Экологические сказки для старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру на тему

Приходько Марина Владимировна

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека в природе. Экологическое образование детей- это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_skazki.docx800.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 муниципального образования Щербиновский район

село Шабельское

Экологические сказки для детей дошкольного возраста

                                                                                        Автор:

                                                                Приходько Марина Владимировна

 Цель: воспитание культуры поведения и бережного отношения к живому; доступным способом довести до сознания дошкольников знания о явлениях природы, о животных, о растениях и окружающем мире.

Задачи: 

  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения;
  • формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет;
  • формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  • воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом;

Предисловие.

Кто дал Земле жизнь?

   Кто дал Земле жизнь? Кому ей быть благодарной? Она получила в наследство не больше других: в основном очень маленькое количество кислорода. На этом не проживешь.

   Не проживет планета. Не проживет звезда. Не проживет Солнце. А Земля живет. Дышит Земля кислородом!

  И все это- из ничего. Буквально из ничего. Своим трудом. Своими заботами.

  Вот она, наша Земля.

С большой буквы Земля.

Хотя часто ее пишут с маленькой буквы.

«Вода и воздух»

      Жил-был океан, у него было очень-очень много воды и атмосфера-это очень большое количество воздуха. Скучная была у них жизнь. В океане никто не жил, ничего не росло, ни одного растения. В воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились растения- водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался и рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был очень радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц,  увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым. Они поняли, что это произошло из-за их дружбы, та как океан дает атмосфере воду, а атмосфера океану- воздух. Без воды не проживешь, как и без воздуха, а без воздуха не проживешь, как и без воды. Вот как хорошо иметь друзей!

«Великий спор»

     Поспорили как-то раз царица Атмосфера и царь Нептун о том, кто из них важнее. Царица Атмосфера говорит, что без воздуха жить на Земле невозможно. А Нептун говорит, что без воды жить нельзя. Так спорили они долго. Чтобы решить свой спор, они решили спросить у кого-нибудь.

   Первыми они повстречали растения. Атмосфера спрашивает:

-Скажите, что для вас важнее, воздух или вода? Растения им отвечали:

-Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания.

   Обрадовался Нептун:

-Я важен!

-Но и без воздуха не проживешь! - добавили растения. -Он нужен нам для того, чтобы мы дышали.

  Переглянулись царь Нептун и царица Атмосфера. И решили еще спросить у людей и животных. Но и здесь они услышали то же самое.

   И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух и вода.

«Все живое нуждается в воде»

Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и в друг ему навстречу ему ежик не головы не ножек.

— «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»

— «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

— «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

— «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

— «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

— «Да ну заяц, я тебе не верю».

— «А давай проверим»?

— « И как же это мы будем проверять»?

— «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».

— «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!

— « Ежик и ты мне подари цветы».

— «Да запросто на держи».

— «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

— «Хорошо заяц. До свидания»!

Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.

— «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

— «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

— «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?

— «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

— «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

— «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

«Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле»

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит:

— Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.

А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.

В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.

А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, — закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу  свойства воды чудесные.

Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.

«Рябинушка»

   Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая, и имя ее было неласковое, ее звали Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой, зато меньшенького сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребенка в болото и погубила. Но не удалось ей погубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково «Рябинушкой». https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=fc3a7ff8c4c177a3f0a8fa15ea2a822c&n=33&h=215&w=338

   В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября,- время созревания ягод. В этот день ветки с ягодами связывали в пучки, развешивали под крышами домов. Обычай связан с представлением о рябине, как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Рябина- символ и гарантия счастья и мира в семье, поэтому возле дома старались посадить рябину. Поэтому рябина-любимый персонаж русского фольклора.

«Подсолнечник»

   Однажды девочка Маша уронила семечку на землю, прямо рядом сокном своего дома. После того как прошел дождь, Маша заметила небольшой росточек, стала за ним ухаживать, поливать. Но как бы Маша не старалась, росточек с трудом подрастал, и тогда она спросила у папы: «Папа, почему я каждый день поливаю росточек, рыхлю землю, а он не растет?». Тогда папа улыбнулся и ответил:https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8c1e358e72f33e1e1390d9e83a8a0f14&n=33&h=215&w=290

«Машенька, это же подсолнечник, ему мало воды, он любит свет, а у тебя он в тени. Давай пересадим его, пока он маленький, чтобы подсолнечник лучше освещался солнцем».http://stylexpress.ru/photos/kartinki-detskie-dlya-oformleniya-s-podsolnuhom-36427-large.jpg

Маша с папой аккуратно пересадили растение на солнечную сторону. Маша не могла нарадоваться. Она каждое утро прибегала к своему подсолнечнику и смотрела, не расцвел ли он, и однажды ранним утром Маша увидела «большую желтую шляпку», это был ее подсолнечник. Он повернул головку прямо к солнцу, которое помогло ему выжить и расцвести. 

«Шиповник»

  Однажды июньским ранним утром «дикая роза» проснулась, расправила свои листочки на стебельках, которые ей очень нравились. Их было много, и они так красиво оттеняли своей зеленью цветы, что роза тщательно следила за их чистотой. И когда шел дождь, наблюдала за тем, чтобы каждый листочек был тщательно вымыт, но особо дикая роза гордилась своими цветами. Но как ими можно было не гордиться! Они действительно походили на настоящие садовые розы. Белые цветы издавали такой аромат, что все ближайшие пчелы слетались, как только заслышат его. Наша дикая роза была более горделивой, чем все остальные растения. Такую же дикую розу, как и она, но с розовыми цветами считала менее привлекательной, чем сама. Да и называть себя велела всем только дикой розой, хотя все больше ее звали под другим именем- шиповник. Роза-царица цветов. Разве могла наша дикая роза променять этот титул на какое-то незвучащее- шиповник.

    Итак, роза проснулась, умылась росой, припудрила пыльцой тычинки цветочков и стала ждать гостей.

   Множество насекомых прилетали к розе полакомиться пыльцой. Роза угощала, а если ей кто-то не нравился, она прогоняла своими острыми, как у настоящей розы, шипами. Эти шипы служили ей орудием от травоядных животных. Если бы не они, ею бы уже давно поужинала какая-нибудь корова или мимо проходящая лошадь. Так шли дни за днем, пока однажды пчела не сказала дикой розе: «Здравствуй, белый шиповник». Роза так рассердилась, что всем насекомым запретила прилетать к ней в гости. Прошел день, два, красавице стало скучно, а все насекомые были в гостях у розового шиповника. Га третий день роза увидела пролетающую мимо красивую бабочку и позвала к себе.

-Ах ты, глупенькая белая роза,- сказала бабочка,- разве ты не знаешь, что насекомые, которых ты прогнала, нужны тебе даже больше, чем ты им. Если они не опылят твои цветы, то у тебя не будет плодов. https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=19648fed51bdb2c2686e33f11f17abd1&n=33&h=215&w=323

-да, но они меня назвали шиповником,- негодующие воскликнула роза.

-А ты и есть шиповник и ты должна этим гордиться. Что пользы от садовой розы? Она красива и пахнет, но она не полезна, а ты- шиповник, лекарственное растение. Сочетая в себе красоту садовой розы и полезность для людей в медицине, шиповник намного превосходит обыкновенную розу. Осенью, когда на твоих веточках созреют оранжевые или красные плоды, люди соберут их и засушат. А зимой, когда витаминов будет мало, станут заваривать себе чай и поминать шиповник добрым словом. Да и многие садовые розы являются твоими потомками. Например, такие, как чайные розы.

-Ну, мне пора.- И бабочка улетела. А роза позвала к себе гостей.

«О том, как береза и ива остались верны родному дому»

   Это было очень давно. В старом заповедном лесу жила маленькая березка. Звали ее Росянка. Почему? Просыпаясь рано утром, она умывалась ночной росой.

    Рядом с ней росли другие деревья. Разные. Среди них- дуб и клен. Они гордились своими необыкновенно красивыми резными листьями и ни с кем в лесу не хотелись знаться. Уж очень они важничали. Над Росинкой и дуб, и клен частенько посмеивались, ее листья казались им очень простыми, незатейливыми.

   Рядом с Росинкой жила и ива. Называли ее в лесу Пушинкой, потому что оборотная сторона ее листьев была мягка и тепла. С ней зазнайки- соседи не хотели дружить. А Росинке ива понравилась. И они подружились, летом вместе радовались солнышку и дождику. Осенью вместе устилали землю опавшими листьями, чтобы прикрыть от голода свои корни, вместе спали зимой, видели прекрасные сны о весне и лете. http://st.depositphotos.com/1005314/5008/v/950/depositphotos_50080843-stock-illustration-birch-tree.jpg

   Но вдруг все внезапно изменилось. Снежная королева решила, что северного полюса ей не достать и нужно расширить границы своих владений. И в лес пришла очень долгая зима с сильными морозами и холодными ветрами, а лето стало коротким. Деревья в лесу заволновались, забеспокоились и решили, что лучше уступить Снежной королеве и отправиться туда, где тепло. Посоветовавшись, они пришли к выводу все свои силы вложить в семена и улететь с ветром в теплые Страны.

    Но тут раздались голоса Росинки и Пушинки. Они предлагали остаться, ведь здесь их родной дом. Оставить его на произвол судьбы? Особенно в такую трудную минуту? Но их никто не слушал. Все только говорили о том, как хорошо им будет на чужбине, в тепле.

   Шли дни, Ветер перенес семена деревьев туда, где было тепло. Дошла очередь и до Росинки и Пушинки- они решительно отказались покинуть родную землю, как ветер их не уговаривал.

  И остались они дома, только со временем стали совсем другими, потому что жестокая Снежная Королева решила погубить их и послала лютый мороз, который сковал землю. А ведь в ней- корни, которые кормят и поят дерево.

   Но ни Росинка, ни Пушинка не испугались, а перенесли свои корни в верхний слой почвы. Что им это дало? За короткое лето они успели запастись водой и пищей на всю зиму.https://thetomatos.com/wp-content/uploads/2016/05/weeping-willow-tree-original.jpg

    Снежная королева и тут не успокоилась, она приказала ветру уничтожить их во что бы то ни стало. Но и теперь подруги не сдались: они лишь пригнули ветви к земле и спрятали их под снегом. При этом ветки их сделались маленькими-маленькими. С того времени Росинка и Пушинка стали называться карликовыми.

   Но теперь Снежная королева не смогла спать спокойно: два маленьких деревца не хотели ей покориться! Решила она загубить их жаждой. Но подруги наши подумали-подумали и опять нашли выход- решили уменьшить свои листья, причем березка покрыла их восковым налетом, а Пушинка сделала их еще перистее, чтобы меньше пить воды.

   Так и не смогла Снежная королева покорить березу и иву. Очень уж они любили родную землю и очень крепко дружили.

«Трава здоровья»

   Шел мальчик Ваня по лесной полянке. Шел, напевая песенку, и не замечал, что топчет он совсем неприглядную глазу травку. Но вдруг он споткнулся о булыжник и разбил коленку. Ушиб так сильно, что появилась кровь. «Что же делать? Ни воды, ни зеленки, ни бинта, - подумал Ваня. –Как быть, обработать мне ранку?»

И вдруг услышал: 

-Помочь тебе могу я.

А Ваня гневно:

-Кто ты такой? И как ты можешь мне помочь?

-А я маленькое, совсем незаметное растение. Хоть я и имею толстые, крепкие, жилистые листики, мне все равно больно, когда кто-то случайно на меня наступает. А ведь чтобы вырасти, мне нужно много времени. Мое маленькое семечко должно попасть в землю, его должен полить дождик, согреть солнышко. Лишь потом оно выпустит свой стебелек. Пройдет время, корешок потолстеет, стебель нальется силой, листья станут большими и нальются целебным соком. Издавна люди знали мои целебные свойства. Приложив мой листочек к ранке, можно остановить кровь.

- Да, действительно, ты такой маленький, а столько можешь,- отвечает Ваня.- Как тебя зовут?

-Подорожник.

-Буду знать теперь, беречь тебя, и друзьям своим расскажу. И мы будем дружить вместе: и люди, и растения. Дружить и помогать друг другу.

«Дуб»

      Однажды в давние времена жил-был король. Он был очень знатен и богат. И была у него дочь, которую он любил больше всего на свете. Однажды заболела принцесса, она перестала пить, есть, с каждым днем становилась слабее. Опечалился король, созвал он всех своих придворных врачей и приказал им любыми способами вылечить дочь. Как не старались мудрецы, но у них ничего не получилось, принцесса продолжала болеть. Случайно мимо проезжал странник, заехал во дворец и узнал о королевской беде.

     И сказал он королю: «Я смогу вылечить твою дочь. В твоем саду растет верное лекарство от недуга твоей дочери. Согласно гороскопу друидов, у каждого человека есть свое дерево, так сказать ангел-хранитель. Надо просто постоять под своим деревом и многие недуги отступят назад. Дерево твоей дочери- дуб, это дерево обладает исцеляющей силой за счет содержания фитонцидов». 

     Повел странник принцессу в сад и сказал: «Встань под дуб, обними его, прижавшись всем телом. Босыми ногами постой на земле, и тебе станет легче».

    Через несколько дней принцесса ожила, порозовела, у нее появился аппетит, она стала поправляться. Щедрый король в благодарность предложил страннику руку своей дочери. С тех пор они живут в мире и согласии, счастье и здравии. А под окном растет могучий дуб, за которым бережно ухаживает принцесса и ее родня. Дуб стал другом семьи, он поливают его, окапывают вокруг ствола почву, да так, чтобы не повредить корни.

«Сова»

      Пошел однажды Незнайка в лес. Загулялся- глядь, а уже темнеет. Надо быстрее бежать домой. Вдруг прямо перед ним бесшумно на пенек опустилась большая серая птица.

-Кто ты?- испугался Незнайка. http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/287111/main_287111_original.jpg

-Я сова.

-Ты птица. Но почему ты тогда летаешь ночью? Ведь другие птицы уже спят.

-Видишь ли, Незнайка, я плохо вижу днем, когда ярко светит солнце. Оно ослепляет меня. Но я не вижу и глубокой ночью, как ты думаешь, я летаю вечером, в серых сумерках.

-А, вот почему ты такая серая. Но зачем тебе быть серой, тебя ведь тогда никто не увидит? И еще, летаешь бесшумно- тебя никто не услышит.

-я должна быть невидимой и неслышимой, чтобы те мелкие зверьки, мышки, зайчики, птички, на которых я охочусь, меня не услышали. И я одна такая. Так охотятся также кошки и некоторые другие ночные животные.

«Загадочный зверек»

    Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка- мух. Скажи, что ты ешь, и я  скажу, кто ты. И слышу я голосок:https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2d5dee4ef63d4352141b99d50d14f156-l&n=13

-Угадай, кто я? А ем я жуков и муравьев

Я подумал и твердо сказал:

-Дятел!

-Вот и не угадал! Я еще ем ос и шмелей!

-Ага! Ты птица- осоед!

-Не осоед! Еще я ем гусениц и личинок!

-Гусениц и личинок любят дрозды.

-А я не дрозд! Еще я грызу сброшенные лосями рога.

-Тогда ты, наверное, лесная мышь.

-И вовсе не мышь. Бывает, я сам ем мышей!

-Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.

-То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.

-Покажись!- крикнул я. И стал вглядываться в темную ель, откуда слышался голосок.

-Покажусь. Только ты признай себя побежденным.

-Рано! -ответил я.

-Иногда я ем ящерицу. А изредка -рыбу.

-Может, ты цапля?

-Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.

-Похоже, ты куница.

-Не говори мне про куницу. Куница- мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.

    Я рассердился и крикнул: «Сдаюсь!» Ветки качнулись, раздвинулись и увидел я белку!

-Запомни!- сказала она. -Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних только мух.

  А белки грызут не только орехи. Я самый знаменитый зверек в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная сказка «На сказочной полянке» Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о ценности окружающей природы в музыкальной импровизации, связанной с  образами обитателей леса и фантазийными персонажами....

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста средствами познавательной сказки

Методический материал содержит рекомендации по экологическому образованию детей средствами экологической сказки....

Технология использования сказки в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между  позит...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.  Для привлечения внимания и развития и...

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в осенний парк». Вос-ль :Анфимова Е.И. МДОУ "Детский сад №98 "Сказка", г.Петрозавовдск.

Тема: «Экскурсия в осенний парк». Цели: Расширить, обогатить и систематизировать знания детей об осени.            Формиров...