Конспект ООД по ознакомлению с окружающим. Тема: "Вода обычная-такая необычная!". Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Харламова Валентина Николаевна

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим. Тема: "Вода обычная-такая необычная!". Старшая группа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность

 Тема: «Вода обычная - такая необычная!»

Автор: Харламова В.Н., воспитатель

МБДОУ детский сад №5 «Звездочка» г.Оха

2015 г.

Тема: «Вода обычная - такая необычная!»

Цель: углублять и систематизировать представления детей о свойствах воды (текучесть, вкус, цвет, запах).

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Программное содержание:

Образовательные задачи: учить детей определять основное состояние воды как жидкое (поэтому она жидкость); помочь детям выявить свойства воды: прозрачная, без запаха,  без вкуса, льется, может менять окраску и запах.

Развивающие задачи: развивать мышление, познавательную активность в процессе экспериментирования; развивать способность устанавливать причинно – следственные связи; развивать речь,  обогащать словарь детей.

Воспитательные задачи: воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче; воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при проведении эксперимента.

Целевые ориентиры дошкольного образования:  проявляет любознательность; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при рассказе воспитателя; может отвечать на вопросы педагога, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и со сверстниками в решении игровых и познавательных задач; интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения; склонен наблюдать, экспериментировать.

Предварительная работа: беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?», игры – экспериментирования «Что вода умеет?», «Волшебная вода», «Цветные капельки»; отгадывание загадок.

Педагогические методы и приемы:

Наглядные: символы или картинки.

Словесные: рассказы воспитателя, рассказы детей, художественное слово, беседы, вопросы поискового характера.

Практические: игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризный момент, путешествие в научную лабораторию); элементарные опыты.

Здоровьесберегающие технологии: создание благоприятного климата, физкультурная минутка.

Материалы и оборудование: аудио проигрыватель, мольберт, символы, обозначающие свойства воды, письмо от Буратино.

Инвентарь для опытов: белые халаты, шапочки, очки на всех детей, салфетки, стаканы пластиковые прозрачные 5 штук на ребенка, разноцветные стеклянные шарики по 2 штуки на ребенка, одна пиала на ребенка, 1 ложка, 1 тарелка на одного ребенка, молоко, сахар, соль, пищевой краситель разных цветов, гуашь, лимон, вода кипяченая.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Вводное слово воспитателя

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли конверт, на нем написано для детей старшей группы (название группы).

 Воспитатель: Вы бы хотели узнать, что в нем? (ответы детей).

Воспитатель открывает конверт, достает письмо и читает его: «Здравствуйте, дети старшей группы (название группы), пишет вам Буратино. Ребята, я заболел и поэтому в школе пропустил важный урок, на котором учительница рассказывала о свойствах воды. Теперь я переживаю, что получу плохую оценку. Надеюсь с вашей помощью узнать больше о свойствах воды. Большое спасибо! Ваш друг, Буратино!

Воспитатель:  Ребята, поможем Буратино узнать больше о свойствах воды и получить хорошую оценку? (ответы детей).

Воспитатель: Тогда нам следует отправиться в научную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. Сегодня мы с вами превратимся в таких ученых и будем сами проводить опыты с водой.

Воспитатель вместе с детьми: Покружись, повернись в лаборатории окажись (дети закрывают глаза и вместе с воспитателем говорят слова и выполняют движения под музыку).

Воспитатель: Вот мы и оказались с вами в лаборатории (дети открывают глаза, подходят к столам со всем необходимым оборудованием, надевают белые халаты и специальные шапочки, очки).

Воспитатель:  Занимайте свои рабочие места (дети рассаживаются по два человека за один стол).

Воспитатель: В любой научной лаборатории ученые соблюдают правила безопасности, поэтому и нам следует аккуратно пользоваться емкостью для воды, своевременно поддерживать порядок на рабочем столе, вытирать разлившуюся на стол воду.

2. Опытная деятельность

Опыт 1  «Вода жидкая, она льется»

      Воспитатель:  Перед вами два стакана – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая). Правильно, вода жидкая, ее можно перелить, разлить, вода имеет свойство растекаться, поэтому воду называют – жидкостью. Если бы вода не была жидкой, она бы смогла течь в реках и ручейках? А из водопроводного крана? (Ответы детей).

Воспитатель: Теперь отметим результат нашего опыта вот такой картинкой – символом, которая обозначает что вода – это жидкость (на мольберт вывешивается картинка).

Опыт 2  «Вода прозрачная»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать еще одно очень интересное свойство воды? (Ответы детей).

Воспитатель: Перед вами стоят 2 стакана. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.)

Воспитатель: Положите в стакан с молоком и в стакан с водой разноцветные шарики. Сравните их, что заметили? (Ответы детей). Как вы думаете, почему в стакане с молоком шарика не видно, а в стакане с водой – видно? (Ответы детей: вода прозрачная, бесцветная, а молоко непрозрачное, оно белое, мутное).

Воспитатель: Правильно, вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Воспитатель: Отметим результат нашего опыта вот такой картинкой, которая обозначает, что вода не имеет цвета (на мольберт вывешивается соответствующая картинка).

Опыт 3 «Вода может изменять свой цвет»

Воспитатель:   Ребята, а как вы думаете, вода может изменить свой цвет? (Ответы детей).

Воспитатель:  Хотите проверить  это? (Ответы детей). У вас на столе стакан с обычной чистой водой, добавьте в него пищевой краситель или гуашь. (По желанию дети добавляют в воду пищевой краситель или гуашь).

Воспитатель: Изменила вода свой цвет? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей: потому что в воду мы добавили пищевой краситель или гуашь, а они окрашивают воду в разный цвет).

Воспитатель: Совершенно верно, вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили (вывешивается соответствующая картинка).

Воспитатель: А как вы думаете, изменит ли вода свой цвет, если в неё добавить варенье? (Ответы детей). Попробуйте этот опыт  сделать дома, а завтра расскажите мне о своих новых открытиях.

Воспитатель:  Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём в центр группы.

3. Физкультурная минутка

«Дождь»

Капля - раз, капля - два, (Хлопки руками на каждое слово

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом – 

Все бегом, бегом, бегом. (Бег

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем,

От дождя себя укроем. (Соединить руки над головой

«Капельки»

   Раз, два, три, четыре, пять,

Любят капельки играть. (Загибают и разгибают пальчики)

Мы ногами топ – топ, (Топают ногами)

Мы руками хлоп – хлоп, (Хлопают в ладоши)

Мы глазами миг – миг, (Подмигивают друг другу глазами)

Мы плечами чик – чик. (Поднимают одно плечо, затем другое)

Раз туда, два сюда (Повороты вправо, влево, руки на поясе)

Повернись вокруг себя. (Поворачиваются вокруг себя)

Раз присели, два привстали, (Приседания)

Руки к верху все подняли.

Раз – два, раз – два вот и кончилась игра! (Поднимают руки вверх, встают на носочки и опускают руки вниз)

Опыт 4 «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель:   А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей). Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная.

А чтобы вы, ребята, не забыли, я приготовила вам вот такую картинку (вывешивается соответствующая картинка – символ, что вода не имеет вкуса).

Опыт 5 «Вода может менять свой вкус»

(На столах у детей находятся пиалы с солью, с сахаром и ложечки)

Воспитатель:  А теперь положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая вода стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей). Какой мы можем сделать вывод? (Вода, которая не имеет вкуса, стала сладкой, соленой, потому что мы добавили в нее сахар и соль).

Воспитатель: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (на мольберт вывешивается соответствующая картинка).

Опыт 6 «У воды нет запаха»

Воспитатель:   А теперь попробуем выяснить, имеет ли чистая вода запах? Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду, чем пахнет чистая вода? (Ответы детей: чистая вода ничем не пахнет, она без запаха. На мольберт вывешивается картинка, что вода не имеет запаха).

Воспитатель: А теперь, в этот стакан с водой положите кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте запах, чем теперь пахнет вода. (Ответы детей: вода пахнет лимоном, потому что мы его добавили в воду).

Воспитатель: Правильно, ребята, вы настоящие ученые! Чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили. Отметим результат нашего опыта вот такой картинкой  (вывешивается соответствующая картинка).

   

 4. Рефлексия

  Воспитатель:  Вот и подошли к концу наши опыты с водой, вам понравилось быть настоящими учеными? (Ответы детей).

 Воспитатель: Ребята, а что нового мы с вами узнали о воде? (Ответы детей: что вода не имеет цвета, что вода это жидкость, что у воды нет вкуса и нет запаха). Мы теперь сможем помочь Буратино? Тогда давайте мы отправим ему наши картинки о свойствах воды, чтобы  он  смог рассказать своей учительнице и всему классу много нового о воде? (Ответы детей).

  Воспитатель:   Ну, а теперь пора возвращаться в детский сад, снимайте халаты и подходите ко мне, и не забудьте взять с собой картинки.

Покружись, повернись в детском саду окажись (дети закрывают глаза и вместе с воспитателем выполняют движения под музыку, открывают глаза).

  Воспитатель:  Ребята, вот мы с вами и в детском саду, теперь скорее пойдем писать письмо Буратино о наших открытиях и обязательно положим в конверт картинки – помощники.