Детско-исследовательский проект: « По следам волшебной «Капельки»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Рогина Елена Александровна

Проект по ознакомлению со свойствами воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_voda_2.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-исследовательский проект:

« По следам волшебной  «Капельки»

                                                                                                                                          Подготовила: Рогина Е.А.

МБДОУ «Д\С комбинированного вида «Солнышко» п.Чамзинка

Цель проекта: знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов.

Задачи проекта:

  • укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие;
  • расширять  кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия,
  • воспитывать  чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;
  • развивать психические процессы детей, познавательные способности;      
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений;
  • расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
  • развивать творчество и креативность участников проекта;
  • формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;

Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципами организации  игры в детском саду:

  • воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.
  • воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения.
  • начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Задача педагога: сформировать у ребёнка к трём годам умения развёртывать условные сюжетные действия с игрушкой, предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником. 

Формы работы по проекту

- работа с детьми:

  1. Чтение и рассматривание  художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
  2. Проведение  игр с водой.
  3. Проведение игровых НОД.
  4. Пополнение  предметно - развивающей среды группы;
  5. Опытно – экспериментальная деятельность

- работа с родителями:

  1. Подбор художественной литературы;
  2. Выполнение творческих заданий;
  3. Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
  4. Консультации 

Структура и содержание проекта 

В данном проекте  представлены:

  •  перспективный план работы;
  •  сборник  игровых занятий;
  • опыты с водой
  •  консультации для родителей и педагогов по проведению игровых занятий и опытно – исследовательской деятельности с детьми
  • фотоматериал

Срок реализации проекта: октябрь-декабрь

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

 Предполагаемый результат:

Воспитанник:

Компетенции:

-дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой), знают цвета;

-владеет действиями с предметами, предполагает разнообразные способы их использования;

- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;

-владеют  расширенным  словарным запасом  (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.),  используют обобщающие понятия  Коммуникативные навыки:

-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,

-получают положительные эмоции от  праздников и развлечений;

-пользуются речью как средством общения со сверстниками;

Предпосылки научной деятельности:

-имеют устойчивый интерес к художественной литературе;

-возникает интерес к значимой деятельности;

-способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение; 

Планирование работы по реализации проекта

Октябрь

Цель:

- Познакомить детей со свойствами воды

- Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

Задачи:

  • Учить способам обследования материала
  • Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений;
  • Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной  деятельности;
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов;
  • Развивать активный словарь;
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку», знакомство детей со свойствами воды.

 

2

Художественно-эстетическое развитие

- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);

- рассматривание иллюстраций

3

Социально-коммуникативное развитие

- игра с водой « Водичка-водичка»

 - игра «Что как плавает»; «Тонет –не тонет»

- игра «Разливаем суп»

Приложение 

4

Предметно – развивающая среда

- пополнение уголка детского экспериментирования

 

5

Работа с родителями

- пополнение уголка детского экспериментирования

- консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

 

 

Приложение

 

 

Ноябрь

Цель:

- Формировать  представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

- Формировать  у детей умение называть температуру воды

Задачи:

  • Развивать фантазию, творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.
  • Приучать  называть основные цвета.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать положительное отношение элементарной исследовательской деятельности.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Речка и ручеек»

- экспериментальная деятельность «Постираем кукле платье»

 

2

Художественно-эстетическое развитие

- чтение художественной литературы «Снег, снег, кружится, белая вся улица»

 

3

Социально-коммуникативное развитие

- игра «Водяная мельница»;

- игра «Разноцветная водичка»

Приложение

 

4

Предметно – развивающая среда

- изготовление дидактических игр: «Путешествие кораблика», «Тонущие и плавающие предметы»

 

 

 

5

Работа с родителями

 - консультация «Лед – это тоже вода»

Приложение…

Декабрь

Цель:

- Дать   представление о свойстве снега превращаться в воду. 

- Дать  представление о свойстве воды превращаться в лёд,  дать  понятие о свойствах и качествах льда.

Задачи:

  • Формировать представление о количестве (один - много), размере (большой - маленький).
  • Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным.
  • Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными  материалами.
  • Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику.

Образовательная область

Мероприятия

Примечание

1

Познавательное развитие

- экспериментальная деятельность «Снеговик в гостях у детей»

 

2

Речевое развитие

- разучивание: речевое упражнение с движением  «Снеговик»

 

3

Социально-коммуникативное развитие

- игра «Круги на воде»;

- игра «Вода из снега»;

- игра «Норка для зверушек»

-игра «Ледяные фигурки»

Приложение

 

Приложение

4

Предметно – развивающая среда

- подборка художественной литературы  (сказки, песни, загадки, прибаутки)

 

5

Работа с родителями

- совместная опытно – экспериментальная деятельность «Найди бусинку»

- консультация «Игры  с водой и песком. Это интересно!»

 

                                                                                                                                                                                                                         Приложение 1.

Игры с водой.

         Воспитатель предлагает ребенку экспериментирование с водой:

  • Тонет не тонет
  • Мокнет
  • Со льдом
  • Горячее, холодное
  • Со снегом
  • Растворяется (краска, гуашь)
  • Вылавливание предметов сочком
  • Путешествие кораблика
  • Купание игрушек
  • Стираем – маме помогаем
  • Рыбалка
  • Замерзание воды в сосуде

«Водяная мельница»

    Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды и покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти.

« Переливалочки»

Наша задача - научить малыша переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край. Спросите кроху: почему вода из чайника не                                                             С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.

«Поймай льдинку»

    Взрослый опускает в ёмкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребёнку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

    Малыш сачком  или черпачком достаёт из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с

Ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».

«Разливаем суп»


Покажите ребенку, как с помощью половника можно из одной небольшой кастрюльки перелить воду в другую кастрюлю. Дети очень любят делать все по- взрослому, поэтому с удовольствием работают с половником. А теперь, когда мы уже научились хорошо держать половник, предложите разлить «суп» в пластмассовые тарелочки, не разлив.

«Ловим шарики»

Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.

«Что как плавает» 

   Для игры - экспериментирования  нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.).                  

     Взрослый предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.        

 

Приложение 2.

Опыты с водой

Вода

       Как движется вода? Почему капли круглые? Почему некоторые тела тонут, а другие  плавают? Что происходит  с веществом, растворенным в воде? На эти вопросы найдем ответы здесь.

Сила воды

       Вода, как все жидкости, не имеет собственной формы. Если дать ей волю, она займет все возможное пространство.   Вода течет вниз под воздействием силы тяжести, а при падении с высоты ее сила может превращаться в электроэнергию. Медленно и незаметно вода поднимается по стволу растения, поддерживая его жизнь.

      Цветок, распустившийся на воде.

Требуется

-лист  бумаги

-цветные карандаши

-ножницы

-глубокая тарелка с водой

Ход опыта

 1.Вырежи из бумаги звезду, и раскрась ее.

2. загни лепестки по пунктирным линиям внутрь.

3. положи бумажный листок в тарелку.

Результат: Цветок постепенно раскроется.

Это потому что …что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.

Почему одни тела тонут, а другие нет?

 Требуется

-Пластилин

-Крышка с закраинами от кастрюли

-Тазик

-Вода

Ход опыта

1.     Наполни тазик водой

2.     Сделай из пластилина лодочку и опусти на воду

3.     Вытащи лодочку, сомкни пластилин и опусти в воду.

Результат

 Лодочка не тонет, а комок пластилина опустился на дно.

 4.     Опусти крышку кастрюли  на воду сначала в горизонтальном положении, а потом вертикально.

 Результат

       В горизонтальном положении крышка не тонет, а в вертикальном сразу идет  ко дну.

Это потому…

…что чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. Пластилиновая лодочка и крышка от кастрюли  вытесняют воду не только своим телом, но и своими пустотами, и, следовательно, вытесняют большой вес воды, чем весят сами. На них действует  выталкивающая сила, превышающая их вес. Она их держит на плаву. Пластилиновый комок и крышка, опущенная вертикально, вытесняют меньше воды. И так погружаемый объем в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности.

Предел плавучести

Требуется

-пластилин

-мелкие предметы (скрепки, шарики, камешки, кубики)

-тазик

-вода

Ход опыта

1.слепи из пластилина ванночку

2.налей воды в тазик и опусти в нее ванночку. На борту отметь, до какого уровня она погрузилась.

3.постепенно заполняй ванночку мелкими предметами и следи за тем, как метка опускается в воду.

Результат

Чем больше нагружается ванночка, тем глубже она погружается в воду.

Это потому…

…что ванночка имеет определенный объем, заполненный воздухом. Но по мере наполнения грузом она при тех, же размерах становится тяжелее, то есть приобретает повышенную плотность. До тех пор, пока ванночка вытесняет больше воды, чем весит сама, она не тонет, а только погружается все глубже и глубже. Но когда ванночка станет тяжелее воды, которую способна вытеснить, она пойдет ко дну. Этот опыт показывает, что плавучесть предмета зависит также от его плотности.

 

Консультация для родителей «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

Первое вещество, с  которым с удовольствием знакомится ребёнок, - это вода. Она даёт ребёнку  приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически  неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Игры с водой – один из  самых приятных способов обучения.
  
Как играть с водой?
     
Наливаем, выливаем, наблюдаем,  сравниваем!                                   
  
Воду можно наливать в различные ёмкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать  баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивать  количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера и, наоборот, близкие  по размеру, но разной формы, разные по прозрачности-непрозрачности. Используем  в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав в нём отметки маркером и  выливая туда воду из первых двух по очереди.
Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков  «поместится» в большую бутылку.
В стенках любой пластмассовой бутылке можно сделать дырки. Это  может быть одна дырка: наверху, внизу или посередине.
Поэкспериментируйте с такими бутылками:  наливайте в них воду из-под крана, погружайте их под воду (можно попробовать  заткнуть горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через  дырки, и в какой момент она перестаёт выливаться.

Растворяется или не растворяется.
  
Можно подкрасить воду акварельными красками.  Начать лучше с одного цвета.
Что ещё можно  раствориться в воде, кроме красок?
Пусть  малыш наливает в воду (тёплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок,  молоко, кефир, сироп, мёд, варенье или даже несколько капель подсолнечного  масла. А если в воду сыпать разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал,  растворимый или нерастворимый кофе.
А если бросать в воду твёрдые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то  другое.
Что происходит с водой? Меняется ли её цвет? Прозрачность? Растворяется  ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое  время?

Кидаем  в воду всё подряд!

В  воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на  поверхности, одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом,  сачком, палкой, половником.
Можно выяснить: а есть  ли предметы и материалы, которые не плавают в воде?
  
Попробуем класть в воду предметы из разных  материалов:

 

Металл – ложка обычная, другие предметы;

 Дерево – деревянная ложка, мисочки;

 Пластмасса  – любые предметы и игрушки;

 Резина – в одной резиновой  игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть. Сравните;

 Ткань – кусочки разных тканей, разных размеров – некоторые  из них будут быстрей намокать, некоторые нет.

 Бумага и картон разной плотности намокают по-разному: сразу целиком или сначала кроя,  быстрее или медленнее, тонут или плавают.

 Губки  разных размеров – поролоновые, резиновые.  Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них  плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.

Знакомим ребёнка с разной температурой.

Это  тоже очень важно. Это можно сделать с теми же бутылками. Налейте холодную воду,  слегка потеплее, тёплую, погорячей, горячую.
Дайте  ребёнку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать – расставлять от самой холодной к самой горячей.
Можно  попробовать погружать пальчик в воду или выливать из бутылки на руку и  сравнивать.
Позже  надо научить ребёнка пользоваться кранами с горячей и холодной водой. 
Сначала  открывает холодную, потом горячую. На кранах обычно есть красный и синий  кружочки.
Красный – это опасно, это горячая вода.
Синий – это холодная.
Но  момент ознакомления ребёнка с открытием кранов лучше оттянуть. 
  
Лёд  – это тоже вода.

Можно  вместе с ребёнком заморозить лёд в сосудах разной формы, но только чтобы форма  не была очень хитрой, а то вынимать будет очень тяжело…Это будут стаканчики,  формочки для теста, кружки, тарелочки, формочки для песка, любые пластмассовые  ёмкости разного размера.
Можно что-то вморозить в лёд. Например,  положить какую-нибудь маленькую игрушку, кубик пластмассовый. Залить,  заморозить. А потом наблюдать, как будет оттаивать.

Во время игры обязательно комментируйте всё, что делает и видит  ребёнок: вода льётся, пробка плавает, вода замерзает. Обращайте внимание малыша  на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и  веса, с отверстиями или без них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательски-творческий проект "В мире игрушек"

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней жизни. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Сейчас, широко рассматрив...

Проект по экологии "Волшебная капелька"

Привлечение внимания детей и родителей  (законные представители) воспитанников    к проблеме бережного использования природных ресурсов – воды....

Детский исследовательский творческий проект "Куда исчезают лужи после дождя"

Исследовательский проект «Куда исчезают лужи после дождя?» Исследователи: воспитанник старшей группы № 4а Цилик ПолинаРуководитель проекта: Воспитатель МБДОУ № 30 Цилик Анна СергеевнаПредм...

Презентация детского исследовательско-творческого проекта"Забытые игры моих родителей"

                                 Современные дети всё меньше времени проводят с друзьями , играя в различные...

Детский исследовательско - творческий проект «Театральные профессии»

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотива...

Детский исследовательско - творческий проект на тему: «Удивительный мир птиц»

На природе в дали от городского шума, люди часто восхищаются пению птиц.После прогулки, на которой дети услышали пение птиц, у некоторых детей возник интерес к изучению птиц нашего региона.Почему поют...