Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за рябиной осенью»
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ дошкольного образования

    в условиях внедрения ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_gilmzyanovoy.docx28.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

    НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

                               МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    на тему «Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения за рябиной осенью»

    «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                       В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

                                                Шатковский район

                                                             МОУ «Пановская НШДС», ГДО Гильмзянова В.П.

                       

                                                             

                                     Нижний Новгород 2015г.

    Форма работы: наблюдение за рябиной осенью.

    Цели: расширять представления детей о рябине;

                развивать умения замечать изменения в природе.

     Наблюдение 1: «Что есть у рябины?»

     Цель: показать, что у рябины есть ствол, ветви (их много, они разные: большие и маленькие) и ягоды, что рябина гибкое и  стройное дерево.

                                                Ход наблюдения

    1.Художественное слово:

    Воспитатель предлагает детям отгадать загадку

    Загадка:

    Стоит в парке деревце,

    Под ветром легко гнется,

    Кисти ягод горят,

    И снегири к ним летят.

    Кто догадается,

    Как деревце называется?

     (Рябина.)

    2.Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

    • О каком дереве говорится в загадке? (О рябине)

    Погладьте ствол рябины

    • Какой он у нее? (Гладкий)  
    • Какого цвета ствол рябины? (Уточнить, что только у рябины такой гладкий, коричневый ствол)
    • Где ствол у рябины шире, а где — уже, тоньше?
    • Ветки у рябины толстые или тонкие? ( Толстые и тонкие)
    • Где у рябинки растут тонкие ветки? (Больше  вверху)
    • Какие у рябины ягоды? (Красные)

    Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой рябины. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая рябинушка, радуй добрых людей».

    Наблюдение 2: «Ягоды рябины»

    Цель: формировать представления о ягодах рябины, их значении.

                                              Ход наблюдения

    1.Художественное слово

    Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение о рябине

    Улетели птицы разные,

    Смолк их звонкий перепев,

    А рябина осень празднует,

    Бусы красные надев.

                 (О.Высотская)

       Посмотрите ребята, наша рябинушка, словно девица-красавица, накинула на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями. А на шею одела ожерелье из алых ягод.

    2. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

    • Какого цвета ягоды рябины?
    • Какая у ягод форма, величина?
    • Как ягодки растут, по одной или собраны в кисти? (Собраны в кисти, их еще называют – грозди)
    • Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?

            (Их можно кушать)

    Да, ребята, ягоды рябины любят звери и птицы. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши, ёжики и белочки. А в ноябре (после морозов ягодки слаще) прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают её сочные сладкие ягоды. А люди из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед душистый и полезный.

    А ещё существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».

    Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего?

    Ответы детей.

     Наблюдение 3: « Форма  листьев рябины»

     Цель: формировать представления детей о форме листьев рябины.

                                                Ход наблюдения

     1.Воспитатель предлагает детям подойти к рябине

      Сегодня мы с вами рассмотрим листочки рябины (предложить детям

       взять в руки по одному листочку и рассмотреть их)      

    • Какие листья по размеру? (Большие, крупные)
    • Какой формы листья у рябины? (Овальные, из маленьких листочков))
    • Какие края у листочка?  (По краю они зубчатые)
    • На что похожа форма листа рябины? (На большое перо)

      2. Воспитатель предлагает детям игровое упражнение

              Мы вокруг рябины

              Весело пойдём,

              Руки вверх поднимем,

              Покружимся слегка.

              И подбросим листья

              Вверх под облака.

    Наблюдение 4: «Падают, падают листья»

    Цель: показать, что осенью листья меняют цвет и опадают.


                                                     Ход наблюдения

        Дети подходят к рябине, здороваются, любуются красотой осеннего    

        дерева

       1. Художественное слово:

        Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

        Стоят столбы тёмносерые,
        На них шапки зеленые,
        Летом мохнатые,
        Осенью желтоватые и красноватые.
                                                       (Рябина)
      

       2.Воспитатель предлагает ответить на вопросы:

    • Что происходит с листьями рябины?
    • Какого они становятся цвета?
    • Много или мало листьев на рябине?
    • Когда дует ветер, что происходит с листочками?

         Давайте соберем букетики из опавших листьев. (Дети рассматривают  друг у друга эти букеты, сравнивают окрас листьев)

    • Как можно назвать букет из рябиновых листьев? (Рябиновый букет)
    • Жёлтые и красные листья живые? (Нет)
    • Что происходит с желтыми и красными листьями?

    (Они темнеют, чернеют. Листья неживые. Они лежат на земле, закрывают корни, утепляют от мороза) 

      Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе.

    Наблюдение 5: «Наблюдение за рябиной и  елью  осенью»

    Цель: учить проводить сравнительный анализ внешнего вида деревьев (сходства и различия).

                                               Ход наблюдения

    1. Художественное слово

     Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

    Что же это за девица?

               Ни швея, ни мастерица.

               Ничего сама не шьёт,

              А в иголках круглый год.

                                 (Ель)

     Ель похожа на пирамидку. Веточки её короткие вверху, длинные внизу, покрыты они зелёными иголками. Ёлочка зелёная зимой и летом, а ещё она пахнет.

    Я смотрю в свое окно,

    Вижу дерево одно.

    Гроздья красные висят,

    Птички скушать их хотят.

                              (Рябина)

    2. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы

    • О каких деревьях мы отгадали загадки?
    • Что общего есть у этих деревьев? ( Есть ствол, ветви)
    • Чем они отличаются друг от друга? (На рябине – листочки, у ёлочки – иголки, у рябины есть ягодки и т.д.)

    Дать детям возможность потрогать веточки рябины и ели

    • Что вы заметили? (Иголочки колючие, листочки гладкие)
    • Какое дерево остаётся в своём наряде круглый год? (Ёлочка)

    Наблюдение 6: «Как рябина готовится к зиме?

    Цель: показать детям, что рябина помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

                                                  Ход наблюдения

    1.В ходе наблюдения воспитатель обращает внимание детей на то, что сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

    2.Воспитательпредлагает детям ответить на вопросы:

    • Для чего деревья сбрасывают листья?
    • Как служат опавшие листья дереву?

    3. Игровое упражнение

    Мы листики осенние, (Покачивание руками над головой)

    На ветках мы сидим.

    Дунул ветер – полетели (Бег вокруг рябинки, руки в стороны)

    Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели. (Присесть)

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

    И на землю снова сели. (Присесть)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе нерегламентированной деятельности.

    Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система  непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене восп...

    План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»

    Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...

    «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно- исследовательской деятельности».

    Цель: формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной...

    Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

      В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...

    Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности

    laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...