Открытое занятие в старшей группе «Лес – сообщество растений и животных»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Артюхова Ольга Леонидовна

 

Открытое занятие в старшей группе

«Лес – сообщество растений и животных»

 

Программные задачи: уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление. Продолжать воспитывать экологическое сознание.

Методические приемы: беседа, загадывание загадки, решение логической задачи, игровые действия по размещению животных по этажам на схеме, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание аудиозаписей.

Материал к занятию: Презентация с постановкой задачи от Лесовичка, модель «этажи леса», карточки животных леса и птиц, знаки поведения в лесу, аудиозаписи звуки леса.

Ход занятия.

Ребята давайте поиграем, эта игра называется «Добрый день».

Условия игры: Я буду говорить слова «Добрый день» и назову кого- то, те кого я назову, машут мне рукой.

Добрый день всем у кого хорошее настроение.

Добрый день всем у кого день рождения зимой или весной.

Добрый день всем кто родился летом или осенью

Добрый день всем мальчикам.

Добрый день всем девочкам.

Добрый день всем, кто здесь находится.

 

Беседа лес:                            Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в ... (лес)!
 

Лес называют «Лесным домом», как вы думаете, почему?  (ответы детей)

Дети: Потому что там живут животные и у них каждого есть свой дом.

Воспитатель: А в любом доме есть этажи. Давайте же узнаем, сколько этажей  лесном доме.

(Презентация)

- Самые высокие деревья в лесу какие? (ответы детей)  (хвойные – ель, сосна)

Показ сладов

-Пониже этажом растут какие деревья? (лиственные – береза, осина)

- Чуть пониже этих лиственных деревьев что растет? (ответы детей ) (кустарники – рябина, шиповник, акация)

- А под кустами что растет (трава, грибы, цветы)

- Ребята, а что есть у каждого дома по первым этажом? (ответы детей – подвал) там живут корни растений.

Фонограмма шум деревьев

Появляется старичок – лесовичок: Здравствуйте ребята,  старичок – лесовичок.

Воспитатель: Здравствуй лесовичок. Мы с ребятами построили лесной дом.

Лесовичок: Какой-то  он у вас пустой, безжизненный, я в таком доме жить не хочу.

Воспитатель: Ребята, а кого не хватает в нашем лесу, как вы думаете? ( ответы детей  - диких животных)

- Так мы сейчас легко с ребятами расселим животных.

- как вы думаете, кого мы поселим в подвал? (мышь, крот, черви)

- На нижнем этаже, в траве, в цветах кто обитает на самом нижнем этаже (мышка, лось, заяц, медведь, муравьи, волк, лиса, еж) Вот и заселили мы нижний этаж. У нас ещё остались. Как вы думаете, где живут куница и сова? (ответы – на среднем этаже) правильно, они высматривают добычу из своих гнезд.

- А кто живет выше этажом? (Белка и ворона)

- Ну а на самом верхнем этаже, кто живет? (дятел, бабочки, стрекозы)

- Вот какие мы молодцы! Всех жильцов расселили. С этим заданием мы лесовичок справились.

Лесовичок: Хорошо, а с другими моими заданиями вы справитесь? (ответы – Да!!)

Воспитатель: Для этого нам ребята нужно пройти по станциям и выполнить все задания Лесовичка.

 1 я станция:

«Кто – чем  питается» Ребята нам нужно накормить животных. (прищепки животные, круги с кормом для животных, нужно прищепнуть прищепку туда, чем питается животное.

Игра «Хорошо – плохо»

Воспитатель показывает карточки с видами животных (насекомые, травоядные, птицы, хищники) и спрашивает, а что случится, если они исчезнут? (ответы детей – насекомые – погибнут птицы; травоядные – не будет пищи хищникам; птицы – насекомые съедят всю растительность;

Игра «Заморочки из бочки »

Кого   называют рыжей плутовкой?

Самый большой любитель меда, обитатель наших лесов?

Удивительные охотники, умеющие плести паутину?

Тело зверь покрытого иголками, защищающими его от врагов?

У кого дерева ствол белый?

Как называются листья у сосны и ели?

Дерево, которое украшают один раз в году?

Стоят под березкой Березкины тезки. (Подберезовики)

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы все задания выполнили, теперь вы знаете какой огромный дом - лес, сколько в нем жителей и все они зависят друг от друга. Но сами лесные жители порою не могут справиться сами и им на помощь приходит человек.

Послушайте загадку об одной из самой необходимой и важной профессии в лессу:

Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек,

В гости ждёт лесных зверюшек(лесник)

Лесники:

-очищают лес от мусора и сухих, поломанных деревьев.

-берегут от пожаров.

-подкармливают и лечат зверей и птиц.

-охраняют обитателей леса от злых людей-браконьеров.

-спасают зверюшек во время пожаров и наводнений.

-высаживают новые саженцы на пожарищах и вырубках.

Ребята мы с вами можем помочь леснику. Рассказать правила поведения в лесу.

(рассказ по знакам)

 

Зеленая ограда — живая отрада.

Растенье — берегам спасенье.

Зеленый наряд радует взгляд.

 

Спасибо ребята. Вы такие молодцы! А вот вам лесовичок оставил подарки. Он вас всех награждает медалями «Юного защитника природы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие в старшей группе

«Лес – сообщество растений и животных»

Программные задачи: уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление. Продолжать воспитывать экологическое сознание.

Методические приемы: беседа, загадывание загадки, решение логической задачи, игровые действия по размещению животных по этажам на схеме, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание аудиозаписей.

Материал к занятию: Презентация с постановкой задачи от Лесовичка, модель «этажи леса», карточки животных леса и птиц, знаки поведения в лесу, аудиозаписи звуки леса.

Ход занятия.

Ребята давайте поиграем, эта игра называется «Добрый день».

Условия игры: Я буду говорить слова «Добрый день» и если это про вас, вы машете мне рукой.

Добрый день всем у кого хорошее настроение.

Добрый день всем у кого день рождения зимой или весной.

Добрый день всем кто родился летом или осенью

Добрый день всем мальчикам.

Добрый день всем девочкам.

Добрый день всем, кто здесь находится.

Воспитатель: Я рада, что у всех хорошее настроение, приглашаю вас в гости.

(дети проходят на стульчики)

А сначала отгадайте загадку:

                                        Там деревьев много разных,

Трав, лишайников, кустов,

Птиц, зверей, грибов и ягод,

И, конечно – комаров.

Там всегда полно чудес –

Я люблю прогулки в ... (лес)!

Воспитатель: Лес называют «Лесным домом», как вы думаете, почему?  (ответы детей)

Дети: Потому что там живут животные и у них каждого есть свой дом.

Воспитатель: А вы заметили, что в домах  есть этажи. И в лесном доме есть этажи, а вот сколько давайте  узнаем. (Презентация)

- Самые высокие деревья в лесу какие? (ответы детей)  (хвойные – ель, сосна)

Показ сладов

-Пониже хвойных растут, какие деревья? (лиственные – береза, осина)

- Ниже  лиственных деревьев, что растет? (ответы детей ) (кустарники – рябина, шиповник, акация)

- А под кустами что растет (трава, грибы, цветы)

- Ребята, а может  кто – то есть ли что – то под первым этажом ? (ответы детей – подвал) У каждого дома есть подвал. А в лесном доме в этом подвале живут корни растений.

Фонограмма шум деревьев.

Появляется старичок – лесовичок: Здравствуйте ребята,   я старичок – лесовичок.

Воспитатель: Здравствуй лесовичок. Мы с ребятами построили лесной дом.

Лесовичок: Какой-то  он у вас пустой, безжизненный, я в таком доме жить не хочу.

Воспитатель: А почему лесовичок назвал наш дом пустым и безжизненным? ( не хватает диких животных)

- Давайте заселим его животными.

- как вы думаете, кого мы поселим в подвал? (мышь, крот, черви)

- На нижнем этаже, в траве, в цветах кто обитает на самом нижнем этаже (мышка, лось, заяц, медведь, муравьи, волк, лиса, еж) Вот и заселили мы нижний этаж. У нас ещё остались. А вот например куницу и сову, куда мы заселим? (ответы – на среднем этаже,) правильно, они высматривают добычу из своих гнезд.

- А кто живет выше этажом? (Белка и ворона)

- Ну а на самом верхнем этаже, кто живет? (дятел, бабочки, пчелы)

- Вот какие мы молодцы! Всех жильцов расселили. С этим заданием мы лесовичок справились.

Лесовичок: Хорошо, а с другими моими заданиями вы справитесь? (ответы – Да!!)

Воспитатель: На каждом столе у нас приготовлено задание от лесовичка.

Я вас приглашаю к первому столу.

Возьмите по одной прищепке, посмотрите, какое животное у вас и вспомните, чем питается это животное.  У меня в руках накрыт стол с разными блюдами,  какое блюдо подходит вашему животному? (прищепки животные, круги с кормом для животных, нужно прищипнуть прищепку туда, чем питается животное)

Игра «Хорошо – плохо»

Лесовичок просит узнать, что если исчезнут все насекомые; птицы; травоядные; хищники? (ответы детей – насекомые – погибнут птицы; травоядные – не будет пищи хищникам; птицы – насекомые съедят всю растительность)

Игра «кто где живет»

А здесь лесовичок просит узнать какое жилище принадлежит этим животным.

Игра «Заморочки из бочки » (дастань одну бумажку)

Кого   называют рыжей плутовкой?

Самый большой любитель меда, обитатель наших лесов?

Удивительные охотники, умеющие плести паутину?

Тело зверь покрытого иголками, защищающими его от врагов?

У кого дерева ствол белый?

Как называются листья у сосны и ели?

Дерево, которое украшают один раз в году?

Не девочка – с сережками, 

Не книжка, а с листочками – дерево

У кого одна нога,

Да и то без башмака? (Гриб)

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы все задания выполнили, теперь вы знаете какой огромный дом - лес, сколько в нем жителей и все они зависят друг от друга. Но сами лесные жители порою не могут справиться с возникшими трудностями и на помощь приходит человек.

Послушайте загадку об одной из самой необходимой и важной профессии в лессу:

Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек,

В гости ждёт лесных зверюшек (лесник)

Ребята, а вы знаете, чем лесники занимаются?

Лесники:

-очищают лес от мусора и сухих, поломанных деревьев.

-берегут от пожаров.

-подкармливают и лечат зверей и птиц.

-охраняют обитателей леса от злых людей-браконьеров.

-спасают зверюшек во время пожаров и наводнений.

-высаживают новые саженцы на пожарищах и вырубках.

А мы с вами можем чем - то помочь лесу? А вот чем вы можете помочь, вы нам сейчас расскажите. ( Рассказать правила поведения  лесу)

(рассказ по знакам)

Люди с давних времен уважительно относились к лесу, его дарам и составляли пословицы и поговорки, которые дошли до наших дней

Много леса - не руби, мало леса – береги, нет леса - посади.

Растенье — берегам спасенье.

Зеленый наряд радует взгляд.

Лес друг  человека и его как друга надо беречь и охранять.

Лесовичок: Спасибо ребята. Вы такие молодцы! А вот вам оставил подарки. Медали. «Юного защитника природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

Путешествие в осенние лес. Наблюдение за тем как готовятся дикие животные к зиме....

Открытое занятие в старшей группе на тему "Домашние животные"

Занятие на формирование лексико-грамматических представлений у детей старшей группы детского сада....

Конспект открытого занятия для старшей группы "Путешествие в осенний лес, или Как дикие животные готовятся к зиме"

Конспект открытого занятия для старшей группы направлен на систематизацию знаний детей о зиме и зимних явлениях, учит детей узнавать и различать особенности внешнего вида, образа жизни диких животных...

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи «Дикие животные русских лесов». Подготовила воспитатель: Махова Зинаида Семеновна. 25.01.2013г.

Цели занятия:- закрепить знания о жизни диких животных;- развивать навык словообразования;- воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.Предварительная работа:- бе...

Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.»

Интегрированное занятие в старшей группе ДОУ«Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.»...

Конспект открытого занятия в средней группе "Мир комнатных растений"

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду, познакомить с многообразием цветущих комнатных растений, воспитывать бер...