Главные вкладки

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "Этикет". Разработчик Карсакова М.Г.
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Карсакова Маргарита Гасимовна

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы».

    Разработчик Карсакова М.Г.

     Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Лексическая тема: «Этикет».

    Стихотворение недели:

    Что ж такое этикет?

    Кто-то знает, кто-то – нет.

    Это ПРАВИЛА такие

    ПОВЕДЕНИЯ, когда

    Мы привычки все плохие

    Забываем навсегда.

    Ты усвоил ЭТИКЕТ,

    И дурных привычек нет!

    Утреннее приветствие: 

    Здравствуйте, здравствуйте,

    Здравствуйте, здравствуйте,

    Вот и собрался наш круг.

    Здравствуйте, здравствуйте,

    Здравствуйте, здравствуйте,

    Руку дал другу друг.

    Лера дала руку Диме,

    А Дима дал руку Тимофею…

    (про каждого ребенка по кругу)

    Вот и собрался наш круг.

    (покачать руками вместе)

    Пальчиковая игра: «Шалун».

    Наша Маша варила кашу.

    Кушу варила, малышей кормила:

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала.

    Он много шалил –

    Свою тарелку разбил.

     

    Планирование на каждый день недели. Первая неделя.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Воспитатель демонстрирует сюжетную картину и комментирует её стишком:

    Шар надутый две подружки

    Отнимали друг у дружки

    - Весь перецарапали.

    Лопнул шар, а две подружки

    Посмотрели – нет игрушки,

    Сели и заплакали.

    - Почему это произошло и как надо было поступить?

    Массаж

    «Добрые друзья»

    Поможет нам быть здоровыми, бодрыми, поднять настроение себе и товарищу.

    (звучит тихая музыка для релаксации:

    У друга мягкая и теплая ладошка.

    Погладим друга по руке немножко.

    Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

    Ни ссориться, ни драться нам не надо!)

    Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Если вы будете добрыми, вас будут любить и уважать, и у вас будет много друзей. Мне очень приятно, что вы умеете дружить.

    Молодцы, открывайте глазки.

    - Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь?

    Д/игра «Красный, зеленый».

    Цель: учить правильно оценивать предложенную ситуацию и давать ей этическую оценку.

    Воспитатель раздаёт каждому ребёнку красные и зелёные «сигнальчики», и называет возможные ситуации:

    1. Никогда не делись игрушкой с другом.
    2. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
    3. Не старайся всегда быть первым.
    4. Злись, когда не получается.
    5. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
    6. Никогда не уступай, спорь по пустякам и ругайся.
    7. Хвались, если что-то можешь делать лучше других.
    8. Умей принять помощь, совет и замечание друга.
    9. Если друг попал в беду, не помогай ему.
    10. Решай споры словами, а не кулаками.

    /Зеленый сигнальчик – правильно, красный – неправильно/.

    Д/и «Загадки – добавлялки».

    Цель: предложить детям закончить фразы вежливыми словами.

    Говорить друзьям не лень, Улыбаясь... (добрый день).

    Друг другу на прощание

    Мы скажем… (до свидания).

    Друг друга не стоит винить,

    Лучше скорее… (извинить).

    До чего ж оно красиво

    Слово доброе… (спасибо).

    Когда виноваты, сказать спешите:

    - Прошу вас, пожалуйста – (извините).

    В чужой разговор никогда не встревай,

    И взрослых ты лучше… (не перебивай).

    Растает даже ледяная глыба

    От слова теплого… (спасибо).

    Зазеленеет старый пень,

    Когда услышит… (добрый день).

    Мальчик вежливый и развитый

    Говорит, встречаясь… (здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости,

    Говорим… (простите, пожалуйста).

    Девочка Лиза возле дорожки

    Стол накрывает собаке и кошке

    Плошки, расставив, скажет им Лиза

    «Ешьте! Приятного вам…» (аппетита)

    Д/и «Эхо».

    Цель: обогащать словарь детей вежливыми словами.

    Указание: воспитатель произносит слова, а дети за ним повторяют, например, воспитатель здоровается, дети повторяют, воспитатель извиняется – дети повторяют.

    Воспитатель предлагает создать «Цветок вежливых слов», который будет всех радовать и напоминать про вежливые слова.

    /дети по очереди называют вежливое слово и прикрепляют свой лепесток к центру цветка/.

    Д/игра «Что с чем дружит?»

    Дети распределяют предметы личной гигиены в соответствии с их предназначением: нос – носовой платок, туфли – щетка и вакса, - ногти – ножницы, волосы – расческа, зубы – зубная щетка, лицо и руки – мыло и полотенце.

    Воспитатель демонстрирует картинки неопрятных детей.

    - Посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неопрятно одет.

    - А вы согласитесь пойти куда-нибудь с неряхой?

    - Что нам делать?

    Д/игра «Перемешанные картинки».

    Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

    Условия: серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик,  - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках – щетку и пр. Когда дети подбирают соответствующую картину, то должны объяснить свой выбор. Например: «Вот мыло и щетка для умывания». Или: «Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась».

    - А вы соблюдаете правила личной гигиены?

    - Сколько раз в день надо умываться?

    - Сколько раз в день и когда надо чистить зубы?

    - Как часто надо расчесываться?

    - Когда следует подстригать ногти?

    Текст с движениями

    /по содержанию/.

    Кран, открой! Нос, умойся!

    Мойтесь сразу, оба глаза!

    Мойтесь, уши, мойся шейся шейка!

    Шейка, мойся хорошенько!

    Мойся, мойся, обливайся!

    Грязь, смывайся! Грязь, сдавайся!

    Воспитатель:

    - Вы любите ходить в гости?

    А принимать гостей?

    Демонстрирует новый дом кошки из потешки «Тили бом..»

    Д/игра «Кто пойдет на новоселье?»

    - Если вы ответите на мои вопросы, то пойдете на новоселье к Мурке. Кому я мяч брошу, тот и отвечает на мой вопрос, остальные внимательно слушают и помогают только в случае необходимости.

    • Можно ли приходить в гости без приглашения и предупреждения?

    • Что надо сделать, когда пришел к кому-то в дом? (поздороваться, переобуться, проходить в комнату, только, если пригласили)

    • Можно ли без разрешения хозяина брать его вещи?

    • Нужно ли без разрешения хозяина проверять, что лежит у него в шкафу?

    • Что надо делать, вручая подарок?

    • Можно ли садиться за стол без приглашения?

    • Нужно ли вертеться за столом? Почему?

    • Как надо сидеть на стуле?

    • Можно ли есть из общей тарелки?

    • Если еда от тебя далеко, можно тянуться через весь стол?

    • Если нет, то, что надо сделать?

    • Можно стучать ложной, или вилкой по тарелке?

    • Нужно ли копаться в хлебнице, выбирая кусочек хлеба получше?

    • Нужно ли во время еды класть локти на стол? Почему?

    • Почему нельзя разговаривать во время еды?

    • Почему ложку и вилку нужно держать правильно?

    • Можно ли вытирать скатертью рот? А чем?

    • Можно ли держать вилку вверх зубцами? Почему?

    • Что надо сделать, если уже поел?

    • Что надо сделать, когда уходишь?

    - Вы ответили на все вопросы и теперь можете идти на новоселье. Только на новоселье идут с подарками. Пойдем выбирать Мурке подарки.

    /Дети подходят к столу, на котором разложены карточки с изображением различных предметов и выбирают только то, что обрадовало бы кошку: миску для молока, перинку для отдыха, рубку, сосиску и т.д. Каждый ребенок аргументирует свой выбор./

    Воспитатель:

    - Быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил.

    Воспитатель демонстрирует куклу Степашку и от его имени читает стишок:

    Завести велели мне новые привычки:

    Никогда девчонок не дергать за косички!

    Никогда с братишкой не драться за обедом!

    На сончасе больше не говорить с соседом!

    Я согласен даже не рисовать на книжке,

    И согласен даже не прыгать на подушке!

    - Как вы думаете новые привычки хорошие или плохие? Почему?

    - А может быть лучше грубить взрослым, стрелять из рогатки, обижать других? Почему?

    - А как вы себя ведете?

    Д/игра «Да-нет»

    Цель: закрепить представления о культуре поведения, развивать произвольное внимание и умение внимательно слушать, понимать несоответствия.

    Маме за кулек конфет мы спасибо скажем…

    Мы пойдем сейчас в буфет, растолкаем всех там…

    Ах. Какая ерунда

    Мять цветы на клумбе…

    Мимо урны без труда

    Бросим фантик мы…

    Забываем иногда «Здравствуйте» - сказать мы…

    Будем старшим мы в ответ говорить неправду…

    С нами рядом едет дед

    Мы уступим место?..

    Грязный наш велосипед

    Будем мыть?... Конечно!

    Если к папе или к маме

    Тетя взрослая пришла,

    И ведет какой-то важный

    И серьезный разговор,

    Нужно сзади незаметно

    К ней подкрасться, а потом

    Громко крикнуть, прямо в ухо:

    «Стой, сдавайся! Руки вверх!»…

    Если друг твой самый лучший

    Поскользнулся и упал,

    Покажи на друга пальцем

    И хватайся за живот.

    Пусть он видит, лёжа в луже,

     - Ты ничуть не огорчен.

    Настоящий друг не любит

    Огорчать своих друзей…

    Если руки за обедом

    Вы испачкали салатом,

    И стесняетесь о скатерть

    Пальцы вытереть свои,

    Опустите незаметно

    Их под стол

    И там спокойно

    Вытирайте ваши руки

    О соседские штаны…

    Вторая неделя.

    Стихотворение недели

    Что такое этикет –

    Знать должны мы с детских лет.

    Это – нормы поведения:

    Как ходить на День рождения?

    Как знакомиться?

    Как есть?

    Как звонить?

    Как встать?

    Как сесть?

    Как здороваться со взрослым?

    Много разных есть вопросов.

    И на них дает ответ

    Этот самый этикет.

    Утреннее  приветствие:

    - Кто, кто вместе с солнышком встает?

    Кто, кто ив этом садике живет?

    Это детки все проснулись

    И друг другу улыбнулись.

    К солнышку все потянулись:

    «Солнышко вставай.

    Доброго утра нам пожелай!»

    (Действия по тексту).

    Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».

    Утром встали пальчики – маленькие мальчики,

    Друг другу обрадовались, здороваться начали.

    Здравствуй, пальчик, здравствуй, пальчик…

    (поочередное соприкосновение большого пальца руки ребенка с кончиками остальных пальцев той же руки)

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Воспитатель.

     -А кто такой гость?

    - Вы любите, когда к вам приходят в гости?

    - Как вы их встречаете?

    - Чем занимаете гостей?

    - Есть такое красивое слово «гостеприимство»

    Оно означает, что гостям рады, их всегда примут.

    Демонстрируется иллюстрация к стихотворению
    О. Григорьева «Гостеприимство».

    - Сейчас я прочту стихотворение, а вы подумайте, можно ли хозяина дома, к которому пришли гости, назвать гостеприимным?

    Встаньте с этого дивана,

    А не то там будет яма.

    Не ходите по ковру –

    Вы протрете в нем дыру.

    И не трогайте кровать –

    Простынь можете помять.

    И не надо шкаф мой трогать –

    У нас слишком острый ноготь.

    И не надо книги брать –

    Их вы можете порвать.

    И не стойте на пути…

    Ах, не лучше ль вам уйти?

    - Хотели б вы пойти в гости в этот дом? Почему?

    Текст с движениями «Игрушки».

    Вот большая пирамидка

    (потянуться вверх)

    И веселый мячик звонкий,

     (прыжки на месте)

    Мягкий мишка косолапый –

    (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

    Все живут в большой коробке,

    (показать большой квадрат)

    Но когда ложусь я спать (руки по щеку, закрыть глаза)

    Начинают все играть

    (изобразить любое движение)

    Демонстрируется иллюстрация к стихотворению Э.Успенского «Разгром».

    /воспитатель читает текс/

    Мама приходит с работы,

    Мама снимает боты,

    Мама проходит в дом.

    Мама глядит кругом.

    - Был на квартиру налет?

    - Нет.

    - К нам приходит бегемот?

    - Нет.

    - Может быть, дом не наш?

    - Наш.

    - Может, не наш этаж?

    - Наш.

    Просто приходил Сережка,

    Поиграли мы немножко.

    -Значит, это не обвал?

    - Нет.

    - Значит, слон не танцевал?

    - Нет.

    - очень рада. Оказалось,

    Я напрасно волновалась!

    Воспитатель:

    - Какое правило поведения забыли мальчики?

    - Кто после вашей игры убирает игрушки на место?

    - Куда вы убираете игрушки?

    - Чтобы игрушки не ломались, как с ними надо играть?

    Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

    Мы с игрушками играем,

    Мы игрушки называем:

    Барабан, юла, гармошка,

    Робот, куколка, матрешка.

    Мы игрушками играли,

    А потом их убирали:

    Барабан, юлу, гармошку,

    Робота, куколку, матрешку.

    Воспитатель:

    - Вы часто с родителями ходите в магазины?

    - Что вы в них покупаете?

    - Какие бывают магазины?

    /демонстрация картинок разных по назначению магазинов/

    /Магазины бывают разные: продуктовые, промтоварные, хозяйственные, овощные/.

    - Кто работает в магазине?

    - Зачем люди строят магазины?

    - Как называется магазин, куда вы с родителями ходите чаще всего?

    - А в какие магазины вы больше всего любите ходить?

    Давайте вспомним правила поведения в общественном месте:

    - Можно ли в магазине громко разговаривать? Почему?

    - Трогать руками весь товар подряд? Почему?

    - Как вежливо обратиться к продавцу, чтобы тебе разрешили рассмотреть понравившийся товар?

    - Что нужно сказать продавцу за обслуживание?

    Д/игра «В магазине».

    Цель: формировать речевую культуру и правила поведения в общественном месте.

    /Дети по очереди изображают покупателя или продавца, используя в диалоге форму вежливой просьбы и вежливого ответа на просьбу при «покупке» понравившегося товара./

    Текст с движениями.

    Раз, два, три, четыре –

    С мамой мы утюг купили.

    Будем гладить, а потом

    Все на полки уберем.

    Ну, а с папой мы вдвоем

    Пылесосом пол протрем.

    С делами управимся –

    К телевизору усядемся. (дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями)

    Воспитатель:

    - Ребята, хотите покататься на автобусе?

    - А вы знаете, как правильно себя вести в общественном транспорте? Молодцы!

    - Тогда поехали.

    Текст с движениями.

    Мы в автобус дружно сели

    (дети садятся)

    И в окошко посмотрели.

    (смотрят по сторонам)

    Наш шофер педаль нажал,

    («нажимают» на педаль)

    И автобус побежал.

    (имитируют езду автобуса)

    - Транспорт наш всегда на службе,

    Он со всеми нами в дружбе,

    Он общественный зовется.

    Это значит, вам придется

    Пассажиров уважать,

    Никого не обижать,

    Не ругаться никогда,

    Помнить о других всегда!

    Д/игра «найди ошибки».

     Цель: развивать слуховое внимание, формировать культуру поведения в общественном транспорте.

    - Едет как-то медвежонок

    Меду он везет бочонок,

    А еще мешок конфет

    Удержаться силы нет!

    Стал конфеты поедать, в окна фантики бросать…

    -Битком набит автобус был.

    Медведь пробраться в глубь решил,

    Всех пассажиров растолкал

    И гордо в середине встал…

    -Свинья с Поросенком в автобус зашла,

    И место свободное там заняла,

    Она с поросенка туда посадила,

    Но он закапризничал, что было силы:

    К окошку меня посадите!

    Ну улицу мне посмотреть разрешите!

    Машины на улице видеть хочу!

    Пустите к окошку, а то закричу!

    Он маму Свинью даже слушать не стал,

    В автобусе в миг разразился скандал!

    Вокруг разразились протяжно и громко

    Противные крики того поросенка…

    -Две сороки трещать стали –

    Все проблемы обсуждали.

    Шум вокруг сорок стоит,

    Пассажиров это злит.

    Все сбежать готовы скоро

    От подобных разговоров.

    Но куда же здесь сбежишь? – Едешь, терпишь и молчишь!..

    - Лиса стоит в проходе,

    Всем, кто рядом с ней проходит,

    Ухитряется мешать

    И на лапы наступать.

    А пока она стояла.

    Пассажиров обижала,

    Волк, замешкавшись немного,

    Наступил и ей на ногу.

    И лиса от боли взвыла

    На полметра отскочила!!!

    И внимательнее стала

    Больше ноги не топтала…

    -Чтобы дети всем дружить

    Нужно… (вежливыми быть).

    Алгоритм «правила поведения в лесу», набор запрещающих знаков, тематические картинки.

    Воспитатель обращает внимание детей на картину «В лесу».

    - Ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном лесном царстве. Посмотрите вокруг, здесь много деревьев.

    - Какие деревья могут расти в лесу?

    Как вы думаете, зачем нужны деревья?

    /очищают воздух, под ними есть норы животных, они там живут, на деревьях гнезда птиц/.

    - Скажите, а какое правило мы знаем про деревья, когда посещаем лес?

    - Давайте здесь поставим нужный знак.

    Дети на доске прикрепляют знак «запрещено ломать деревья».

    - Посмотрите, какая чудная полянка! А здесь, кажется, кто-то уже отдыхал? Кто же это?

    На нашей на полянке

    Тут и там пустые банки

    И, как будто нам назло,

    Даже битое стекло.

    -Ребята, что мы сейчас с вами должны сделать?

    А какие правила мы вспомним для этой полянки?

    /Запрещено зажигать костры. Оставлять мусор после пикника. Дети размешают знаки на доске/.

    Текст с движениями

    Руки подняли и покачали –

    это деревья в лесу.

    Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

    Как они сядут – покажем – крылья сложили назад!

    Д/игра «Найди свой домик».

    Цель: закрепить представления детей о  животном мире.

    - А какое правило мы знаем о защите животных и птиц?

    /нельзя уносить животных и птиц из леса, нельзя разгонять гнезда и норы. Дети размещают знаки на доске/.

    - Он – трудяга, не бездельник,

    Строит целый муравейник.

    Догадайся же скорей:

    «Кто строитель?» - («Муравей»)

    -Можно ли разорять муравейники? Почему?

    /Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьев и их муравейники надо оберегать, не разорять. Дети размещают знак на доске/.

    Текст с движениями.

    Муравей нашел былинку,

    Много было с ней хлопот,

    Как бревно, взвалив на спинке

    Он домой ее несет.

    Он сгибается под ношей,

    Он ползет уже с трудом

    Но зато такой хороший

    Муравьи возводят дом!

    (Дети выполняют движения в соответствии со словами).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы» по лексической теме: "Здравствуй, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Транспорт"

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме:"Безопасность".

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "До свидания, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Здравствуй, детский сад!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Животный мир".

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Кем быть?"

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...