Конспект НОД «В казачьей избе»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Сердитых Елизавета Владимировна

Конспект НОД по ФКЦМ – ознакомление с социальным окружением во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_fktsm.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФКЦМ – ознакомление с социальным окружением «В казачьей избе» во второй младшей группе

Целевой ориентир: прививать любовь к малой Родине.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в интеграции образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»

Технологии, методы, приёмы: личностно-ориентированные технологии: коммуникативное общение; технология обеспечения эмоционального благополучия ребёнка.

Задачи:

  • Ознакомление детей с бытом Кубанских казаков.
  • Дать представление  о промыслах и ремеслах жителей Кубани.
  • Развитие познавательного интереса к истории своего народа.
  • Воспитание  чувство гордости за свой край.

Оборудование:

  • глиняные горшки, разрезные картонные кувшины;
  • мультимедиа-проектор, ноутбук, экран;

Ход занятия

(Звучит музыка, под музыку входят дети, их встречает воспитатель в образе кубанской казачки.)

Казачка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите-проходите. Посмотрите внимательно вокруг: вы уже догадались, куда попали? (В кубанскую избу.)

- Вы узнали меня, ребята? Кто я? (Казачка.)

- Молодцы, ребята! Вы хотите, наверное, узнать и посмотреть, как раньше жили наши бабушки и дедушки?

- Проходите в нашу хату, гости дорогие. Коль ко мне пришли, будьте  как  дома и садитесь на лавку.

Казачка:

 - Дети, вы рассматриваете в альбомах  портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом.

Дети:

 - Родственники.

Казачка:

 - Правильно, дети, родственники – это близкие предки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них.

 - Раньше на Кубани казаки строили жилища из соломы и глины.  (Показ слайдов). А называли  свои жилища – хаты. Посреди хаты стояла русская печь, которая отапливала её и на которой казачки готовили еду.  Рано утром казачка-мать вставала, пока ещё все в доме спали,  приносила воды из колодца, растапливала печь, пекла хлеб и варила в чугунке вкусную кашу.  (Показывает детям чугунок. )Вот он  какой тяжёлый.

А чтобы  горячий чугунок не обжёг её руки, она пользовалась ухватом.

 Дети рассматривают ухват. 

- Ели в семье прямо из чугунка, у каждого была своя деревянная ложка. Первым  начинал есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего, все по ложке. А за младшим снова отец и так по кругу.  Перед едой читали молитву – благодарили Бога. В каждой казачьей хате висела в  углу  икона. А угол этот называли – красным. Ещё в хате стояла кровать,  стол,  лавочки, на которых сидели и сундук.

Казачка:

 - Дети, как вы думаете, что хранили в сундуке?

Дети:

 - Наверное, в сундуке хранили одежду.

Казачка:

- Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартучки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Казачки сами вышивали и  вязали крючком. Очень любили они украшать свою одежду вышивкой и кружевами.

 - Дети, посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в доме украшены вышивкой?

 - Правильно, полотенце,  занавесочки на окнах, простынка малыша, подушечка.

 - А, какие предметы украшены кружевами?

 - Молодцы, скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Казачка:

 - Казаки держали домашнее хозяйство: лошадей, коров и птицу. Молоко хранили в глиняной посуде, которая называлась глэчик. Молоко в нём долго не прокисало. Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке. Изготавливал глиняную посуду гончар  – мастер по изготовлению глиняной посуды. Посуду он делал разной формы и размера.

- Ой, посмотрите, ребята, что я нашла: это же разбитые кувшины. Помогите мне склеить разбившиеся кувшинчики. Вот вам осколки от кувшинов. Соберите их.

Практическая работа детей.

Казачка: 

- Молодцы, все справились! За то, что вы помогли мне, ребята, я отблагодарю вас. А вот чем, я хочу, чтобы вы отгадали:

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. 
(Хлеб.)

Казачка: Издавна на Руси хлеб считался самым ценным подарком! Люди говорили: «Хлеб – всему голова!», «Худ обед, когда хлеба нет!», «Хлеб да вода – молодецкая еда!» В Кубанских станицах работают искусные пекари, которые выпекают самый вкусный хлеб в мире. Его я хочу вам подарить! (Казачка выносит каравай.)

- Спасибо вам за помощь, ребята! Жду вас ещё к себе в гости, а пока  вам пора обратно, в детский сад, где вы на обед отведаете мой подарок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного развлечения "Казачьи забавы"

Конспект физкультурного развлечения, посвященного Дню Защитника Отечества "Казачьи забавы"  для детей подготовительной группы...

Конспект интеллектуальной игры "Казачьему роду - нет переводу"

В конспекте использовано художественное слово, словесные  игрпы, задания на развитие логики. Все сопровождается  видеопоказом....

Конспект ООД "Мир казачьего дома" в подготовительной к школе группе.

Конспект комплексной образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с казачьими традициями....

конспект занятия в казачьей группе

материал для педагогов...

конспект занятия в казачьей группе

материал для педагогов...

конспект занятия в казачьей группе

материал для педагогов...

конспект занятия в казачьей группе

материал для педагогов...