Проект "Мы все такие разные"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Столбова Наталья Владимировна

Проект предназначен для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_vse_takie_raznye_2.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

ПРОЕКТ

«МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ»

Участники проекта:

дети и родители

старшей логопедической группы№ 11

Руководитель проекта:

Н.В. Столбова,

воспитатель

Югорск

2012

        


Актуальность проекта

Народные орнаменты красивы.

В них солнца свет, любовь и доброта.

Смотри, любуйся и годись Россией!

Всё это создал человек труда!

Л.С.Лемешева

Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен – все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни о своем округе.

В этой связи, представляется огромное значение ознакомления дошкольников с историческим, культурным, национальным своеобразием родного региона.

Привлечение детей к участию в проектной деятельности дает возможность познакомиться с жителями – носителями социокультурных традиций. Знания, приобретенные ребенком при выполнении проекта, становятся достоянием его личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самим участником проекта в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны ребенку и поэтому интересны ему.

Проблема (для взрослых), с которой мы столкнулись: у детей имеются представления о людях разных национальностей, но знания о них достаточно разрознены. В нашем округе проживает людей более 80 национальностей, но родители недостаточно обращают внимания детей на то, что в Ханты-Мансийском крае живет так много людей с разными традициями, жизненными устоями, со своей культурой.

Мы поставили цель проекта (для взрослых):

  • Повышение интереса детей к культурным ценностям народов Ханты-Мансийского края.

Задачи (для взрослых):

  • формирование представлений детей о культуре создания национальных костюмов;
  • пополнение развивающей среды познавательно-речевого центра дидактическими куклами в национальных костюмах;
  • воспитание толерантности у дошкольников.

Проблема  (для дошкольников): в детском саду мы узнали, что живем в многонациональной стране, но не знали, люди каких национальностей живут в Ханты-Мансийском округе.

Цель проекта (для дошкольников):

  • Узнать о людях разных национальностей.

Задачи (для дошкольников):

  • Собрать информацию о том, люди каких национальностей живут в Ханты-Мансийском округе и работают в нашем детском саду, как выглядят  национальные костюмы;
  • Сшить куклам национальную одежду с мамами или бабушками.

Этапы проекта.

1этап – сбор информации – копилка.

Чтобы узнать, люди, каких национальностей проживают в нашем крае, стали собирать  информацию.

Информацию искали в интернете, в журналах, в книгах. Ходили в детскую библиотеку, в музей. Родители нам помогали. Всё что собрали, сложили в копилку.

2 этап – разделение информации – картотека.

Затем стали думать, как всю информацию представить ребятам из других групп, чтобы ничего не забыть.

Мы прошли по детскому саду и узнали, люди каких национальностей работают в нашем детском саду. Это – русские, татары, чуваши, ханты, коми-пермяки и украинцы. Исходя из этого, решили создать картотеки по национальностям, у нас получилось 6 картотек:

  • Чуваши.
  • Татары.
  • Ханты.
  • Коми-пермяки.
  • Украинцы.
  • Русские.

На третьем (практическом) этапе дети с родителями обшивали кукол в национальные одежды. А некоторые родители дарили кукол в национальных костюмах. С педагогами группы - готовили презентации по каждому костюму.

На четвертом (заключительном) этапе мы провели праздник, посвященный 82-й годовщине со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа. На праздник пригласили родителей и детей подготовительной к школе группы.

Результаты проекта:

  • Выполняя проект, дети получили представление о культуре, традициях ХМАО – Югры.

Они узнали,

Что ханты:

  •  Коренные народы Ханты-Мансийского округа. Живут они по Оби, Иртышу и их притокам.
  • Мужчины ловят рыбу, охотятся, разводят оленей, собирают ягоды и орехи.
  • Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером.
  • Летом мужчины носят рубахи из крапивного сукна и штаны из холста или рыбьей кожи. Поверх рубахи надевают суконный пояс.
  • Женщины летом носят халат, украшенный бисером. Пояса у женщин уже мужских и более нарядные.
  • Мужчины зимой носят глухую малицу и совик, или гусь с капюшоном. Зимняя обувь – меховая, и носят её с меховыми чулками.
  • Женщины зимой одеты в шубу из шкуры оленя, зимой и летом они покрывают голову платками с широкой каймой и бахромой.
  • Хантыйская кукла Акань шилась из лоскутков ткани и украшалась.

Что татары:

  • Носили широкие, длинные рубахи (күлмәк).
  • Обязательным элементом верхней одежды татарина являлся пояс.
  • Девичьим головным убором являлся калфак.
  • К мужским головным уборам относится тюбетейка (түбәтәй).
  • Обувь у татар называется ичиги.

Что коми-пермяки:

  • Рубашка - йорнос, дором.
  • Передники, которые носят женщины, называются запоны.
  • Женские головные уборы – это платок и шамшуры.
  • Обувь у коми-пермяков – лапти.

Что у чувашей:

  • В основе традиционной одежды у женщин — туникообразная рубашка-кепе.
  • Рубахи носили с передником, он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией.
  • Женский головной убор – это шапочка (тухъя), масмак.
  • Женщины любят носить нагрудные украшения и суха (ворот).
  • Мужчины носят холщовую рубаху (кепе) и штаны (йем).
  • Верхняя мужская одежда – поддёвка из сукна (сахман), холщовый кафтан (шупар)
  • Обувь у чувашей – лыковые лапти, кожаные сапоги, онучи и портянки.

Что у украинцев:

  • Рубашка называется кошуля, сорочка.
  • Украинские штаны отличались очень большой шириной.
  • Одежда украшалась вышивкой.
  • Женский головной убор – это венки из искусственных или живых цветов с лентами.
  • Обувь называется ходаки и чоботи.

Что у русских:

  • Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки  и нешироких штанов. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или кушаком. Рубаха украшалась вышивкой.
  • Верхней одеждой служил зипун или кафтан, зимой — овчинные шубы.
  • Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, сарафан. Рубаха украшалась красным узором вышивки.
  • Женские головные уборы – это кокошник, «сорока»
  • Обувь — сапоги или лапти.
  • Все национальные костюмы хороши по-своему, в них много общего и разного.
  • Проведен праздник, посвященный 82-й годовщине со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа.
  • Пополнен познавательно-речевой центр в группе дидактическими куклами в национальных костюмах.
  • В проекте участвовало 11 семей.
  • 11 человек родителей присутствовали на защите проекта.
  • 36 детей подготовительных к школе групп были приобщены к культурным ценностям народов Ханты-Мансийского края.
  • Во время проекта мы сотрудничали:
  • Со специалистами:
  • музыкальный руководитель,
  • воспитатель по ИЗО.
  • С библиотекой (рассматривали книги с национальными костюмами).
  • С музеем города (учились делать хантыйскую куклу Акань, знакомились с орнаментами хантыйской одежды).

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект проведения защиты ПРОЕКТА

«МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ»

Участники проекта:

дети и родители

старшей логопедической группы№ 11

Руководитель проекта:

Н.В. Столбова,

воспитатель

Югорск

2012


Пособия

  • презентация с музыкальным сопровождением;
  • стихи: «Моя земля – Югория» - автор Ю. Лемешева, «Можно надо мной поулыбаться» - автор М. Шульгин, «Северный олень» - А. Тарханов, «Люблю Югорск душой» - В. Парфёнчик, «Гимн юных натуралистов» - Ю. Лемешева;
  • орнаменты; обереги,
  • дидактические куклы в национальных костюмах.

Предварительная работа

  • посещение краеведческого музея, библиотеки;
  • просмотр мультимедийных фильмов о земле Югорской;
  • чтение хантыйских и мансийских сказок и рассказов,
  • заучивание стихов, загадок, пословиц, авторами которых являются жители нашего края;
  • беседы о быте разных народов,
  • беседы о природных богатствах Ханты-мансийского автономного округа – Югры;
  • проведение НОД по теме: «Мы все такие разные».


Ход

Методы и приемы

Содержание

Дети заходят в группу и садятся на стульчики  в полукруг.

Включить 2 слайд

Ханты-мансийский автономный округ – Югра – это огромная территория в России. Большую часть территории округа занимают леса. ХМАО – Югра является исторической родиной народов ханты и манси. 10 декабря 2010 года исполняется 82 года со дня образования ХМАО. Много замечательных рассказов и стихов написано писателями и поэтами. Все они прославляют наш край.

Чтение стихов

Включить 3 слайд

Включить 4 слайд

«Можно надо мной поулыбаться»

Можно надо мной поулыбаться,

Что, мол, каждый славит край родной.

Я не перестану восторгаться,

Воспевать любимый север мой!

«Земля Югорская»

Где ты видел чудесней сторонку,

Чем Югорская наша земля?

Здесь смеются заливисто, звонко,

Здесь весёлые песни звенят.

Здесь озёр голубые разливы,

Лабиринты речущек и рек.

Кедры высятся здесь горделиво,

Здесь привольно живёт человек.

Включить слайд 5 слайд

Какое животное самое любимое у народа ханты? (Северный олень).

Чтение стихов

«Северный олень»

Вот он - северный олень,

Белый словно снег.

Пусть сугробы до колен

Лёгок его бег.

А для нас с вами какой город самый родной и любимый? (Югорск).

Чтение стихов

Включить 6 слайд

Включить презентацию «Югорская звезда»

«За Уралом город мой…»

За Уралом город мой,

Средь тайги чудесной.

Будем славить мы с тобой

Город этой песней

Чтение стихов

«Люблю Югорск душой»

Люблю Югорск душой

И сердцем беззаветно.

Уютный, небольшой,

И солнечный и светлый.

Тут сосны великаны

Стоят уж много лет,

Свидетелями стали

Твоих больших побед

«В Югорске есть мемориал!»

В Югорске есть мемориал!

Ему не занимать величия –

МИГ-25 на пьедестал

Вознёсся в боевом обличие.

Хочу, чтоб гости в поездах.

Спешащие к Оби, на Север,

Со светлой завистью в глазах

На то величие глядели.

Чтоб разнесли по свету весть,

Гипербол смелых не стесняясь,

Что и в Югорске чудо есть –

Всем чудесам на зависть.

«Трудись и процветай, Тюменская земля!»

Трудись и процветай, Тюменская земля!

И отдавай стране свои богатства.

Я здесь живу, здесь Родина моя.

Здесь вижу я союз труда и братства!

Дети, так кто же такие – ханты?

Чтение стихов

«Ханты»

Всех людей мы называем ханты.

Ханты – русский, ненец и узбек.

Потому, что это слово – ханты

В переводе значит человек.

Подвижная игра

Давайте поиграем в хантыйскую игру «Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь... 

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

В нашем округе живут люди разных национальностей.

Давайте о некоторых из них и побеседуем (татары, чуваши, русские, ханты, коми-пермяки, украинцы).

(защита проектов).

А наши дети путешествовали в разные страны, поэтому Софья Б. с мамой  приготовили куклу турчанку, а  Богдан Т. с мамой –  испанку.

Давайте послушаем их проекты.

Народные орнаменты красивы.

В них солнца свет, любовь и доброта.

Смотри, любуйся и годись Россией!

Всё это создал человек труда!


Стихи о

Ханты-Мансийском округе


Югория

Югория...Тайги органный шум
И рек твоих неспешное теченье
Рождают в сердце свет высоких дум
О жизни, о земном предназначенье.
Люблю твои просторы без границ,
Люблю твои протоки и озера,
Люблю улыбки просветленных лиц,
Державность и конкретность разговора.
Гостеприимен древний твой порог.
Отбрасывая суетность и тленность,
Хранишь ты мудрость пройденных дорог
И с трепетом вникаешь в современность.
Ты держишь ключ бессмертия в руках
И чашу жизни пьешь в кругу с друзьями;
И голос твой на всех материках
Равно звучит с другими голосами.
Югория... Не юношеский пыл –
Несу тебе любовь, как муж и воин,
И если я любви твоей достоин,
Нить Ариадны брось мне у тропы

Материнское сердце

Как бы деревья шумели зелёной листвой,

Если б они не имели корней под собой?

Как бы цветы у подножья деревьев цвели,

Если бы не было вовсе земли?

Как бы узнали все люди, что Солнце взошло,

Если б оно не дарило своё нам тепло?
Да, никому никогда эту жизнь не начать –

Дверь в белый день не открыть

Если это не сделает Мать!

Сердце у матери красного Солнца теплей,

Ну, а забота о детях – бескрайней дороги длинней…

Сыщется ль в мире любви этой доброй цена?

Честь без корысти, которая жизни равна,

Строгая совесть, которая ласки нежней,

Вечная песня, которая смерти сильней.

1978
Перевёл с хантыйского Александр Кердан

К. Н. Вагатову
Жизнь – дорога через тундру.
Хорошо бегут олени!
А возница сам походит
на оленя-вожака…
И несётся вдаль упряжка
Вдоль урманов и селений,
И сидение на нарте
Сплетено из ивняка.
Бьют бубенчики игриво,
Каждый шаг встречая звоном.
И, как мох, черны возницы
и усы и борода…
Мчит упряжка через годы –
После долгих перегонов,
Словно снежный ком на ели,
Станет голова седа.
Три стремительных оленя
Вдаль несут упряжку эту,
Чтоб потом, когда сомкнётся
Вслед за ними окоём:
– Как красиво жил мужчина,
Как проехал он по свету
На своей счастливой нарте… –
Говорили бы о нём.
Перевёл с хантыйского Александр Кердан

Слушаю сказки и песни и вновь удивляюсь
Речи узорчатой, теплой,
Она согревает зимой.
Это как мудрая древняя кровь,
Это с будущим завязь.
Что же на свете дороже нам крови самой?!
Разве позабуду я, как в глазах красивых
Я тонул!
И не было неба и земли.
Так пловец скрывается в волны, обессилев,
Парус растворяется где-то там вдали.

Волосы, как ягель, поседели,

Грузом - возраст на моих плечах,
Но - дивиться этому тебе ли?

Вновь тону в твоих очах-ночах!

Как ни стыдно в этом признаваться,
Вздумай кто-нибудь меня спасти,
Я руками стал бы отбиваться,
Я ногами стал бы отбиваться...
Ты меня, спаситель мой, прости!
Не смогу покинуть никогда я
Эту чернь и глубь, мою тайгу.
Видно, только так вот - погибая! –
Жить с тех пор на свете я могу...

"Снег, как пух песца, кружится..."

Шесталов Юван

Снег, как пух песца, кружится,
Пенясь под копытом.
Нарта в три оленя мчится
По сугробам взбитым.
Бор притих. Ветра и тучи
Слышат в поднебесье:
Человека Дух Могучий
К Небу взвился в песне.
Пусть не любит, пусть таится —
Час желанный близок!
Как орлица, счастье мчится
На орлиный вызов.
Пусть же в сердце ветер рвется —

Сердце ветру радо!
Счастье сердцу отзовется —
И помчится рядом.

"Моя песня, моя песня!.."

Моя песня, моя песня!
Мое слово, мое слово!
Песня моя пусть бежит,
Слово мое пусть бежит!
Крылатый зверь пусть не догонит,
Зверь с ногами и руками
Пусть не поймает...
Длинным бегом бегущего оленя
Пусть мчится моя песня, мое слово!
Быстрым бегом скорого бегущего оленя
Пусть бежит мое слово, моя песня!
Дерево со снятыми, срубленными сучьями, ветвями
Это не я, не в таком виде я живу.
Олень без рогов, с которого упали рога,
Это не я, не такой мой вид в жизни.
А олень с ветвистыми узорчатыми рогами — Это я так живу.
Дерево, у которого на каждом суку
много веток с листьями, — Это я так стою (живу).
Большая Земля, которую в сердце держу (берегу),
Это просторная площадь (место) моей жизни.
Это мой прекрасный дом.
Здесь я живу,
Где мои деды жили.
Оттого мои думы высокими стали,
Где мой ханты народ живет.
Оттого мое сердце крылатое стало,
Вправду крылатое стало.
Моя песня, моя песня!
Мое слово, мое слово!
Песня моя пусть бежит,
Крылатый зверь пусть не догонит.
Зверь с ногами и руками
Пусть не поймает...
Длинным бегом бегущего оленя
Пусть мчится моя песня,
Быстрым бегом скорого бегущего оленя
Пусть бежит мое слово.

"Ночь на синем небе тыщи..."

Ночь на синем небе тыщи

Ясных глаз раскрыла.

Что ж ты, сердце, крылья ищешь?

Где былая сила?

О девичьих ясных взорах

Тосковать я начал,

И на песенных просторах

Мое сердце плачет.

И, как будто это нужно,

Звездам счет веду я.

Что там в небе равнодушном

Отыскать хочу я?

Вагатова Мария

«От рогов ветвистых, стройных
На снега упала тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это – северный олень.»

«Хантыйские узоры красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро. Поймёшь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья. Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб»


Подвижные игры народов Севера

Карельская народная игра

Играют несколько пар. В каждой из них один игрок везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих, которые стремятся догнать любую другую пару игроков и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это простым прикосновением руки. Если в паре один осален, оба становятся водящими. Игра продолжается. Правила игры. Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за ее границы, становится водящей. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была водящей.

«Стой, олень!»

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

В качестве «рогов» можно использовать сухие ветки.

«Стрельба в цель с кружением»

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

«Каюр и собаки»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Важенки и оленята.»

На площадке несколько обручей, в которых стоят важенка и 2-3 оленёнка. Волк сидит за сопкой(на другом конце площадки).

Ведущий :(восп-ль):

-бродит в тундре важенка, с нею – оленята,

Объясняет каждому всё, что не понятно…

Топают по лужицам оленята малые.

Терпеливо слушая наставленья мамины. –оленята свободно ходят по тундре, щиплют траву, пьют воду.

Ведущий: - волк идёт!—оленята и важенки убегают в свои дома(обручи)

Правила игры: движения выполнять в соответствии с текстом, волк начинает ловить только по сигналу и вне домика, пойманных оленей волк уводит  с собой.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.

 «Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Тюленьи бега

Еще одно состязание в беге, на этот раз игроки подражают тюленям. Игроки располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

Икушкикмяк (Ухо-локтевая ходьба)

Для этих причудливых гонок игроки ложатся на живот, распределяя свой вес между локтями и носками ног. Затем каждый игрок хватает себя за уши и держит их на протяжение всей гонки. По сигналу ведущего начинается состязание. Побеждает тот, кто сможет пройти дальше других, не отпуская ушей.

Пидлтатак (Прыжки на коленях)

Эта забава проводится в форме состязания. Игру начинают, стоя на коленях, держа руки на поясе и вытянув носки назад. По сигналу ведущего игроки вскакивают с коленей на корточки, а затем снова прыгают на колени. Игра продолжается до тех пор, пока только один игрок сможет продолжать состязание (долго это не продлится!)

Кто кого забодает?

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.

Тунумиу

Еще одно состязание в физической силе для двух человек. Игроки садятся спиной друг к другу, вытянув ноги. Начертите линию на расстоянии одного метра от носков каждого игрока. По сигналу каждый из игроков пытается вытолкнуть соперника за линию. Их спины должны касаться друг друга на протяжении всего состязания.

«Зайцы и собаки»

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями. Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.п.). На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки

Сверкают, звенят:

Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«Оленьи упряжки»

Играющие парами стоят за чертой: впереди-олень, сзади-каюр. По сигналу  упряжки бегут друг за другом, объезжают сугробы(змейкой), перепрыгивают через бревно(модуль), переходят через ручей по мостику(узкой доске). Доехав до стойбища(обозначенное место) каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу: «Олени ушли далеко – ловите своих оленей!» каюр ловит своего оленя.

Правила игры: преодолевая препятствия каюр не должен терять свою упряжку(скакалку).Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант : две - три упряжки по сигналу бегут до флажка на противоположной стороне площадки. Побеждает та упряжка, которая быстрей добежит. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки» - игра береговых чукчей.

«Ястреб и утки»

На противоположных сторонах  площадки очерчены два озера, где плавают утки: одни-чирки, другие-нырки. Ястреб находится между озерами. По считалочке перелет начинают, например чирки:

Я чирок – свистунок, голосок мой как звонок,

Тебе, бедняжка ястребок, не поймать меня, дружок!

Ястреб: нет, поймаю я тебя, не надейся на себя!

После этих слов чирки перелетают на другое озеро, где плавают нырки, а ястреб старается поймать их на свободном месте перелёта.

Правила игры:  определившиеся в одну команду утки не переходят в другую-не меняют названия. Пойманные ястребом утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

Нырки : Я утка-нырок, быстро летаю и ныряю.

Тебе, хитрый ястребок, я не доверяю!

Ястреб: поймаю нырка, покусаю бока!

Нырки перелетают на другое озеро, а ястреб их ловит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такие разные и такие похожие

Занятин воспитывает толерантное отношение к людям любой расы, к их деятельности и культуре...

Многофункциональное пособие "Такие разные и такие одинаковые" ( гендерное воспитание )

Создание условий для полоролевой социализации дошкольников....

НОД «Снежинки такие знакомые и такие разные»

Цель: закрепить знания о зимнем явлении — снежинке...

Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста "Такая разная и такая полезная"

Данное занятие поможет закрепить знания детей о видовом разнообразии капусты, а также позволит ребятам проявить творчество, фантазию при работе с различными средствами рисования....

Папка-передвижка "Ксилофон - такой простой и такой разный!"

Для родителей и всех интересующихся предлагается красочная папка-передвижка по одному из самых популярных инструментов для детского музицирования - ксилофону. Из нее вы узнаете, какие разнообразные и ...

"Такие разные и такие похожие"

Такие разные и такие похожиеНе всегда дети наследуют черты характера родителей, скорее, наоборот. Да и между собой братья и сестры часто бывают столь не схожи, что остается только удивляться. Даже ког...

Опытно-исследовательская деятельность для детей подготовительной группы "Глина и песок - такие разные и такие нужные"

Знакомство воспитанников подготовительной группы с полезными ископаемыми ( песком и глиной) в мини - лаборатории детского сада....