше вернемся назад, –

Я сам покажу,

Где находится сад!

Игра «Кто лишний?»

Цель: Закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в дет. саду (чем занимаются, какую работу выполняют и т.д.Воспитывать уважение к работникам дет.сада.

Оборудование: Иллюстрации профессий.

Выкладываю иллюстрации профессий. Ребята, кто не работает в д.с.? Кто лишний? Почему?

А что делает воспитатель в д.с.? (воспитывает , играет . книги читает и т д.)

Что делает врач, медсестра?(осматривает детей, выписывает направления к др. врачам, делает прививки)

Что делает повар? (готовит еду, жарит, варит, парит)

А каких работников д. с. мы не назвали? (завед. прачка, мл. воспитатель)

Молодцы. Вот как много людей заботятся о вас в д.с.

Тема: «Родной город»

Игра «Назови свою улицу»

 

Цель: Закреплять знания детей об улицах родного города, побуждать рассказывать, что на них расположено.

Оборудование: игрушка, схема города, фломастеры.

Ребята, в нашем городе гостил художник Тюбик, друг Незнайки .Ему очень понравился Пионерский и он его нарисовал. Вот его рисунок. Но Тюбик не запомнил ни одной улицы. Давайте поможем Тюбику.

Каждый из нас нарисует линию между домами (улицу, на которой живет и расскажет о ней).

В. начинает. Я живу на ул. Вокзальной. на ней расположен ж.д.вокзал, магазин «Гудок» и т .д. Дети по очереди выполняют задания.

В. Вот сколько разных, замечательных улиц есть в нашем городе.

В. Предлагает украсить улицы деревьями, нарисовать машины.

Игра «Компас»

Цель: С помощью макета компаса, бабочек игрушек закрепить части света, умение ориентироваться.

Оборудование: Макеты компаса по кол-ву детей, «бабочки»,цифры С, В, З, Ю. цветок.

Отправляясь в путешествие по родному краю туристы-путешественники беру т с собой компас. Перед вами маленький макет компаса.

Положите макет перед собой, стрелочкой вниз.  Какое направление всегда показывает стрелка на компасе? (север). Покажите букву обозн. север и положите ее перед стрелочкой. Что обозначает буква В?, Покажите ее. З? Ю? А теперь выполняем задание: разложите правильно части света, ориентируясь на стрелочку. Кто затрудняется, обратите внимание на наш плакат-подсказку.

Молодцы.

Ребята, бабочки на полянке ищут красивый цветок, помогите им выбрать нужное направление. Раздаю бабочек. Сначала они полетели на восток. Выполняем. Проверьте друг друга, все ли бабочки на востоке. Затем  изменили направление на северо-запад (выполняем, проверяем).Повернули на юго-восток, сели на юг и нашли свой красивый цветок.

Игра «Собери карту Калининградской области»

Цель: Закрепить умение из частей собирать целое, узнавать объект, находить местоположение городов, рек и т.д.

Оборудование: разрезные части карты, образец.

Ребята, перед вами   лежит  карта, части перепутались, только правильно собрав их мы узнаем, какая карта спряталась здесь.

В.это карта нашей области. Далее работа по карте (найти города, реки, море ит.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем

Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда...

Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем

Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем составлено в помощь педагогам, с учетом усложнения материала в соответствии с возрастом детей. Работа планируется со...

Консультация по ознакомлению дошкольников с родным краем

Консультация составлена на основе теоретического и практического материалов. Предназначена для проведения старшим воспитателем, заместителем заведующего по методической работе с воспитателями ДОУ. В м...

"Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с родным краем.

Ознакомление дошкольников с родным краем через различные виды деятельности. Вовлечение родителей в формирование элементарных представлений о Родине у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателй: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем.»

Материал содержит рекомендации по использованию сказки при ознакомлении с родным краем и  воспитании патриотизма у  детей дошкольного возраста.....

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....