Занятие-путешествие "Моя страна, моя республика, мое село"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Корнилова Альбина Владимировна

Данное занятие было проведено на районном семинаре-практикумуме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_aprel_2017_god._nod_-2_mladshaya_gruppa.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Пестречинский детский сад №1 «Колокольчик»

Районный семинар-практикум воспитателей,

старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Тема семинара-практикума: Реализация национально-регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе детского сада в соответствии ФГОС ДО – «Венок дружбы народов Поволжья»

Занятие-путешествие

“Моя страна, моя республика, моё село”

во второй младшей группе

Место проведения: Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Пестречинский детский сад №1 «Колокольчик» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

                                                             

                                                           Подготовила и провела

                                                                 Воспитатель 1 кв. категории

                                                                         Корнилова Альбина Владимировна

7 апреля 2017 год

Занятие-путешествие “Моя страна, моя республика, моё село” во второй младшей группе

Цель: формировать у детей представление о России, о республике Татарстан, родном селе Пестрецы и об их достопримечательностях и традициях.

Задачи:                                                                                                                                                     Образовательная. Расширять начальные представления детей о стране, о республике, о малой родине – село Пестрецы. Закрепить  названия «Россия», «Татарстан», «Пестрецы». Продолжать знакомить детей с русским и татарским национальными костюмами. Учить различать и называть русские и татарские национальные головные уборы, русские и татарские народные игры и танцевальные мелодии. Учить детей водить хоровод, делать движения согласно тексту. Учить поддерживать беседу с воспитателем. Учить жить дружно, помогать друг другу. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Создать условия для формирования положительной установки на участие в НОД, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.                                                                                                                                                     Развивающая. Способствовать развитию интереса к культуре народов своего края; способствовать развитию речи детей, мышления, памяти, внимания; способствовать активизации и расширению словаря по теме; способствовать развитию интереса к игровой деятельности; способствовать развитию коммуникативных способностей.                                                                                                                Воспитательная. Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свою страну, за свою республику, за своё село. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к её традициям и историческому наследию. Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, культурному наследию.

Предварительная работа: беседы с детьми о России, о республике Татарстан, о с.Пестрецы, о реке Волге и о реке Мёша, о Московском Кремле и о Казанском Кремле. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением г.Москвы, г.Казань, о с.Пестрецы. Чтение стихов, рассказов о родном стране, республике, о с.Пестрецы. Составление фотовыставки «Прогулки по любимым местам нашего села Пестрецы» (работа с родителями). Беседа с детьми о знание домашнего адреса. Чтение русских и татарских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, инсценировка и драматизация сказок. Беседа о национальных праздниках, о национальных костюмах, о народных играх. Рассматривание кукол в русских и татарских национальных костюмах, иллюстраций. Рассматривание мужских и женских национальных головных уборов. Игры с детьми. Организация и проведение народных подвижных игр с детьми.

Материалы и оборудование: изделия из бабушкиного сундука – татарские и русские народные головные уборы (калфак, тюбетейка (түбәтй), кокошник, картуз); куклы в русских и татарских национальных костюмах (Алёнушка и Митрофанушка, Алсу и Марат); русский и татарский народный костюм для воспитателя; кукла София-Прекрасная; макет солнышка и дождика; зонт; тюбетейка, две лошадки; русские и татарские народные мелодии и песни в записи: татарская мелодия “Йөрибез и биибез” (“Погуляем и попляшем”); песню «Моя Россия» (слова Н.Соловьёвой,  музыка Г.Струве); русская народная мелодия «Во поле берёзка стояла»; татарские народные мелодии для татарской игры «Тюбетейка»; песня «Солнышко и дождик» (слова А.Барто, музыка Антюфеева); мультимедийное оборудование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал под музыку. Обратить внимание детей   на присутствующих гостей.

Воспитатель: У нас сегодня гости. Давайте улыбнемся им и поздороваемся на русском языке и на татарском языке (Здравствуйте – Исәнмесез)

Воспитатель: Посмотрите, кто ещё у нас в гостях. Здравствуй, София-прекрасная.  Как ты здесь оказалась? (София «как-будто» отвечает воспитателю)

Воспитатель: София мне рассказала, что путешествует по планете Земля, побывала во многих странах и заблудилась, потому что её амулет потерял волшебную силу и не может помочь в трудной ситуации. София спрашивает, в какую страну она попала (Россия).

Воспитатель: Давайте все вместе повторим это красивое название – Россия (Дети повторяют)

Воспитатель: Ребята, София предлагает нам отправиться в путешествие по России. Вы согласны? (Да) Хорошо.

 (Дети идут по музыкальному залу  под песню «Моя Россия» (слова Н.Соловьёвой,  музыка Г.Струве, а затем садятся на стульчики)

Слайд 1 (фотографии людей, проживающих на территории России в разных национальных костюмах и платьях, фотография московского кремля, карта России, герб и флаг России)

Воспитатель: Ребята и София, посмотрите на экран. Мы живём в самой большой стране в мире – России. В России живут дружно люди разных национальностей, и они говорят на разных языках. У народов России свои традиции, свои национальные костюмы и платья.

Слайд 2 (фотографии людей, проживающих на территории Татарстана в разных национальных костюмах и платьях, фотография казанского кремля, карта Татарстана, герб и флаг Татарстана)

Воспитатель: В России много разных республик. Ребята, а как называется наша республика, в которой мы с вами живём? (Татарстан). Посмотри София на экран это наша  республика Татарстан. Это главный город - столица Татарстана - Казань. В Татарстане живут дружно люди разных национальностей и они говорят на разных языках.

Воспитатель: Ольга Владимировна, это Вы нам приготовили сюрприз? (Нет) А Вы знаете, что там? (Нет) Интересно. Я сейчас подниму платок и посмотрю, что там за сюрприз …    (Воспитатель открывает платок).

Воспитатель: Ребята - это же куклы из нашей группы. Давайте их познакомим с Софией. Как их зовут? (Алёнушка, Митрофанушка). Как называется головной убор у Алёнушки? (Кокошник) Кокошник – это русский головной убор и его одевают женщины и девочки. Как называется головной убор у Митрофанушки? (Картуз). Картуз – это русский головной убор и его одевают мужчины и мальчики. Алёнушка и Митрофанушка одеты в русский народный костюм. Посмотрите, а в какой костюм я сегодня нарядилась? (Русский народный костюм)

Воспитатель: Арина и Кирилл, подойдите ко мне. (Воспитатель одевает детям современные и старинные русские головные уборы). Арина, какой одели тебе головной убор? (Кокошник) Кирилл, какой одели тебе головной убор? (Картуз)

Воспитатель:  А теперь погуляем и потанцуем под любимую русскую мелодию, которую очень любят Алёнушка и Митрофанушка                         (Звучит  русская народная мелодия «Во поле берёзка стояла» и дети выполняют элементы  танцевальных движений)

Воспитатель: Теперь познакомим Софию ещё с другими куклами.  Как их зовут? (Алсу и Марат). Как называется головной убор у Алсу? (Калфак) Калфак– это татарский головной убор и его одевают женщины и девочки. Как называется головной убор у Марата? (Тюбетейка). Тюбетейка – это татарский головной убор и его одевают мужчины и мальчики. Алсу и Марат одеты в татарский народный костюм.

Воспитатель:  Милана и Раниль, подойдите ко мне. (Воспитатель одевает детям современные и старинные татарские головные уборы). Милана, какой одели тебе головной убор? (Калфак) Раниль, какой одели тебе головной убор? (Тюбетейка).   Посмотрите, а какой костюм одет на музыкальном руководителе? (Татарский народный костюм)

Воспитатель:  А теперь погуляем и потанцуем под любимую татарскую мелодию, которую очень любят Алсу и Марат                                                       (Звучит  татарскую мелодию “Йөрибез и биибез” (“Погуляем и попляшем” и дети выполняют элементы татарских танцевальных движений)

Воспитатель: София, а в Татарстане много разных городов, деревень и сёл.  Ребята, а как наше село называется? (село Пестрецы).

Слайд 3 (На экране «Фотографии детского городка с.Пестрецы, здание детского сада «Колокольчик», музыкальный зал детского сада «Колокольчик»)

Воспитатель: Посмотрите, София и ребята, на экран это Пестрецы. Это наш детский городок и наш детский сад «Колокольчик». А мы дружно живём в нашем детском саде «Колокольчик»? (Да). Ребята, а София спрашивает: «Вы любите играть?» (Да). Давайте поиграем и в татарскую народную игру «Тюбетейка».

Татарская народная игра «Тюбетейка».

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.                                                                                                                       Задание для играющих: выбрать напарника  и проскакать на «лошадке» (игра «Наездники»)    

Давайте поиграем и в русскую хороводную игру «Солнышко и дождик».

Русская хороводная игра «Солнышко и дождик»

Смотрит солнышко в окошко,    (Дети идут по кругу и поют)                                                                                                       Светит в нашу комнатку.                                                                                                                        Мы захлопаем в ладоши.                                                                                                                   Очень рады солнышку.                                                                                                                        Топ-топ-топ-топ!    (ритмично притоптывают на месте)                                                                                                                                Топ-топ-топ-топ!                                                                                                                                  Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!    (ритмично хлопают в ладоши)                                                                                                                             Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

На сигнал «Дождь идёт, скорей домой» (Дети бегут к воспитателю под зонтик)                                                                                                              Воспитатель говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит» (Игра повторяется)

Воспитатель: Ребята, покажите Софии, какая Россия  самая большая в мире страна (Дети руками показывают большой шар). Повторите: «Россия». Мы дружно живём в России (Да). Ребята, а какая республика Татарстан (Дети руками показывают поменьше шар). Повторите: «Татарстан». Мы дружно живём в Татарстане (Да). Ребята, а теперь покажите «село Пестрецы» (Дети руками показывают маленький шар). Повторите: «Пестрецы». Мы дружно живём в Пестрецах (Да). В Пестрецах много разных детских садов, а как наш детский сад называется? («Колокольчик»). Покажите, как мы дружно живём в нашем детском саде «Колокольчик» (Дети обнимают друг друга)

Воспитатель: (Дети встают в хоровод и держатся за руки). Вы такие умные, много знаете всего, вы такие дружные и добрые. И я вас всех люблю!

Воспитатель: Софии понравилось наше путешествие и то, что все люди разных национальностей живут дружно и в России, и в Татарстане, и в Пестрецах. А сейчас София отправится с нами в нашу группу, а с гостями мы попрощаемся на русском языке и на татарском языке (До свидания – Саубылыгыз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД) на Тему: «Республика Саха (Якутия)». Тематический досуг по проекту: «Широка страна моя родная» для детей подготовительной группы.

Цель: способствовать формированию патриотических чувств; расширению представлений о многонациональности России, систематизировать и закрепить полученные знания о Республике Саха (Якутия).Образов...

История села Сармаково, Зольского района, Кабардино-Балкарской Республики

Данный материал расскрывает историю сельского поселения Сармаково, Зоьского района, Кабардино-Балкарской Респулики...

«Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей группе в утренние часы» по лексическим темам: «Весна шагает по планете» и «Моя семья, мой дом, моё село, моя страна, моя Земля». Разработчик Карсакова М.Г.

Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

Комплексно-тематическое занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ» В подготовительной группе МБДОУ детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» г.Белогорск Республики Крым Воспитатель Обухова М.Н.

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения и навыки полученные на занятиях в течении года.Задачи обучающие: совершенствовать умение решать задачи, навыки проведения звукового анализа, дифф...

Родительское собрание «Национальные блюда разных стран и республик»

Рассказать родителям и воспитанникам о традициях народов и их национальной кухне....