Главные вкладки

    «Сценарии познавательного общения с детьми второй младшей группе в утренние часы» по лексическим темам: «Весна шагает по планете» и «Моя семья, мой дом, моё село, моя страна, моя Земля». Разработчик Карсакова М.Г.
    план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Карсакова Маргарита Гасимовна

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы».

    Разработчик Карсакова М.Г.

     Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Лексическая тема: «Весна шагает по планете».

    Стихотворение недели

    Воробей с берёзы на дорогу – прыг,

    больше нет мороза – чик-чирик.

    Вот журчит в канавке быстрый ручеёк,

     И не зябнут лапки – скок-скок-скок!

    Утреннее приветствие: 

    Рано утром я встаю,

     Слово «здравствуй» говорю,

     С кем встречаюсь поутру-

     Всем здоровья я желаю,

     Никого не обижаю.

     Хватит места на земле

     Людям всем, животным, мне.

     Чтоб земля моя цвела,

    Я желаю всем добра.

    Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, как птички, носиками,

     как рыбки, бочок об бочок, как зайчики, хвостиками.

     Посмотрим, друг другу в глаза и улыбнёмся.

    /Дети  выполняют игровое задание/.

    Речевая подвижная игра:  « Веснянка».

    (Поочерёдно выбрасываем руки вверх)
    Солнышко, солнышко,
    (Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)
    Золотое донышко!
    (2 раза прыжки на двух ногах)
    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло!
    (Бег на месте)
    Побежал в саду ручей,
    (Взмахи руками, как крыльями)
    Прилетело сто грачей,
    (медленно приседаем)
    И сугробы тают, тают,
    (Ладошки разводим в стороны в форме цветка)
    И цветочки вырастают!

    Планирование на каждый день недели. Первая неделя.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Рассматривание и сравнение двух картин «Зима и «Весна».

    Какое время года на этой картинке?

    А здесь, какое время года?

    Какое сейчас время года?

    Давайте посмотрим в окно? На какую картинку похожа природа за окном? Как вы считаете?

    В чём вы пришли сегодня в детский сад?

    Почему мы весной меняем одежду?

    Д/ игра «Когда что бывает?»

    Цель: с помощью пиктограмм помочь детям систематизировать представления о весенних и зимних явлениях в природе, помочь увидеть различия.

    Воспитатель.

    Какое время сейчас?

    Правильно, весна, месяц март.

    На улице стало теплее. А что случилось со снегом? Почему мы перестали носить валенки?

    Показ иллюстрации и настоящей сосульки.

    Что это?

     Почему они появляются весной? 

    /Сосулька растет вниз головой.  Сосульки образуются на солнечной стороне, т. к. снег тает и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую тает. Сосулька начинает «плакать»/.

    Д/ игра «Что лишнее?» (природные явления)

    Цель: развивать внимание, память, элементы логического мышления.

    Воспитатель.

    Какое сейчас время года?

    Что вы знаете о весне?

    Показ картины «Пускаем кораблики»

    Что делают дети?

     Почему появились лужи, ручейки?

    Д/игра « Подбери одежду для прогулки».

    Цель:

    формировать умение оперировать причинно – следственными категориями, закрепить понятия «одежда», «обувь», «головные уборы».

     Воспитатель

    Д/и « Загадки – добавлялки».

    Цель:

    Обогащать представления о весне как времени года, развивать логическое мышление и умение внимательно слушать.

    ***

    Рыхлый снег

     На солнце тает,

     Ветерок в ветвях играет,

     Звонче птичьи голоса

     Значит,

     К нам пришла…

    (Весна).

     У занесённых снегом кочек,

     Под белой шапкой снеговой

     Нашли мы маленький

    цветочек,

     Полузамёрзший, чуть живой.

    (Подснежник).

     Новоселье у скворца

     Он ликует без конца.

     Чтоб у нас жил пересмешник,

     Смастерили мы…

    (Скворечник).

    Весна поет, звенит капель,

     Почистил крылья воробей.

     Кричит скворцу он:

     – Не робей! Иди купаться

     Вот …

     (Ручей)

    Снег в лесу.

     Сугробов много.

     Но слышна синицы трель.

     С крыши, прямо на дорогу

     Звонко капает…

     (Капель).

    Висит под крышей леденец,

     Весна придёт, - ему конец.

     Начнёт водою булькать

     И упадёт

     (Сосулька).

    Рассматривание  и комментирование алгоритма «Весна».

    (перечисляются признаки весенних изменений в природе).

    Показ алгоритма «Весна»

    Какое время года на картине?

     Почему вы решили, что это весна?

    (дети перечисляют признаки весенних изменений в природе).

    Что появилось на земле там, где растаял снег?

    Показ иллюстрации с изображением подснежников.

    Что это?

     (Это первый весенний цветок, он вырастает, как только растает снег и пригреет солнышко)

    Текст с движениями.

    К нам весна лишь заглянула – (протянуть  руки вперёд).

    В снег ладошки окунула

    (опустить руки вниз вдоль туловища)

    И расцвёл там нежный   

    ( поднять руки на уровне глаз, соединив пальцы в бутон).

    Маленький подснежник.    (медленно раздвинуть пальцы).

    Д/игра «Бывает- не бывает»

    Цель: систематизировать представления о весне.

    / опорные картинки/.

    .


    Вторая неделя.

    Стихотворение недели

    «Дзинь-дзинь-дзинь», —
    Поют капели.
    «Ля-ля-ля», —
    поет скворец.
    Дзинь-ля-ля!
    На самом деле
    Наступил
    Зиме конец!

    Утреннее приветствие

    С добрым утром! С новым днём!
    С новым солнцем за окном!
    Утро доброе встречай!
    День хороший начинай!
    / участники утреннего сбора по очереди говорят друг другу: « Добрый день», называя имя, рядом сидящего ребёнка/.

    Пальчиковая гимнастика

    «ВЕСНА»

    «Кап-кап-кап»,- капель звенит,      (Хлопаем в ладоши)

    Словно с нами говорит.             (Хлопаем ладонями по ногам)

    Плачут от тепла сосульки            (собираем слезы в ладошку)

    И на крышах талый снег.            (Гладим себя по голове)

    А у всех людей весною

    Это вызывает смех!        (Покружимся вокруг себя и улыбнемся)

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Воспитатель.

     Какое сейчас время года?

    Как вы догадались?

    Что тебе нравится весной?

     Рассматривание картинок «Первоцветы».

    С наступлением весны появляются первые цветы – первоцветы.

    Почему?

    (становится тепло, ярко светит и греет солнышко).

    Д/игра «За каким цветком спряталась матрёшка»

    Цель: закрепить названия первоцветов

    / подснежник, ландыш, мать и мачеха, одуванчик, тюльпан, фиалка, ирис/.

    Показ ветки с набухшими почками

    Дети, это ветки сирени и тополя.

    Что это на них? (почки)

    Почки – это домики зелёных листочков. Всю зиму листочки держат двери закрытыми, а когда пригреет солнышко, двери открываются.

    (показ веток с распустившимися листочками).

    Все деревья и кустарники становятся зелёными и нежно шелестят своими листочками.

    Какие мы с вами знаем деревья и кустарники?

    (тополь, берёза, ель. сирень клен).

    Много разных растений оживает весной и радует нас.

    Игра «Парные картинки»

    Цель: упражнять в сопоставлении изображений одних и тех же растений

    Воспитатель.

    отгадайте загадку:

    Пришла, улыбнулась – утихли метели

    Позванивать стал колокольчик капели

    Река пробудилась, растаяли льды, наряд белоснежный надели сады.

    О каком времени года загадка?

    (показ иллюстрации цветущего сада)

    Вот и белоснежный наряд садов – цветут деревья, а над цветами летают разные насекомые: мухи, пчёлы, шмели.

    После зимней спячки пробуждаются кто?

    / медведи, ежи/.

    Какие птицы возвращаются из теплых краев?/ перелётные/.

    (показ картинок с изображением насекомых. птиц и животных) Кто это?

    Все любят тепло и солнышко.

    Д/игра «Кто прыгает, летает, ползает, плавает?».

    Цель: закрепить знания о разнообразии животного ми

    Воспитатель. 

    Показ картин « Трактора в поле», «Люди на огороде»

    Куда едут трактора?

    Для чего люди пашут землю? Как вы думаете, что вырастет на этом поле?

    (показ колосьев, зерна - объяснение)

    Что сажают люди на огороде? Для чего сажают овощи?

    Что можно делать с овощами?

    Д/игра «Где что растёт?»

    Цель: дифференцировать представления о месте произрастания разных культурных растений.

    Воспитатель.

     Мы с вами много знаем о весне.

    Что бы вы нарисовали на картине «Весна»?

    Что вы нарисуете на деревьях, земле?

     Какие цветы можно нарисовать?

    (показ первоцветов)

    Что можно услышать весной?

    (капель, щебет птиц, гудение пчёлы, шелест листочков)

    Д/игра «Закончи предложение».

    / по серии картинок/

    Цель: упражнять в правильном построении предложения, изменении окончания слов, использовании предлогов

    Жук сел (на листок)

    Бабочка летает (над цветком)

    Одуванчик стоит (в вазе). Цветок растёт (под деревом)

    Трава растёт (на земле) т.п.


    «Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы».

    Разработчик Карсакова М.Г.

     Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Лексическая тема: «Моя семья, мой дом, моё село, моя страна, моя Земля».

    Стихотворение недели:

    Вот какой красивый дом,

    в этом доме мы живём.

    1, 2, 3, 4 –

    в новой мы живём квартире.

    Утреннее приветствие: 

    Здравствуй, солнце!
    Здравствуй, небо!
    Здравствуй, вся моя Земля!
    Мы проснулись очень рано,
    И приветствуем тебя!

    Пальчиковая игра:

     На опушке дом стоит

    (сложить ладони «домиком» над головой),

    На дверях замок висит

     (сомкнуть ладони в «замок»

    За дверями стол стоит

    (накрыть правой ладонью кулачок левой руки),

    Вокруг дома частокол

    (руки перед собой, пальцы растопырить)

    «Тук-тук-тук!» - дверь открой

    (постучать кулачком по ладони),

     «Заходите, я не злой!»

     (руки в стороны, ладони вверх)

     

    Планирование на каждый день недели. Первая неделя.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Рассматривание картинки «Семья».

    Кто на картинке?

    Где папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра?

    Какое у них настроение?

    Что они делают?

    Это семья.

    Без чего на белом свете
    Взрослым не прожить и детям?
    Кто поддержит вас, друзья?
    Ваша дружная...

    (семья).

    Вы тоже живёте в семье. Расскажите о своей семье.

    С кем ты живёшь?

    Как зовут маму, папу?

    Где работает мама, папа?

    На кого ты похож?

    На кого похожи твои брат, сестра?

    Чем они занимаются? учатся?

    Д/игра « Составь семью».

    Цель:

    -обогащение представлений о семье, о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком.

    / по серии картинок «Семья»/.

    Воспитатель:

    Загадки:

    Кто вас, дети, больше любит,
    Кто вас нежно так голyбит,
    И заботится о вас,
    Hе смыкая ночью глаз?
    (мама)

    Кто не в шутку, а всерьёз 
    Нас забить научит гвоздь? 
    Кто научит смелым быть? 
    С высока упав, не ныть, 
    И коленку расцарапав, 
    Не реветь? Конечно, …
    (папа)

    Ароматное варенье,
    Пироги на угощенье,
    Вкусные оладушки
    У любимой ...
    (бабушки)

    Он трудился не от скуки,
    У него в мозолях руки,
    А теперь он стар и сед
    Мой родной, любимый
    ... (дед)

    Я у мамы не один,
    У неё ещё есть сын,
    Рядом с ним я маловат,
    Для меня он — старший …

    (брат)

    Кто веселый карапузик —
    Шустро ползает на пузе?
    Удивительный мальчишка —
    Это младший мой...

    (братишка)

    Мама с папой говорят,
    Что теперь я — старший брат,
    Что за куколка в коляске
    Плачет? Видимо, от тряски?
    В ванной ползунков гора!
    Брату кто она?...

    (сестра)

    Кто любит и меня, и братца,
    Но больше любит наряжаться? —
    Очень модная девчонка —
    Моя старшая...

    (сестрёнка)

    Подвижная игра «Помирились» 

    Плохое настроение у нас в семье с утра,

    И потому в семье у нас не ладятся дела.

    (голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево) 

    У дедушки у нашего весь день болит спина,

    (наклониться вперёд, руки за спину) 

    У бабушки у старенькой кружится голова,

    (круговые движения головой) 

    Папуля гвоздь хотел забить,

    По пальцу вдруг попал

    (стучим кулачками друг о друга) 

    У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал

    (смотрим на раскрытые ладони) 

    Давайте будем их мирить,

    Семью свою нужно любить.

    Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

    (взяться за руки и улыбнуться друг другу) 

    Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

    (Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается). 

    Воспитатель:

    Кто живёт дома вместе с тобой? (с кем ты живёшь?)

    Какие добрые слова ты говоришь своим близким?

    Можно ли ссориться с близкими людьми?

    Если вы обидели маму, какие добрые слова ей скажите?

    Д/игра « Определи настроение» с использованием пиктограмм.

    Цель: формировать умение определять по выражению лица настроение, способствовать пониманию причины того или иного настроения.

    Воспитатель:
    - Расскажите, где ваша семья любит собираться вместе.
    — Что вы делаете, когда вы вместе?
    — О чём вы рассказываете друг другу?
    — Кто самый старший в вашей семье?
    — Кто самый младший?
    — Для мамы ты кто?
    — А для бабушки?
    — Для брата, сестры?
    — Кто чем занимается в вашей семье?
    — Кто о тебе заботится?
    — Как ты заботишься о других?

    Д/игра «Ваш выходной день»

    Цель: знакомить детей с последовательностью разных видов деятельности в течение дня.

    / подборка сюжетных картинок/

    Воспитатель:

    Где живут твои бабушка и дедушка?

    Как зовут твою бабушку, дедушку?

    Где работают бабушка и дедушка?

    Что они делают на работе?

    За что ты любишь бабушку и дедушку?

    Кто такие внуки?

    Чем ты любишь заниматься с бабушкой, дедушкой?

    Чем угощает вас бабушка?

    Д/игра «Угощаю»

    Цель: активизировать речь детей, развивать произвольное припоминание.

    Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга (в ладошке передать «вкусное слово» соседу)


    Вторая неделя.

    Стихотворение недели

     Вот готов наш новый дом.

     В этом доме мы живём.

    Мы по лестнице бежим и считаем этажи.

    Раз - этаж, два – этаж, три, четыре – мы в квартире.

    .

    Утреннее приветствие.

    «Давайте порадуемся»
    Давайте порадуемся солнцу и птицам,
    (дети поднимают руки вверх)
    А также порадуемся улыбчивым лицам
    (Улыбаются друг другу)
    И всем, кто живет на этой планете,
    (разводят руками)
    «Доброе утро!» скажем мы вместе
    (берутся за руки)
    «
    Доброе утро!» — маме и папе
    «Доброе утро!» — останется с нами

    Пальчиковая игра «Семья.»

     Раз, два, три, четыре  

    (хлопают в ладоши) 

    Кто живет в моей квартире?

    Раз, два, три, четыре, пять!    

    (хлопают в ладоши) 

    Всех могу пересчитать:

    Папа, мама, брат, сестренка,

    Кошка Мурка, два котенка,

    Мой щегол, сверчок и я.  

     (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев). 

    Вот и вся моя семья!

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Воспитатель.

     Для чего человеку нужен дом?

    Какой дом у тебя?

    Как вы помогаете маме и бабушке поддерживать порядок в доме?

    Кто убирает твои игрушки?

    Д/и «Помоги Кате навести порядок»

    (разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф)

    Цель: группировка предметов по назначению.

    ,

    Воспитатель.

    Где мы живём?

    Что есть в селе?

    Знаете ли вы, как называется улица ,на которой вы живёте?

    (рассматривание альбома  «Село моё Кизильское» с комментарием воспитателя и детей).

    Подвижная игра «Найди свой дом».

    Цель: упражнять в соотнесении цвета геометрической фигуры с цветом и формой «домика», развивать реакцию на слово.

    Сравнение двух картин: город и село.

    Чем отличаются?

    (здания, транспорт, количество людей, улицы и наличие домашних животных и птиц др.).

    Что общее?

    (И в городе и в селе живут люди -  дети и взрослые. Дети ходят в детский сад, потом в школу, а взрослые- на работу).

    Все люди живут дружно, помогают друг другу, т.к. мы – жители одной страны, мы живём в России .

    Д/игра «Что лишнее?»

    Цель: уточнить представления о характерных особенностях города и села, развивать речь.

    Сюрпризный момент: показ глобуса.

    Как вы думаете, что это?

    Это наша Земля, она какая? Хотите узнать, где мы с вами живём на Земле? (показ)

    Земля – это удивительный разноцветный шар. Голубой цвет – это вода: океаны, моря, реки, океаны.

    Коричневый – горы, жёлтый – степи (показ моделей экосистем).

    Д/игра с экосистемой «Кто живёт в степи?»

    Цель: развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.

    Игровое действие: дети имитируют действия животных, которых показывает воспитатель, называют их или повторяют за воспитателем.

    Показ глобуса. 

    Вспомните, что это?

    Где мы живём с вами?

    Как называется наша страна?

    Так видят нашу Землю космонавты, которые смотрят на нас из космоса (показ иллюстрации)

    Как называется село, в котором мы живём? Как называется главный город России? Россия – большая страна и по ней можно путешествовать на разном транспорте.

    Какой транспорт вы знаете?

    Д/и игра «Разрезные картинки»

    Цель: собирать целое из частей, активизировать в речи детей название транспорта, группировать легковой и грузовой транспорт.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексическим темам "Весна шагает по планете» и "Встречаем птиц".

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    «Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексической теме: «Праздник весны и труда».

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    «Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы» по лексической теме "День Победы"

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей группы в утренние часы по лексической теме: "Мир природы". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    «Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы» по лексической теме: "Здравствуй, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "Этикет". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "До свидания, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...