Конспект ИОД по теме «День заповедников - 10 января»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Программное содержание:
 Расширять представления детей о разнообразии природного мира. Дать понятия о редких и исчезающих растениях и живот­ных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных местах, в том числе заповедниках родного края. Подводить детей к умению само­стоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды.

Материал: глобус, кружки: красные, зелёные, эмблема Воронежского заповедника , блокнот .   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapovednik.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Т Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Сказка»

поселка    Мостовского

муниципального образования Мостовский район

Конспект ИОД

Тема: «День заповедников 10 января».

 Разработала:  

Владимирова В.Н.

 воспитатель I кв. категории

 

2016 г.

 

Программное содержание:
Расширять представления детей о разнообразии природного мира. Дать понятия о редких и исчезающих растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных местах, в том числе заповедниках родного края. Подводить детей к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды.

Материал: глобус, кружки: красные, зелёные, эмблема Воронежского заповедника , блокнот .  

        Ход ИОД.

Ребёнок  обращает внимание на глобус:

Вот бы отправиться в путешествие.

 Дети: И мы хотим путешествовать.

Воспитатель: Отгадайте загадку

«На столе передо мной,
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю ...

Ответ детей: (Глобус)

Воспитатель: Вы любите путешествовать?

Ответ детей: (да)

Воспитатель: А куда, бы вы хотели отправиться в путешествие?

Дети: на море, в Африку, на Северный ледовитый океан.

Воспитатель:

 Ребята,  хотите  отправиться в путешествие в Воронежский заповедник? Дети: Да, хотим. Представьте, что мы полетим на самолёте. Начнём наше путешествие?

Ответ детей: Да!

Воспитатель: Приглашаю вас садиться удобнее (дети садятся на стулья).

Начинаем наше путешествие! А пока мы летим, поговорим о природе.

-Как мы можно помочь животным?

Ответ детей: (делать кормушки, кормить крошками и салом, не рвать цветы, не ломать деревья, сажать кустарники, цветы, не обижать зверей, не разорять гнёзда, муравейники)

Воспитатель: Правильно, а ещё люди создают заповедники, чтобы животные там могли жить спокойно, и их никто не трогал. Как решается вопрос об охране животных?

Ответ детей: (создают заповедники).

Воспитатель: А кто скажет, что такое заповедник?

Ответ детей: (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом

все животные, птицы и редкие растения).

Воспитатель: Куда вносят наиболее охраняемых животных и растения, которые могут исчезнуть?
Ответ детей: (в Красную Книгу).

Воспитатель: Почему она красного цвета?
Ответ детей: (красный цвет знак тревоги и опасности).

Воспитатель: Дети, но есть люди, которые незаконно уничтожают животных, ставят на них капканы, убивают. Как их называют?

Ответ детей: (браконьеры)

Воспитатель: Правильно. И с ними ведут борьбу все добрые люди, которые любят и берегут всё живое на нашей планете.
Природа занимает важное место в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

  • Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печет.(солнце)

Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Ответ детей: нет!

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.(воздух)

Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить?

Ответ детей: нет!

  • Меня пьют.

Меня льют.

Всем нужна я.

Кто такая? (вода)

  • Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (ягода)

  • Стоял на крепкой ножке.

Теперь лежит в лукошке. (гриб)

  • Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (пчела)

  • Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, oт нас зависит красота природы? Ответ детей: (Люди сажают леса, украшают города красивыми клумбами, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? Ответ детей: (Бросают мусор, загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)

Воспитатель: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Ребята, мы пролетаем над Воронежским заповедником. Объявляю посадку.

(Дети встают со стульев).

На мольберте изображение эмблемы воронежского заповедника.

Дети, наша экскурсия продолжается. А вы знаете, что Воронежский заповедник охраняется государством? Он один из самых старейших заповедников. Это чудный лесной островок в степи, где живет много животных и растет много растений.

На эмблеме Воронежского заповедника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это.

  • Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход. (бобры)

  • Трав копытами касаясь.

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко. (олень)

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра. Своим созданием и существованием заповедник обязан прежде всего бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.

Посмотрите на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину,

Строит в заводи плотину.

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

Бобры – хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину – под водой, чтобы враги не могли подобраться. Бобры симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат детей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют их в другие заповедники: в Татарию, в Белоруссию, в Азербайджан.

Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно. Интересна история появления оленей в наших воронежских лесах. Воронежский писатель В. Кораблинов – уроженец этих мест. В своих рассказах он описывает многочисленные наблюдения за жизнью и повелением лесных зверей и птиц заповедника. А про оленей пишет, что однажды «принцесса, очень любившая зверей, привезла из чужих стран оленей и выпустила их в наш лес…»

Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.

Богат растительный и животный мир этого живописного уголка природы. В лесу рядом с сосной, березой и осиной растут дубы, клены, ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер самых различных трав.

Заповедники – это островки спасения природы oт злого и недоброго человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

«У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб – сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать».

(П. Сергеев)

Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? Ответы детей: (нет, природу надо беречь и охранять везде)

Воспитатель: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Игра «Что хорошо, а что плохо?»

У меня кружки красные и зеленые. Рассмотрим изображения и поместим под ними кружки. Зеленый кружок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.

  • Костер в лесу (Красный кружок)
  • Мусор в лесу (Красный кружок)
  • Сломанные ветки (Красный кружок)
  • Срубленные деревья (Красный кружок)
  • Браконьерство (Красный кружок)
  • Посадка деревьев (Зеленый кружок)
  • Развешивание кормушек (Зеленый кружок)
  • Не рвать цветы (Зеленый кружок)
  • Создание красной книги (Зеленый кружок)
  • Создание заповедников (Зеленый кружок)

Дети отгадывают и помещают кружок соответствующего цвета возле изображения.

Воспитатель: А теперь, дети, мы с вами придумаем и запишем правила охраны природы.

Из ответов детей собрали и записали правила:

  • - Ходить только по тропинкам.
  • - Не ломать ветки кустарников и деревьев.
  • - Не топтать и не рвать цветы, травы.
  • - Не кричать, не включать громко музыку, не нарушать тишину леса.
  • - Не разорять птичьих гнезд и муравейники.
  • - Не ловить насекомых, лягушек, маленьких рыб.
  • - Не разжигать костров, не оставлять мусор.
  • - Сажать новые деревья и кустарники.
  • - Развешивать скворечники и кормушки для птиц.
  • - Подкармливать птиц.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы придумали замечательные правила, которые мы будем соблюдать и учить других людей их не нарушать.

А теперь, ребята, отдохнём. Проводится физкультминутка:



Мы в заповеднике, друзья (шагаем)

И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)

Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)

И каждый встрече с нами рад (киваем головой)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)

А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)

Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)

Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад, попрощаемся с заповедником.

«Заповедник святое место,
там разводят хранителей леса,
там охраняют зверей и природу,
чтоб не убили люди, ходя на охоту».

Дети садятся на стульчики и возвращаются в детский сад.

Воспитатель: - Ребята, где мы с вами побывали? Ответ детей: (в заповеднике) Воспитатель: Правильно. Сегодня мы узнали много нового и поучительного. Спасибо, дети, наше путешествие закончилось. И закончим его такими добрыми стихами: «Есть на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом».

 -Полина молодец, больше всех придумала правил  охраны природы.

-Гриша был внимательным, активным.

-А Тимур правильно отвечал на все вопросы.

-Антоша хорошо выполнял обязанности дежурного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «День мичуринского телевидения».

Цель:- знакомство детей с родным городом. Программное содержание:- познакомить (старшая группа) и расширить (подготовительная группа) знания детей о  городе, в котором живут дети; - ...

Конспект мероприятия на тему: "День флага"

Мероприятие проходит в форме беседы о России и её флаге(изготовление детьми из бумаги)....

Конспект занятия на тему "День защитника Отечества".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "День защитника Отечества" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект позволяет расширить знания детей о родах войс...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:"ДЕНЬ И НОЧЬ. ВКУСНЫЕ ГОСТИНЦЫ НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ МИШКИ"

интегрированное занятие для детей 2 младшей группы.Формирование понятий "день-ночь", развитие эстетического вкуса....

Конспект - НОД на тему "День Защитника Отечества" для детей с ДЦП старшего возраста

Конспект НОД на тему "День Защитника Отечества" позволяет осуществить  следующие поставленные  цели: 1) Закрепить знания детей об армии. 2) Продолжать развивать грамматический стро...

Конспект занятия по окружающему миру в смешанной дошкольной группе на тему День заповедников и национальных парков

Цель: Формирование представления о заповедных местах, национальных парках Краснодарского края.Задачи:• расширять и систематизировать представление детей о заповеднике, для чего они...