Главные вкладки

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Кем быть?"
    план-конспект занятия (средняя группа) на тему

    Карсакова Маргарита Гасимовна

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы».

    Разработчик Карсакова М.Г.

     Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Лексическая тема: «Кем быть?».

    Стихотворение недели:         

    Все профессии прекрасны.
    Все профессии важны.
    Знаем мы, что наши руки
    Будут Родине нужны

    Утреннее приветствие: 

    Слева друг и справа друг.

    Очень дружный общий круг.

    Крепче за руки держитесь,

    И друг другу улыбнитесь.

    Пальчиковая игра:  «Точильщики».

    Точим нож! Будет очень он хорош

    (проводят ладонью то одной, то другой руки с переворотом ладони),

    Будет резать он припасы:

    (загибают  поочередно пальцы)

    Масло, сало, хлеб, колбасы,

    Помидоры, огурцы.

    Угощайтесь, молодцы!

    (4 хлопка)

    Планирование на каждый день недели. Первая неделя.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Воспитатель: 

    -ребята, утром родители привели вас в детский сад, а сами отправились куда?

    На работу.

    -А вы знаете, где работают ваши родители?

    - Как называются их профессии?

    Я работаю в детском саду, а профессия моя — воспитатель.

    -А какие ещё профессии вы знаете?

    (Дети называют.)

    Д/игра «Загадай-ка»

    Отгадайте загадки, а отгадки с картинками лежат у меня на столе:

    -Умело, кто ведет машину –

    Ведь за рулем не первый год?

    Слегка шуршат тугие шины,

    Кто нас по городу везет?

    (Шофер.)

    -Мастер он весьма хороший,

    Сделал шкаф нам для прихожей.

    Он не плотник, не маляр.

    Мебель делает.

    (Столяр.)

    -У меня есть близкий друг, 

    Красит краской всё вокруг. 

    На окне рисует дождик. 

    Значит, вырастет …

    (Художник.)

    -На посту своем стоит,

    За порядком он следит.

    Строгий смелый офицер.

    Кто он?                              

    (Полицейский)

    -Кто же мастер щей, борщей.

    И рагу из овощей?

    Вкусный сварит нам бульон,

    Торт испечь сумеет он.

    И нажарит нам котлетки.

    Кто же он?

    (Повар.)

    Текст с движениями «Летчик».

    Быть шофером хорошо (бегают по кругу, «рулят»),

    А летчиком лучше

    (бегают по кругу, руки в стороны).

    Я бы в летчики пошел,

    Пусть меня научат.

    Наливаю в бак бензин (останавливаются, «наливают»),

    Завожу пропеллер :

    (круговые движения правой рукой),

    «В небеса мотор вези (бегают по кругу, руки в стороны),

    Чтобы птицы пели».

    Д/игра «Кому нужны эти предметы?»

    На столе лежат различные предметы

    (ножницы, половник, указка, шприц, молоток, иголка и ниткой).

    Дети по очереди подходят к столу, выбирают один любой предмет и называют, человеку какой профессии он понадобиться.

    Воспитатель: 

    -Когда вы подрастете, вам нужно будет выбрать профессию для себя. Конечно, выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, вы выбираете дело на всю жизнь. Но я уверенна, вы сделаете правильный выбор.

    -Кем бы ты хотел стать, когда вырастишь? Почему?

    Ответы детей.

    Д/игра «Кто эти люди»?

    -Кто в дни болезней

    Всех полезней,
    И лечит нас от всех болезней?../
    врач/
     -Наведёт стеклянный глаз, 
    Щёлкнет раз - и помним вас/
    фотограф/. 

    -Кто учит детишек читать и писать, 
    Природу любить, стариков уважать? 
     /учитель/.

    -У этой волшебницы,
    Этой художницы,
    Не кисти и краски,
    А гребень и ножницы.
    Она обладает
    Таинственной силой:
    К кому прикоснётся,
    Тот станет красивым. /
    парикмахер/.

    -С огнём бороться мы должны, 
    С водою мы напарники. 
    Мы очень людям всем нужны, 
    Ответь скорее, кто же мы? /
    пожарные/.

    -Встанем мы, когда вы спите,
    И муку просеем в сите,
    Докрасна натопим печь,
    Чтобы хлеб к утру испечь./
    пекари/.

    -Осень, лето ли, зима,
    Зной иль снег идет -
    Может возводить дома
    Папа круглый год
    !/строитель/. 

    -Есть у мамы на прилавке
    куклы, мячики, булавки,
    обувь - справа, ткани - слева,
    чашки - на витрине.
    Мама словно королева
    в нашем магазине! /
    продавец/.

    -Мама - золотые руки -
    Шьет рубашки, платья, брюки.
    Папа, я, сестренка Света -
    Все с иголочки одеты!/
    портниха/.

    - Мама всех важней, поверьте!
    С толстой сумкой ходит мама.
    Принесет письмо в конверте,
    Бандероль и телеграмму.
    Люди маму очень ждут,
    Уважают мамин труд!/
    почтальон/. 

    -Раньше всех он поутру
    Принимается за дело.
    Достает свою метлу.
    Машет ею вправо, влево.
    Летом пыль он подметёт.
    Стал уютным, чистым дворик.
    Снег зимою уберёт
    Всюду наш чистюля…/
    дворник/.

    Текст с движениями.

    Мы в профессии играли, (ходьба на месте) 
    В миг мы летчиками стали,

    (прямые руки в стороны) 
    В самолете полетели (покружиться вокруг себя) 
    И шоферами вдруг стали! (ходьба на месте) 
    Руль теперь у нас в руках ( руки перед собой «держим руль»)
    Быстро едим просто класс!

     (бег вокруг себя с рулем)
    А теперь на стройке мы (ходьба на месте) 
    Кладем ровно кирпичи (руки перед собой, согнуты в локтях) 
    Раз – кирпич и два, и три- (поднимаем руки вверх) 
    Строим дом мы, посмотри!

    (соединить руки над головой)
    Вот закончена игра, нам на стульчики пора. 

    Воспитатель:

    -Профессий всех не сосчитать!

    -А вы какие можете назвать?

    Создает чертежи… (архитектор)

    Лечит животных… (ветеринар,)

    В самолете везёт пассажиров… (летчик),

    Выращивает хлеб… (хлебороб),

    Пашет землю… (тракторист),

    Все, кто знает молодец.

    Текст с движениями.

    Я – шофёр, помыл машину
    Сел за руль, расправил спину.
    Загудел мотор и шины
    Зашуршали у машины.

    ( имитация вождения автомобиля)
    Подметает дворник двор
    Убирает дворник сор.

     ( подметание)
    Наш охранник на посту
    Смело смотрит в темноту.

     ( повороты, приставив ладони к глазам)
    А сапожник сапоги
    Для любой сошьёт ноги.
    К сапогам прибьёт подковки
    И пляши без остановки.

     ( шитьё, прибивание молотком, пляска)
    Наши лётчики – пилоты
    Приготовились к полёту.

    ( руки в стороны, наклоны корпуса)
    А портной сошьёт для нас
    Брюки – просто высший класс.

    ( имитация шитья)
    Я - маляр, шагаю к вам
    С кистью и ведром
    Свежей краской буду сам
    Красить новый дом.

     (плавные взмахи руками вверх-вниз)

    Д/игра “Кому, что нужно для работы?” 

    -А теперь пройдите к своим столам, где вас ждут разные предметы, выберите нужные инструменты для профессии . 

    – доктору нужен градусник, бумага, ручка для выписывания рецептов, фонендоскоп; 

    – учителю нужны книги, указка, доска, мел; 

    –полицейскому нужна рация, оружие, милицейская машина; 

    – парикмахеру нужны ножницы, расчёска, фен и т.д.

    По мере отгадывания на доску помещаются картинки с изображением людей разных профессий. 

    Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (Доктор) 
    Кто на пожары выезжает, огонь заливает, людей спасает? (Пожарный) 
    Кто машиной управляет, грузы к месту доставляет? (Шофер) 
    Кто готовит нам обеды: суп, котлеты, винегреты? (Повар) 
    Кто построит нам квартиры, школы, садики, магазины? (Строитель) 
    Кто покой наш охраняет, нарушителей поймает? (Полицейский) 
    Кто вас в садике встречает, сказки добрые читает ? (Воспитатель ) 

    Д/игра “Исправь ошибку”. 

    Повар лечит, а врач готовит; 
    Маляр рисует, а художник красит; 
    Космонавт ездит, а шофёр летает и т.п. 

    Д/игра “ Кто где работает?” 
    Учитель – в школе;

    повар – в столовой; строитель – на стройке; доктор – в больнице; портной – в ателье;

    продавец – в магазине; парикмахер – в парикмахерской;

    пожарный – в пожарной команде. 

    Д/игра «Кем я буду?»

    Дети должны подобрать необходимые атрибуты к выбранной профессии. Назвать профессию и рассказать, чем занимается человек этой профессии.

    - Когда я вырасту, я буду шофером. Шофер возит грузы на машине, перевозит людей.

    - Когда я вырасту, я буду парикмахером. Парикмахер делает прически взрослым и детям.

    - Когда я вырасту, я буду поваром. Повар готовит вкусные обеды и печет пирожки. И т.д.

    Текст с движениями.

    «Профессии»

    Ну-ка, дайте нам продукты (кладут ладошка на ладошку)

    Мясо, яйца, сухофрукты (загибают пальчики)

    И получится тогда

    Очень вкусная еда.

     (гладят по животику)

    На педаль нажали смело (имитируют нажим на педаль)

    Посмотрели вправо, влево (поворачивают голову)

    И поехали вперед

    К тем, кто нас, конечно, ждет

    (едут по кругу, держа в руках воображаемый руль)

    Быстро голову помыли (имитируют мытье головы шампунем)

    Расчесали, посушили (сначала пальцами рук расчесывают голову, потом поглаживают)

    Взяли ножницы, расческу (показывают пальцами рук ножницы и расческу)

    Вот и сделали прическу (руки в стороны, как бы красуясь)

    -Мы много говорили о разных профессиях, но не упомянули о том, как нужно относиться к труду людей вообще.

    -Как вы думаете, нужно ли уважать труд взрослых? Как именно?

    -Посмотрите, сколько у нас в группе игрушек, коробок, их сделали рабочие на фабриках. Не одни руки их делали, а много.

    -Как вы относитесь к игрушкам?

    -А посмотрите как у нас чисто и уютно.

    -Чья это заслуга? (Няни)

    Как вы относитесь к труду няни?

    -А когда выходите гулять и видите подметенные дорожки, площадки, постриженные кусты.

    -Кто это сделал?

     Мы ему помогаем или нет? Как именно?

    -Как нужно относиться к одежде? Обуви?

    1. Д/игра «О ком можно так сказать …»
    • -Добрый  (доктор, воспитатель, …)
    • -Умный (учитель, ученый, профессор, …)
    • -Знаменитый (артист, ученый, певец, музыкант),
    • -Веселый (клоун, артист),
    • -Смелый  (полицейский, спасатель, дрессировщик, пожарный, солдат, …)

    Д/игра «Что лишнее?»

    Чайник, каска, огнетушитель, пожарная машина.

    Лопата, грабли, метла, руль.

    Нитки, ножницы, швейная машинка, газета.

    Вторая неделя.

    Стихотворение недели 

    Быстро как бегут года,
    Скоро восемнадцать.
    Думать надо нам сейчас,
    Чем будем заниматься.

    Утреннее  приветствие:

    Вот собрался наш кружок,

    Улыбнись  скорей, дружок.

    Рука другу, рука другу

    Передаём тепло по кругу

    Пальчиковая гимнастика

    Тук, тук молотком,

    Мы построим новый дом

    Этот дом для Саши,

    Этот дом для Димы,

    Этот дом для Ксюши,

    Этот для Даши,

    Этот для Мадины.

    Все соседи, все друзья

    Нам без дружбы жить нельзя.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Воспитатель:

    -Что такое профессия (ответы детей) Профессия — это дело, которым человек занимается каждый день и которое полезно для других людей.

    -А какие профессии вы знаете, ребята

    (ответы детей)

    -Профессий очень много и каждой надо специально обучаться.

    Д/игра «Что делает? » Цель: подобрать глаголы, характеризующие деятельность человека той или иной профессии.

    -Ребята, я вам буду показывать картинки с изображением людей разных профессий, а вы должны ответить на вопрос «Что он делает? »

    -Парикмахер — расчесывает, стрижет, укладывает…

    - Повар — готовит, варит, пробует…

    -Воспитатель — воспитывает, обучает, показывает…

    -Пожарный — тушит, спасает, помогает…

     Врач — лечит, слушает, ставит уколы…

    -Водитель — водит, рулит, ремонтирует…

    -Библиотекарь — рассказывает, показывает, выдает книги…

    -Продавец — продает, рассчитывает, взвешивает, показывает товар…

    -Портной — шьет, сшивает, измеряет…

    Д/игра « Что, если бы не было…»

    -Как вы думаете,

    Если бы не было строителей, то…

    Если бы не было водителей, то…

    Если бы не было парикмахеров, то…

    Если бы не было дворников, то…

    Если бы не было учителей, то…

    Если бы не было милиционеров, то…

    — Значит, можно сделать вывод:

    Все профессии нужны, все профессии важны!

    Воспитатель:

    -в руках у меня телеграммы. Человек, какой профессии мне их принес?

    Давайте отгадаем, от кого они пришли.

    — Как Вас постричь? А чёлку покороче?                (парикмахер)

    — Сегодня я буду рисовать портрет.                        (художник)

    — Несите кирпичи, цемент!                                        (строитель)

    — Откройте рот и скажите а-а-а.                                (врач)

    — Дети, откройте тетради и выполните задание.  (учитель)

    — Улыбнитесь, сейчас вылетит птичка.                     (фотограф).

    -Ребята, а как вы думаете, музыкант – это профессия?

     А чем занимается музыкант?

    А давайте тоже побудем музыкантами

    (дети встают в круг, имитируют движения со словами).

    Мы на скрипочке играем: тили – ли, тили – ли.

    Пляшут зайки на лужайке: тили – ли, тили – ли.

    А теперь на барабане: трам – пам — пам, трам – пам – пам.

    В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам.

    Д/игра «Исправь ошибку».

    Цель: формировать фонематический слух.

    Повар приготовил вкусный Дуб (суп).

    К больному пришёл Грач (врач).

    Садовник поливает цветы из Шейки (лейки).

    Водитель сидит за Кулём (рулём).

    Швея сшила плаЧ (плащ).

    Игра «Четвёртый лишний».

    Цель: классификация предметов по назначению.

    -У меня нарисованы картинки с изображением инструментов, орудий труда, которые используют люди определённой профессии. Один предмет лишний.

    Ножницы, ВЕСЫ, зеркало, расчёска              (парикмахер)

    Азбука, указка, КАСТРЮЛЯ, глобус               (учитель)

    КИСТИ, сковорода, половник, нож               (повар)

    Таблетки, ПИЛА, градусник, шприц              (врач)

    Молоток, пила, ГРАДУСНИК, гвоздь             (плотник)

    Воспитатель:

    Каждому человеку в работе помогают разные инструменты, орудия труда, оборудование.  Я буду вам называть инструменты или орудия труда, а вы мне будете называть действия, которые с ними совершают.

    Ножом…(режут)                 Иглой…(шьют)

    Метлой…(метут)                                 Расчёской…(причёсывают)

    Пилой…(пилят)                                        Кистью…(рисуют)

    Из лейки…(поливают)                                Градусником…(измеряют)

    Топором…(рубят)

    В кастрюле…(варят)

    Лопатой…(копают)

    Из тарелки…(едят).

    -Все профессии нужны, все профессии важны. Главное – нужно выполнять хорошо любимую работу.

    -Я вам приготовила пословицы о труде, а вы объясните, как вы их понимаете.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    (ответы детей)

    /обязательно нужно потрудиться, чтобы что-то получилось/.

    Труд человека кормит, а лень портит

    (ответы детей)

    /не будешь работать – станешь плохим человеком, ленивым/.

    Главное в жизни человека - труд.

    Воспитатель: а теперь представьте, что никто не будет работать, что тогда случится? (ответы детей)

    -Всем будет плохо:

    /некому будет учить детей, лечить их, если заболеют, нечего будет кушать и т.д. Каждая профессия появилась на земле потому, что нужна не одному человеку, а многим людям/.

    Текст с движениями.

    Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)

    Плащ портниха шьет.  (Махи руками)

    Доктор лечит Машу.   (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)

    Сталь кузнец кует. (Хлопки)

    Дровосеки рубят. 

    (Махи с наклонами )

    Строят мастера.

    (Имитация с прыжками вверх)

    Что же делать будет,  (Поднимание плеч)

    Наша детвора?

    Д/игра «Подскажи словечко».

    В сумке плотника найдешь молоток и острый
    … (нож).
    С огнем бороться мы должны.
    Мы смелые работники.
    C водою мы напарники. 
    Мы очень людям всем нужны.
    Так кто же мы? – … пожарные.

    Я бы летчиком-пилотом 
    Непременно стать хотел, 
    Я тогда на самолете 
    До Москвы бы …
    (долетел). 

    Бежит за иголкой торопливая нить.
    Я все что угодно могу себе…
    (сшить). ).
    В небо синее пилот поднимает… (самолет).

    Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). 

    Рубанок в руки – работа другая:
    Сучки, закорючки рубанком…
    (строгаем). 
    Чтоб не мокли люди под дождем
    Кровельщик железом покрывает…
    (дом). 
    Надо хлеба нам купить иль подарок подарить –
    Сумку мы с тобой берем и на улицу идем.
    Мы проходим вдоль витрин и заходим в
    … (магазин).

    Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине,
    С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется…
    (хлебный). 

    Каждый день газету в дом нам приносит...
    (почтальон).
    Семь молодцов удалых косцов косы точили, траву...
    (косили).

    На глазах у детворы крышу красят... (маляры).

    Доски на гору везем, будем строить новый... (дом) 
    Кукол я лечу с утра. Я сегодня...
    (медсестра). 

    Красить комнаты пора. Пригласили...
    (маляра).

    Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).
    Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

    Не пила и не спала, грызла дерево... (пила).

    Шьёт, зашивает и колется колко остроносая... (иголка).

    Д/игра«Определи по предмету профессию».
    Дети по очереди достают из мешочка предметы: половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток и т.п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.

     Д/игра «Угадай по результату профессию».
    Воспитатель предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография и т.д.). 

    Д/игра«Доскажи словечко».
    Мы в профессии играем
    По душе их выбираем,
    И мечтаем поскорее
    Мамы с папой стать взрослее,
    Чтоб не просто так мечтать,
    А кем быть решить и стать.

    Саша гордо самолет
    На веревочке везет.
    Он готовится к полетам,
    Значит, вырастет
    ....(пилотом)

    У пилота Боря друг
    Красит краской все вокруг.
    На окне рисует дождик,
    Значит, вырастет
    ...(художник)

    У художника сестренка
    Петь умеет очень звонко.
    Подпевают Ксюше птицы,
    Значит, вырастет
    ...(певица)

    Сочинил он им сонет,
    Значит, вырастет
    ... (поэт)

    У поэта брат — Степашка,
    Он весь год учил букашку
    Прыгать из стакана в ковшик.
    Степа — юный
    ... (дрессировщик)

    Дрессировщик с другом Димой
    Целый день искали мину.
    Дима банку под забором,
    Закопал, чтоб стать
    ... (сапером)

    У сапера старший брат,
    Он всегда помочь всем рад.
    Кошек с дерева сниматель,
    Лева — будущий ... 
    (спасатель)

    Наш спасатель ходит парой
    С доброй девочкой Тамарой.
    Лечит та зверей отваром,
    Хочет стать
    ... (ветеринаром)

    У ветеринара Томы
    Мышки все ушли из дома.
    Их найдет, всех опросив,
    Тима, местный... 
    (детектив)

    Детектив наш на диване
    Отыскал заколку Ани.
    Аня учит роль Алисы,
    Чтобы стать большой .... 
    (артисткой)

    Для актрис — аплодисменты
    И цветы, и комплименты.
    Крикнул Анечке: «Мотор!»
    Слава — кино-... 
    (режиссер)

    Режиссер театр забросил,
    Пол он с Данькой пылесосил.
    Окружающий мир дорог 
    Даньке. Будет он ... 
    (эколог)

    /воспитатель объясняет незнакомые детям профессии/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы» по лексической теме: "Здравствуй, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Транспорт"

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме:"Безопасность".

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "Этикет". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "До свидания, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Здравствуй, детский сад!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Животный мир".

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...