Главные вкладки

    «Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы» по лексической теме: "Здравствуй, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Карсакова Маргарита Гасимовна

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы».

    Разработчик Карсакова М.Г.

     Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Лексическая тема: «Здравствуй, лето!».

    Стихотворение недели:

    Отчего так много света?

    Отчего вдруг так тепло?

    Оттого, что это лето

    На всё лето к нам пришло.

    Утреннее приветствие: 

    Вместе с солнышком встаём,

    Вместе с птицами поём:

     «С добрым утром, с летним днем!» -

    Вот как славно мы живём!

    Пальчиковая игра: «Я рисую лето» 

    Я рисую лето:                                    

     (рисуют пальчиком, имитируя движение кисточки)

    Красной краской  солнце,                          

     (рисуют в воздухе «солнце»)

    На газонах розы,                               

    На лугах покосы, 

    (сжимают и разжимают пальцы)

    Синей краской – небо                       

    (рисуют в воздухе «облака»)

    И ручей певучей.                               

    (рисуют пальцем зигзаг -  «ручей»).

     

    Планирование на каждый день недели. Первая неделя.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Воспитатель:

    демонстрирует на магнитной доске коллаж «Времена года».

    Д/игра « Найди картинку про лето».

    Цель: формировать представления о лете как времени года.

    -Вы любите лето? Почему? 

    Текст с движениями «Вот за что люблю я лето?». 

    Один -лето солнышком согрето.

    (Лицо поднять вверх, глаза закрыть, улыбнуться).
    Два – в лесу растет трава.

    (ладони перед собой, пальцы широко расставлены)
    Три – ромашки, посмотри!

    (пальцы  широко расставлены, большие и мизинцы соединены между собой).
    А четыре - это лес,
    Полный сказок и чудес.

    (Руки, высоко поднятые вверх, пальцы широко расставлены, покачать  из стороны в сторону)
    Пять – купались мы опять.

    (руками имитировать плавание).
    Шесть – пора грибов поесть.
    Семь – малины я поем.

    (имитировать приём пищи).
    Восемь – сено мы покосим.

    ( имитировать движения косы при косьбе)
    Девять – бабушка идет,

    (идем на месте)
    Землянику нам несет.

    (Руки перед собой, сомкнуть кольцом)
    Десять – все вокруг в листву одето.

     (руки поднять вверх, пошевелить пальцами)
    Вот за что люблю я лето!

    ( большие пальцы обеих рук поднять вверх)

    Воспитатель:

    Загадки:

    Я соткано из зноя,
    Несу тепло с собою,
    Я реки согреваю,
    «Купайтесь!» — приглашаю. 
    И любите за это
    Вы все меня. Я — …

    (Лето)

     

    Солнце печёт, 
    липа цветёт. 
    Рожь поспевает, 
    когда это бывает?

    (Летом)

     

    Зеленеют луга,
    В небе - радуга-дуга.
    Солнцем озеро согрето:
    Всех зовёт купаться ...

    (Лето)

     

    Долгожданная пора!
    Детвора кричит: Ура!
    Что ж за радость это?
    Наступило ...

    (Лето)

     

    Отгадайте время года:
    Жаркая стоит погода,
    Рано солнышко встает,
    Днем и греет, и печет,
    Речка манит нас прохладой,
    В лес за ягодами надо,
    Землянику поспевай,
    Не ленись, да собирай.
    В поле рожь шумит, как море,
    Соловьи поют на зорях,
    травы сочные стоят,
    Косари в луга спешат.

    (Лето)

     

    Мне тепла для вас не жалко,
    С юга я пришло с жарой.
    Принесло цветы, рыбалку,
    Комаров звенящий рой,
    Землянику в кузовке
    И купание в реке.

    (Лето)

    -Летом происходят изменения и в нашей одежде.

    Д/игра « Поможем кукле Кате купить в магазине одежду для лета».
    Цель:
    продолжить  формировать представления детей о взаимосвязи природных изменений и условий в жизни человека.

     

    Воспитатель:

    Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в лето! А поедим на паровозике из Ромашкова.

     Ну, что ж, а сейчас занимаем места и в путь.

    (встать друг за другом, руки положить на плечи соседа /под песенку Паровозика/ дети едут). 
    Станция «Лес». 

    (Звучит музыка леса.) 
    - В народе говорят:

    «В лесу жить – голодному не быть» 
    - Как вы думаете, почему так говорят? Что растет в лесу?

    (грибы и ягоды) 
    - Какие лесные ягоды вы знаете?

    (земляника, клубника, черника, ежевика) 
    П/игру «У медведя во бору»?

    (Подвижная игра под музыку) 
    - Хорошо в лесу! Давайте соберем грибы и ягоды на память о нашем путешествии.

     (командный конкурс: девочки собирают грибы, мальчики ягоды).

    -Что можно сделать с лесным урожаем?

    Воспитатель: 

    Сегодня мы с вами снова отправимся путешествовать в лето!

    Садимся в паровозик и отправляемся дальше в путь (Под песенку Паровозика дети едут) 
    - Станция «Луг».

    (музыка луга) 
    - Как думаете, кого и что мы встретим на лугу? 
    - А как жужжит пчела? Давайте все вместе пожужжим…. 
    - Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать, так мы назовем многих насекомых, которые живут на лугу

    (на каждую отгадку показывается картинка) 

    Черен, да не ворон. 
    Рогат, да не бык. 
    Шесть ног без копыт, 
    Летит – жужжит, 
    А сядет – молчит.
    (жук) 

    Не птица, а с крыльями, 
    Над цветком летает, 
    Медок собирает.
    (пчела) 

    От цветка к цветку порхает, 
    Утомится – отдыхает, 
    Не птица, а с крыльями, 
    Не пчела, а нектар собирает.
    (бабочка) 

    На ромашку у ворот 
    Опустился вертолет 
    Серебристые глаза, 
    Кто же это …
    (стрекоза) 

    С ветки на тропинку, 
    С травки на былинку,

    Прыгает пружинка, 
    Зеленая спинка
    (кузнечик) 

    - Молодцы! Справились!

     А теперь отдохнем и поиграем в игру.
    Текст с движениями «Кузнечики».
    Поднимайте плечики, 
    Прыгайте кузнечики
    (движение по тексту) 
    Прыг-скок, прыг-скок. 
    Сели, травушку покушаем, 
    Тишину послушаем. 
    Тише, тише, высоко! 
    Прыгай на носках легко. 

    - Как хорошо! А еще на лугу растут цветы. Давайте назовем их

     (на загадку - картинка) 

    Ярко-синий сарафанчик. 
    И зелёный стебелёк. 
    Распустился в поле чистом 
    Нам на радость
    (Василек) 

    То фиолетовый, то голубой, 
    Он на опушке встречался с тобой. 
    Названье ему очень звонкое дали, 
    Но только звенеть он сумеет едва ли.
    (Колокольчики) 

    В поле сестрички стоят, 
    Жёлтые глазки на солнце глядят, 
    У каждой сестрички - 
    Белые реснички.
    (Ромашка) 
    - Ребята, мы на лугу, что можно делать на лугу, как вы думаете?

    (Собирать цветы, ловить бабочек, играть).

    Воспитатель:

    - Какие природные явления мы можем увидеть и услышать летом?

     (гром, молния, радуга). 

    -Ой, кажется  дождь начинается.

    (музыка дождя)

    П/игра « Солнышко и дождик» 

    - Ну вот, дождь закончился, садимся в паровозик и отправляемся на речку.

     Станция «Река». Рассматривание картинок.

    Что делают дети?

    /По каждой картинке составим полное предложение? Каждому ребенку придумайте имя и расскажите, чем они занимаются/.
    /на реке дети отдыхают, купаются, загорают и развлекаются, вот и мы сейчас с вами поиграем в игру . 

    Текст с движениями «На речке"

    (движения по тексту).

    К речке быстро мы спустились,

    Наклонились и умылись.

    Один, два, три, четыре.

    Вот как славно освежились!

    А теперь поплыли дружно,

    Делать так руками нужно:

    Вместе – раз, это – брасс;

    Одной, другой – это кроль.

    Все как один, плывем как дельфин.

    Вышли на берег крутой

    И отправились домой!

    Вторая неделя.

    Стихотворение недели

    Почему для всех ребят
    Лета не хватает?
    — Лето, словно шоколад,
    Очень быстро тает!

    Утреннее  приветствие:

    Давайте, друзья поздороваемся!

    (идут по кругу, держась за руки).

    И скажем друг другу: «Привет»!

    (здороваются за руки).

    Пусть яркое светит нам солнышко,

    (идут по кругу, держась за руки)

    А мы ему: «Хей, хей!» - в ответ.

    (машут руками, поднятыми вверх).

    Пальчиковая игра «РАДУГА» 

    Гляньте: радуга над нами, 
    Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
    Над деревьями, 
    Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
    Домами,
    Руки сложены над головой крышей.
    И над морем, над волной,
    Нарисовать волну рукой.
    И немножко надо мной.
    Дотронуться до головы.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Воспитатель.

     

    Я соткано из зноя, 

    Несу тепло с собою. 

    Я реки согреваю, 

    «Купайтесь» - приглашаю. 

    И любите за это 

    Вы все меня. Я … 

    (Лето).

      Ребята, а вы любите лето? 

    - За что вы любите лето? 

    - Почему вам нравится лето?
     

    Д/игра «Чего (кого) летом много?».

    Цель: обобщать представления детей о признаках лета. Выставляются картинки)

     - Чего (кого) много летом? 

    /Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, дождей и т.п/.

    Д/игра «Какой, какая. какое?» 

    Цель:, образовать словосочетания с прилагательным «летний» ,согласовав его с существительным в роде, числе. 

    Наступило лето, и стали:

    - День какой? 

    - Дождь какой? 

    - Солнце какое? 

    - Утро какое? 

    - Вечер какой? 

    - Закат какой? 

    - Небо какое? 

    - Дни какие? 
    - Вечера какие? И т.д.

    Дыхательная гимнастика   «Бабочка лети!».

    Цель: добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.  
    -Посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать.
    (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» /Воспитатель предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек/.  

    Воспитатель.

    Здравствуй, лето!

    Здравствуй, лето!

    Как мы любим время это!

    По тропинке мы пройдем

    И кого—нибудь найдем!

    - Кого можно найти в траве?( насекомых).

    - В лесу? ( птиц, зверей).

    -В реке? (рыб).

    - На поляне? (цветы).

    -Летнее солнышко

    Ласково смеется!

    Вам оно для счастья,

    Для радости дается!

    Любите вы лето? Почему? (Ответы детей).

    -Сегодня мы побываем с вами в саду и на огороде.

    Д/игра « Что где растет».

    Цель: закреплять знания детей о понятиях «овощи» и «фрукты». 

    Д/игра « Приготовь сок».

    Цель: активизировать использование в речи детей имен прилагательных.

    /Модель сада и огорода: серия картинок – овощи и фрукты ( из моркови – морковный и т.д)/.

    Текст с движениями.

     Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)

    (изображать движения топора, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) Мы капусту режем, режем! (2 раза)

    (ребром ладошки водим вперед и назад)

    Мы капусту солим, солим! (2 раза)

    (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

     Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)

    (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

    Мы морковку трем, трем! (2 раза)

    (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).

    Воспитатель:

    Улыбалось солнце в небе:
    Ах, какой денёчек!
    Подарю-ка я лужайке
    Солнечный цветочек.

    Текст с движениями «Наши алые цветы»

    Наши алые цветы распускают лепестки.

    (Плавно поднимаем руки вверх)

    Ветерок чуть дышит, лепестки  колышет.

    (Качаем руками влево – вправо)

    Наши алые цветы закрывают лепестки,

    (Присели, спрятались)

    Головой качают, тихо засыпают.

    (Движения головой влево – вправо).

    Д/игра «Наведем порядок»

    Цель: классификация растений.

    /На коллаже размещены  в хаотичном порядке деревья, кусты, цветы, трава. Необходимо сгруппировать растения по принадлежности/

    Хороводная игра «.Аленький цветочек». 

    Аленький цветочек,

    словно огонечек.        

    дети идут хороводным шагом

    Раз, Два, три –

    повернись, Кирилл, ты

    названный ребенок поворачивается спиной в круг.

    Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.

    Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

    Аленький цветочек, словно огонечек

    Раз, два, три, четыре, пять - повернулись все опять!

    все дети поворачиваются лицом в круг.

    Воспитатель: 

    -Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять

    - Каких животных мы можем встретить в лесу? 

    - Как называются эти животные? 

    - Кто заботится о диких животных? 

    /
    животные в лесу – дикие, они сами добывают себе пищу, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах/.

    Д/игра  «Закончи предложения названиями детенышей» .

    Цель: формировать грамматический строй речи.

    У волчицы появились…
    волчата; 

    - У медведицы родилось два…

     медвежонка; 

    - У белки появился один …? -
    бельчонок; 

    - У зайчихи родилось трое …?
    - зайчат; 

    - У лисы появилось двое …? -
    лисят; 

    - У ежика родились …? -
    ежата. 

    Д/игра «Помогите зверушкам найти свои домики». 

    /На столе картинки с изображениями лесных жителей/. 

    - Большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь. 

    - Помогите лесным жителям найти свои домики. 

    /На магнитной доске картинки с изображением домиков/ 

    Воспитатель:

    Сегодня мы вместе сочиним рассказ о нашей летней прогулке.

    /Чтение рассказа с опорой на предметные картинки/. 
    «Летом»». 
    Наступило… (лето). Очень ярко светит … (солнышко). На лугу, на  лесной полянке растет зеленая … (травка) и разные… (цветы). В лесу появилось много … (грибов и ягод). На деревьях много зеленых … (листьев). В весело щебечут … (птицы). Хорошо летом купаться на … (речке).
    Дети называют слово соответственно смыслу прочитанного предложения.

    -Ребята, посмотрите на себя: какая одежда на вас надета?»

    /Легкая: футболки, шорты, носочки, на голове панамки и бейсболки/.

    - Как вы думаете, почему мы сейчас так легко одеты? С чем это связано?

    /Это связано с изменениями в погоде, с тем, что сейчас солнышко греет сильно, становится жарко/

     Как меняется жизнь птиц летом? Кто назовет?»

    /Летом у птиц появляются птенцы/.

    -Какие изменения происходят летом с растениями?»

    /Летом растения цветут яркими цветами, растут/.

    -А что созревает летом в саду? В лесу?

    / летом созревают разные, фрукты, ягоды, грибы, орехи./.

    -Хорошо, что снова лето,

    Снова солнце высоко!

    Текст с движениями «Видишь, бабочка летает».
    Видишь, бабочка летает,
    (Машем руками-крылышками.)
    На лугу цветы считает.
    (Считаем пальчиком.)
    — Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
    Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
    За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.

     (Хлопки в ладоши.)
    Даже мудрая пчела

     (Машем руками-крылышками.)
    Сосчитать бы не смогла!
    (Считаем пальчиком.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Транспорт"

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме:"Безопасность".

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "Этикет". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "До свидания, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Здравствуй, детский сад!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Животный мир".

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Кем быть?"

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...