Конспект открытого занятия в старшей группе для родителей по развитию речи "Дикие животные зимой"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Чанина Ольга Александровна

Конспект открытого занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия для родителей по развитию речи « Дикие животные зимой»

                                        Старшая группа  6 Д.О. 2

Подготовила и провела:   воспитатель Чанина Ольга Александровна

Образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-- Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).

   Развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.        

Оборудование. Магнитная доска, комплекты магнитов плоскостные изображения диких животных, альбом «Живая природа. В мире животных», разноцветные квадраты из картона.

Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями диких животных наших лесов и их детенышей, беседа о жизни диких животных зимой. Посещение  с родителями зоопарка, зверинца, циркового представления. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка». Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Просмотр диафильма «Кто как зимует?» (по Г. Скребницкому).

                                       Ход занятия

1.        Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.

Воспитатель организует приветствие с детьми, приглашает их присесть на стульчики с условием того, что каждый из ребят назовет  животное изображенное на каточках, лежащих на их стульчиках.

Воспитатель. Здравствуйте ребята! На ваших стульчиках лежат изображения  животные .Вы должны назвать их и сесть на стульчики.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Кто это такие?

Дети. Это дикие животные.

Воспитатель. Почему их так называют?

Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.

Воспитатель. На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой.

2. Упражнение «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы.]

Воспитатель. Я хочу загадать вам загадки о животных. Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко».

Без тропинок, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это...

Дети. Еж.

Воспитатель.

Сладкий мох искал весь день

И жевал его...

Дети. Олень.

Воспитатель.

Лесники се котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Мурка, брысь!»

Потому что это...

Дети. Рысь.

3.        Составление рассказов-описаний о диких животных но схеме.

[Актуализация словаря по теме «Дикие животные». Развитие связной речи, творческого воображения.]

Воспитатель  помещает на магнитную доску схему рассказа о животном

Воспитатель. Сейчас вы составите рассказ-описания о тех животных которые были на ваших картинках. Вам поможет эта схема — картинка-подсказка. Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет — в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера и цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши, как оно подает голос, чем питается.

1-й ребенок. Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детеныши — медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет муравейники.

Воспитатель  хвалит ребенка за составленный рассказ. Аналогично составляют рассказы еще несколько детей

 4.        Игра «Разноцветные квадраты». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие зрительного восприятия и внимания.]

Воспитатель помещает на магнитную доску картину «Дикие животные», ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.

Воспитатель. Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.

Дети. Лиса, рысь, заяц, еж, белка, барсук, медведь, волк, лось.

Воспитатель. Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения желтыми квадратами, если в слове один слог — зелеными, если в слове два слога и синими — если в слове три слога. Магниты помогут прикрепить квадраты.

Дети выполняют задание. Воспитатель следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.

Воспитатель. Вы закрыли все изображения. А почему на доске 11ет синих квадратов?

Д е т и. Не было слов, в которых три слога.

Воспитатель. Верно. Отлично!

5. Упражнение «Самый внимательный». [Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия и внимания.)

Воспитатель. А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [в].

Ребенок. Это волк.

Воспитатель. Верно, Ариша. Ты сегодня самая внимательная. А теперь определите место звука [в} в слове волк.

Дети. Звук [в] стоит в начале слова.

Воспитатель. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание.

    6.        Игра с мячом «Большие и маленькие». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).]

Воспитатель приглашает детей пройти на ковер, берет в руки мяч.

Воспитатель. А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне. Волк.

1-й ребенок. Волчонок, волчата.

Воспитатель. Лиса.

2-й ребенок. Лисенок, лисята.

Воспитатель. Медведь.

3-й ребенок. Медвежонок, медвежата.

Воспитатель. Заяц.

4-й ребенок. Зайчонок, зайчата.

7.        Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Воспитатель привлекает внимание детей к фигуркам на столе.

Воспитатель. А теперь игра «Кого не стало?» Посмотрите внимательно на фигурки животных. Закройте глаза, я уберу одну фигурку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.

Дети закрывают глаза, логопед убирает фигурку волка.

1-й ребенок. Не стало волка.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.

      8.   Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Воспитатель  предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО». Тема: Зимующие и перелётные птицы.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» Тема: Зимующие и перелётные птицыВоспитатель дошкольного отделения МОУ СОШ №1 г.Твери Наталья Васильевна Алексе...

Конспект открытого занятия в старшей группе по Художественно-эстетическому развитию. Тема: «В гостях в Дымково»

Тема: «В гостях в Дымково»Цель: Обобщить и закрепить знания детей о дымковской игрушке.Программное содержание: Закрепить знания детей об особенностях и своеобразии дымковской игрушки (история воз...

конспект открытого занятия в старшей группе по познавательно - речевому развитию на тему "Воздушный транспорт".

Цель. Знакомство с воздушным видом транспорта.Задачи.1.«Познавательное развитие»: формировать понятие «воздушный транспорт»; расширять знания детей о воздушных видах транспорта: особенности строения с...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебное путешествие» (математическое развитие)

Конспект открытого занятияв старшей группе«Волшебное путешествие» (математическое развитие)...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Задания от Незнайки". Развитие речи

Цель занятия: выявить полученные умения, знания, представления по развитию речи детей старшего дошкольного возраста...