НОД "Секреты веселых человечков"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мусина Юлия Фаритовна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим  Ашинского района

Челябинской области

 

 

 

 

 

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

  «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ

в подготовительной группе

                                                    

 

 

 

                           Составила:

Воспитатель: Мусина Ю.Ф.

Педагогический стаж – 6 лет

Квалификационная категория -нет

 

 

                          

 

 

2017г

 

Цель: расширять представления детей о свойствах различных предметов в опытно-экспериментальной деятельности, развивать умение срав­нивать и анализировать свойства объектов.

Программное содержание

Образовательные задачи:

- систематизировать  представления о свойствах жидких, твердых, газообразных веществ посредством элементов ТРИЗ;

- познакомить  с методом моделирования «маленькими человечками»

- побуждать детей искать способы решения проблемных ситуаций,  нестандартных задач.

Развивающие:

- развивать у детей любознательность и познавательную активность;

- развитие логического мышления, формировать умение   анализировать и систематизировать полученные результаты, формулировать выводы;      

 - развивать навыки проведения экспериментов, опытно-исследовательской деятельности;

- развивать умение перевоплощаться и абстрагироваться, формировать умение модели­ровать физические  процессы различных веществ, схематично изображать  различные вещества при помощи  «маленьких человечков»                                                                                                         

Воспитательные:                                                                                                         - развивать умения работать индивидуально и в команде;                                                                                                                  - способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;                                                                   - воспитывать чувство ответственности.

Словарная работа: опыт, эксперимент, газообразное вещество, углекислый газ.

Материалы и оборудование:  карточки с «маленькими человечками»; сосуды с жидкостями, твёрдые предметы (камень, кубик); полиэтиленовый мешочек, зубочистки, карандаши, лист бумаги на каждого ребенка с тремя полосками, для зарисовки «маленьких человечков», стеклянная бутылка с лимонадом. 

 Предварительная работа: знакомство с способами  проведения различных опытов, графическое изображение всех этапов эксперимента.

 

 

Ход НОД

Воспитатель: 

Здравствуйте, ребята встаньте в круг, возьмемся за руки

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ребята, я хочу обратиться к вам за помощью. Дело в том, что меня попросили без карандаша и красок нарисовать или изобразить бутылку с лимонадом. Долго думала, размышляла, но не смогла найти ответа. А смогли бы вы?

(Предполагаемые ответы детей).

Давайте, попробуем разобраться вместе.

Расскажу вам сказку.

Оказывается, все вокруг нас состоит из маленьких, маленьких частичек: и камни, и столы, и окно, и потолок, и даже мы с вами. Но эти частички настолько малы, что их невозможно разглядеть простым глазом, а можно только с помощью электронного микроскопа. Их так много, что, когда они собираются вместе, то образуется какое-то вещество:  камень,   потолок, вода, пар, воздух. Эти частички мы с вами назовем «маленькими человечками». (демонстрация карточек «маленьких человечков»)

 

 

Воспитатель на доске вывешивает модели и предлагает детям ответить, что это такое может быть (ответы детей). Затем объясняет, что «маленькие человечки» твердые — держатся за руки; жидкие — руки на поясе; газообразные — бегут.

 

Воспитатель:  Ребята, как же узнать, определить, что предмет твердый, жидкий или газообразный?(ответы детей). Предлагаю вам стать научными сотрудниками и самим это выяснить. Проведем первый эксперимент:

Опыт №1( с твердыми предметами)

Воспитатель: Назовите какие бывают твердые тела.

Дети: Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.

Воспитатель: Правильно, молодцы! У вас на тарелочках лежат камень и кубики. Как докажите, что это твердые предметы? Давайте убедимся, возьмите карандаш и попробуйте проткнуть эти предметы, постучите по ним, можно постучать по столу.

Воспитатель: Ребята, какие это предметы? Как можно изобразить твердые предметы с помощью «маленьких человечков»?

Дети: Твердые, они крепко держатся за руки.

Воспитатель: Правильно, они держатся за руки.

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на верхней полоске человечков, которые образуют твердые тела. (дети схематично изображают твердых «маленьких человечков»)

Воспитатель: Давайте с помощью «маленьких человечков», а ими будете вы, изобразим твердое тело (дети образуют круг, взявшись за руки)

Воспитатель: Еще есть другие дружные человечки, они тоже крепко стоят на ногах, но руки держат на поясе и локотками друг друга касаются. Через них легче пройти. Как вы думаете, где живут эти человечки?

 

ДЕТИ: Живут эти человечки в жидких веществах: молоке, чае, соке.

Опыт №2 ( с водой)

Воспитатель:   Проведем второй эксперимент. Ребята, перед вами баночка с водой, возьмите карандаш, опустите его в воду и помешайте. Вода, какое вещество? (ответы детей) Как докажете?

Воспитатель: Легко мешается? А что вы ещё знаете жидкое?

Дети: Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.

Воспитатель: Какие живут там человечки? Что делают эти человечки?

Дети: Жидкие. Стоят посвободнее друг от друга.

Воспитатель: У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на второй полоске человечков, которые образуют жидкие тела.

Воспитатель: Давайте с помощью маленьких человечков покажем жидкие вещества (дети образуют круг, касаясь локтями)

Из каких человечков состоит жидкость? Как держаться жидкие человечки? ( ответы детей)   Правильно, молодцы!  

Воспитатель: А еще есть третьи человечки. Они настоящие озорники и непоседы. Постоянно передвигаются, бегают, прыгают, прямо, как вы. Какие это человечки?

Дети: Газообразные человечки, бегущие.

Воспитатель: Где могут жить эти человечки?

Дети: В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр.

Воспитатель: Ребята, эти человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?

Дети: Нет. Они невидимые, газообразные.

Опыт №3 (с воздухом в полиэтиленовом мешочке)

Воспитатель: Проведем третий эксперимент. Ребята, давайте попробуем поймать воздух. Откройте пакеты.

Воспитатель: Пакеты раздуваются? Что там внутри?

Дети:  Воздух, он невидимый.

Воспитатель: Какие человечки живут в воздухе? Как узнать, что пакетом поймали воздух? (ответы детей). Проткнуть пакет зубочисткой. Из каких   человечков состоит воздух?

Дети: Из бегущих, газообразных человечков.

Воспитатель: У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на третьей полоске человечков, которые образуют газообразные вещества

Воспитатель: Давайте с помощью маленьких человечков покажем газообразные вещества (дети бегают, прыгают)

Из каких человечков состоят газообразные вещества? (ответы) Правильно, молодцы!  

Воспитатель показывает бутылку с лимонадом.

Воспитатель: Посмотрите и ответьте, стеклянная бутылка- какое вещество? (твердое).  Внутри бутылки - лимонад, это какое вещество? (жидкое) Что будет с лимонадом, если мы его потрясем и откроем. Что происходит? (выходят пузырьки  газа.).Значит в бутылке находится газообразное вещество.

 

М/подвижная игра «Бутылка с лимонадом».

  Воспитатель: Теперь я   уверена, что   вы сможете изобразить бутылку с лимонадом без помощи карандаша и бумаги. Как вы это сделаете? (ответы). С помощью «маленьких человечков» покажите бутылку с лимонадом (дети образуют круг из «твердых» человечков, в нем – круг из «жидких» человечков, и внутри круга «газообразные» человечки)

 

Дидактическая игра «Покажи правильно».

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам изобразить с помощью человечков кирпич, апельсиновый сок, черный дым от костра. (Дети разделяются на три команды, воспитатель раздает им картинки, на которых изображены    кирпич, апельсиновый сок, дым. Дети превращаются в «маленьких человечков» и изображают твердое, жидкое, газообразное вещество.)

Воспитатель: Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось и запомнилось. Мы каждый день будем встречаться с «маленькими человечками» и ещё узнаем много интересного. Спасибо за внимательность, за находчивость.  А в награду я вас угощаю фруктовым соком.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_malenkie_chelovechki.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим  Ашинского района

Челябинской области

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию

  «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ

в подготовительной группе

         

        Составила:

Воспитатель: Мусина Ю.Ф.

Педагогический стаж – 6 лет

Квалификационная категория -нет

        

2017г

 

Цель: расширять представления детей о свойствах различных предметов в опытно-экспериментальной деятельности, развивать умение сравнивать и анализировать свойства объектов.

Программное содержание

Образовательные задачи:

- систематизировать  представления о свойствах жидких, твердых, газообразных веществ посредством элементов ТРИЗ;

- познакомить  с методом моделирования «маленькими человечками»

- побуждать детей искать способы решения проблемных ситуаций,  нестандартных задач.

Развивающие:

- развивать у детей любознательность и познавательную активность;

- развитие логического мышления, формировать умение   анализировать и систематизировать полученные результаты, формулировать выводы;      

 - развивать навыки проведения экспериментов, опытно-исследовательской деятельности;

- развивать умение перевоплощаться и абстрагироваться, формировать умение моделировать физические  процессы различных веществ, схематично изображать  различные вещества при помощи  «маленьких человечков»                                                                                                        

Воспитательные:                                                                                                         - развивать умения работать индивидуально и в команде;                                                                                                                  - способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;                                                                   - воспитывать чувство ответственности.

Словарная работа: опыт, эксперимент, газообразное вещество, углекислый газ.

Материалы и оборудование:  карточки с «маленькими человечками»; сосуды с жидкостями, твёрдые предметы (камень, кубик); полиэтиленовый мешочек, зубочистки, карандаши, лист бумаги на каждого ребенка с тремя полосками, для зарисовки «маленьких человечков», стеклянная бутылка с лимонадом.  

 Предварительная работа: знакомство с способами  проведения различных опытов, графическое изображение всех этапов эксперимента.

Ход НОД

Воспитатель:  

Здравствуйте, ребята встаньте в круг, возьмемся за руки

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ребята, я хочу обратиться к вам за помощью. Дело в том, что меня попросили без карандаша и красок нарисовать или изобразить бутылку с лимонадом. Долго думала, размышляла, но не смогла найти ответа. А смогли бы вы?

(Предполагаемые ответы детей).

Давайте, попробуем разобраться вместе.

Расскажу вам сказку.

Оказывается, все вокруг нас состоит из маленьких, маленьких частичек: и камни, и столы, и окно, и потолок, и даже мы с вами. Но эти частички настолько малы, что их невозможно разглядеть простым глазом, а можно только с помощью электронного микроскопа. Их так много, что, когда они собираются вместе, то образуется какое-то вещество:  камень,   потолок, вода, пар, воздух. Эти частички мы с вами назовем «маленькими человечками». (демонстрация карточек «маленьких человечков»)

Воспитатель на доске вывешивает модели и предлагает детям ответить, что это такое может быть (ответы детей). Затем объясняет, что «маленькие человечки» твердые — держатся за руки; жидкие — руки на поясе; газообразные — бегут.

Воспитатель:  Ребята, как же узнать, определить, что предмет твердый, жидкий или газообразный?(ответы детей). Предлагаю вам стать научными сотрудниками и самим это выяснить. Проведем первый эксперимент:

Опыт №1( с твердыми предметами)

Воспитатель: Назовите какие бывают твердые тела.

Дети: Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.

Воспитатель: Правильно, молодцы! У вас на тарелочках лежат камень и кубики. Как докажите, что это твердые предметы? Давайте убедимся, возьмите карандаш и попробуйте проткнуть эти предметы, постучите по ним, можно постучать по столу.

Воспитатель: Ребята, какие это предметы? Как можно изобразить твердые предметы с помощью «маленьких человечков»?

Дети: Твердые, они крепко держатся за руки.

Воспитатель: Правильно, они держатся за руки.

У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на верхней полоске человечков, которые образуют твердые тела. (дети схематично изображают твердых «маленьких человечков»)

Воспитатель: Давайте с помощью «маленьких человечков», а ими будете вы, изобразим твердое тело (дети образуют круг, взявшись за руки)

Воспитатель: Еще есть другие дружные человечки, они тоже крепко стоят на ногах, но руки держат на поясе и локотками друг друга касаются. Через них легче пройти. Как вы думаете, где живут эти человечки? 

ДЕТИ: Живут эти человечки в жидких веществах: молоке, чае, соке.

Опыт №2 ( с водой)

Воспитатель:   Проведем второй эксперимент. Ребята, перед вами баночка с водой, возьмите карандаш, опустите его в воду и помешайте. Вода, какое вещество? (ответы детей) Как докажете?

Воспитатель: Легко мешается? А что вы ещё знаете жидкое?

Дети: Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.

Воспитатель: Какие живут там человечки? Что делают эти человечки?

Дети: Жидкие. Стоят посвободнее друг от друга.

Воспитатель: У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на второй полоске человечков, которые образуют жидкие тела.

Воспитатель: Давайте с помощью маленьких человечков покажем жидкие вещества (дети образуют круг, касаясь локтями)

Из каких человечков состоит жидкость? Как держаться жидкие человечки? ( ответы детей)   Правильно, молодцы!  

Воспитатель: А еще есть третьи человечки. Они настоящие озорники и непоседы. Постоянно передвигаются, бегают, прыгают, прямо, как вы. Какие это человечки?

Дети: Газообразные человечки, бегущие.

Воспитатель: Где могут жить эти человечки?

Дети: В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр.

Воспитатель: Ребята, эти человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?

Дети: Нет. Они невидимые, газообразные.

Опыт №3 (с воздухом в полиэтиленовом мешочке)

Воспитатель: Проведем третий эксперимент. Ребята, давайте попробуем поймать воздух. Откройте пакеты.

Воспитатель: Пакеты раздуваются? Что там внутри?

Дети:  Воздух, он невидимый.

Воспитатель: Какие человечки живут в воздухе? Как узнать, что пакетом поймали воздух? (ответы детей). Проткнуть пакет зубочисткой. Из каких   человечков состоит воздух?

Дети: Из бегущих, газообразных человечков.

Воспитатель: У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на третьей полоске человечков, которые образуют газообразные вещества

Воспитатель: Давайте с помощью маленьких человечков покажем газообразные вещества (дети бегают, прыгают)

Из каких человечков состоят газообразные вещества? (ответы) Правильно, молодцы!  

Воспитатель показывает бутылку с лимонадом.

Воспитатель: Посмотрите и ответьте, стеклянная бутылка- какое вещество? (твердое).  Внутри бутылки - лимонад, это какое вещество? (жидкое) Что будет с лимонадом, если мы его потрясем и откроем. Что происходит? (выходят пузырьки  газа.).Значит в бутылке находится газообразное вещество.

М/подвижная игра «Бутылка с лимонадом».

  Воспитатель: Теперь я   уверена, что   вы сможете изобразить бутылку с лимонадом без помощи карандаша и бумаги. Как вы это сделаете? (ответы). С помощью «маленьких человечков» покажите бутылку с лимонадом (дети образуют круг из «твердых» человечков, в нем – круг из «жидких» человечков, и внутри круга «газообразные» человечки)

Дидактическая игра «Покажи правильно».

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам изобразить с помощью человечков кирпич, апельсиновый сок, черный дым от костра. (Дети разделяются на три команды, воспитатель раздает им картинки, на которых изображены    кирпич, апельсиновый сок, дым. Дети превращаются в «маленьких человечков» и изображают твердое, жидкое, газообразное вещество.)

Воспитатель: Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось и запомнилось. Мы каждый день будем встречаться с «маленькими человечками» и ещё узнаем много интересного. Спасибо за внимательность, за находчивость.  А в награду я вас угощаю фруктовым соком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселые человечки»

Способствовать становлению чувства уверенности, развивать чувство эмпатии. Развивать воображение, фантазию. Формировать эмоциональную отзывчивость на средства невербального общения, на жест, пантомими...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Модель занятия познавательного цикла (подготовительная группа) "Письма - загадки членов клуба веселые человечки"

Учить устанавливать причинно следственные связи, продолжать развивать мыслительную активность детей при решении логических задач, проведении опытов и экспериментов. Активизировать самостоятельную, поз...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Здоровье» для старшей группы «В городе веселых человечков»

Конспект НОД по реализации образовательной области «Здоровье» для старшей группы «В городе веселых человечков»...

кружок "Школа веселых человечков"

Цель:Научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать поделки своими руками так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение с...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО «Познание» средней группы с использованием элементов технологии ТРИЗ-РТВ «Путешествие в Страну Веселых Человечков»

ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования  математических представлений. ЗАДАЧИ.Образовательные.Продолжать знакомить детей с цифрами,  соотносить цифру с числовой карточкой. Составля...