Микроскоп в работе с детьми дошкольного возраста
проект по окружающему миру на тему

Овсянкина  Анастасия  Александровна

Образовательный мастер-класс "Мир при увеличении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovsyankina_master_klass.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Мир при  увеличении!»

Педагог  из  зала:

Анастасия  Александровна,  где  Вы  есть?

Мы на  мастер-классе  - все  уже здесь!

Ведущий мастер-класса:

Я  здесь,  но  не  могу  его  найти

Куда  же  смог  он  сам  уйти?

Педагог  из  зала:

О  ком  говорите  Вы  сейчас?

Здесь  нет  никого  кроме  нас!

Ведущий мастер-класса:

Маленький  наблюдатель

Где-то  должен  быть

Я  же  не  могла  его  дома  забыть?

Педагог  из  зала:

А  мы  его  знаем?  Видели  хоть  раз?

Ведущий мастер-класса:

Конечно, он  есть  в  этом  зале  у  нас!

Педагог  из  зала:

Ну, Вы  загадку  загадали!

Кто, зачем, куда  пропали?

Ведущий мастер-класса:

Давайте, воспользуемся  увеличительным  стеклом

Этот  предмет, тоже  напомнит  о  нем!

Ведь  первые  наблюдатели – были  такими

И  людям  науки  верно  служили! (прикладывает  лупу  к  глазу)

Педагог  из  зала:

Вы, микроскоп,  что ли искали?

Так  бы  сразу  нам  сказали!

Ведущий мастер-класса:

Микро – маленький

Скоп – наблюдатель

Ах, вот, где  ты  спрятался, приятель?

Подходит  к  подставке с  надписью:

«Микро – маленький

Скоп – наблюдатель»

Увеличивать  предметы – линзы  помогают  (показывает  линзы)

Объектив и окуляр  (показывает) – их  называют!

Они  крошечное – что-то    в  большое  превращают

И  тогда  на  это  все  внимание  обращают!

          Вот  и  мы  обратили  внимание!   Уважаемая  аудитория, что  перед  нами?  (Ответы)  А может  ли  он  нам  пригодится  в  работе  с  дошкольниками   и  применим ли  он  в   детском  саду?

         Вот и мы  задались  этими  вопросами   и  реализовали  на  нашей   подготовительной   группе  детского   сада  №  26  г.  Великие  Луки  проект  «Мир  при    увеличении».

Задачи проекта.

   -   Познакомить детей со строением микроскопа.

   -   Исследовать возможности использования учебного микроскопа в освоении         дошкольниками.

   -   Развивать интерес детей  к практической познавательно-исследовательской деятельности.

   -   Создать условия для формирования научного мировоззрения.

   -   Удивить дошкольников микромиром, окружающим нас.

   -   Обогащать словарный запас, развивать речь детей.

   -   Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

           Микроскоп для детей — это что-то большее, чем просто игрушка. Это целый новый увлекательный мир — мир клеток и микроорганизмов. У многих в детстве при взгляде на мелкое насекомое возникал вопрос: а как выглядят его лапы или крылья при близком рассмотрении? А когда есть детский микроскоп, таких вопросов просто не возникает, потому что всегда при помощи него можно не только увидеть что-то новое, но и получить ответы на свои вопросы.

          Такие  ответы  мы  получили,  реализуя  этот  проект.

  Начали,  конечно  же,  с  рассказа, показа и   игры  «Что  такое  микроскоп   и  как  он  устроен?»

Загадки:

Педагог загадывает  загадки  и  просит  педагогам  из  зала  показать  на    микроскопе  ту  часть, о  которой  говорится. Проверить  свой  ответ предлагает  с  помощью  говорящей  ручки.

1.Что простым не видно глазом,
В микроскопе видно сразу.
Клетку не одну, бывает, пару
Глаз приближая к… (окуляру).

Запись  на  стикере:

  «Окуляр  - обращённая к глазу часть микроскопа, предназначаемая для рассматривания с некоторым увеличением оптического изображения»

2.Лучик света направляет,
Препарат  им освещает (зеркало).

Запись  на  стикере:

  «Зеркало – «улучшитель» освещённости »


3.Держат на столике препарат

Двое крепеньких ребят (зажимы).

Запись  на  стикере:

«Зажимы – держатели  предметного  стекла»

4.  Подвижная трубка, соединяющая объектив и окуляр – тубус.

5.  Стеклянная пластинка для размещения препарата – предметное стекло. 6.  6.  Поверхность, на которой размещают микроскопический препарат  - предметный столик.

7.Они в движение приводят,
Столик или тубус водят (винты).

8.Тубус, зеркало, винты, предметный столик, объектив
Соединяет это вместе всё … (штатив). 

           

         Продолжили  наше  знакомство  с  микроскопом  циклом  занятий  про  виды  и типы  микроскопов  (просмотр  мультфильмов,  научных  передач  и  книг   для  детей,  была  организована  экскурсия  в школу в  кабинет  биологии,  где  дети  смогли  почувствовать  себя   настоящими  учеными.

         Процесс активного развития детей начинается с периода, в котором он с особым интересом начинает познавать окружающий его мир. На фоне его исследований и познаний возникает большое количество вопросов о строении и жизнедеятельности представителей флоры и фауны, как протекает тот или иной биологический процесс и т. д.

          Следовательно ,  далее   пред  нами   встал  вопрос  «Что   будем  изучать и рассматривать?».  Тогда  работа  «закипела»  и  в  нашу  деятельность   подтянулись  родители,  бабушки  и  дедушки.   У  нас  были  организованы  научные  экспедиции  в  поисках   интересных  образцов  для  изучения.  В  результате  чего  была  создана  коллекция  образцов,  оформлены   альбомы  «Коллекция  семян»,  «Ткани», фотоальбомы «Еда  под  микроскопом»,  «Мое  тело»,  гербарии  «Луговые и комнатные  растения» и т.д.  Были   проведены  консультации, праздники   и  занятия  в  экологической  лаборатории  с  детьми,  родителями  и  педагогами.

         Различают несколько видов приборов:

  • Монокулярный. Стандартный тип оборудования данного класса.

Устройство оснащается одним окуляром для наблюдения за объектом на предметном столике. На степень увеличения прибора влияет значение кратности окуляра и увеличение самого объектива. К примеру, окуляр имеет кратность равную 10, а объектив способен увеличить исследуемый объект в 40 раз, тогда в конечном итоге микроскоп способен увеличить исследуемый материал в 400 раз.

Такой  как  вы  видите здесь.

Теперь  мы  знаем, что в  нем  есть?

  • Стереоскопический. Его конструкция и принцип работы аналогичны с устройством монокулярного типа. Единственное отличие заключается в наличии двух окуляров, что дает возможность пользователю наблюдать стереоизображение исследуемого материала или объекта. Подобная визуализация исследовательского процесса достигается за счет расположения под определенным углом окуляров по отношению друг к другу. Минусом данной конструкции является относительно низкая кратность увеличения, не более 100.
  • Электронный. Для подсветки предметного столика используется магнитная либо электростатическая линза. Кратность увеличения в несколько раз превышает значение монокулярного или стереоскопического микроскопа. Он предназначен для более углубленного анализа исследуемого объекта или среды.
  • Цифровой. Относится к передовому и современному классу данного оборудования. Процесс работы с подобный микроскоп заключается в подключении камеры к компьютеру или ноутбуку через USB-разъем. Это позволяет более детально и углубленно изучить исследуемый материал.


      Особый тип представляют цифровые USB-микроскопы. Они даже по дизайну сильно отличаются от традиционных микроскопов.

        Демонстрация  цифрового  микроскопа.

       У таких микроскопов нет традиционных окуляров. Изображение выводится в виде фотографии или видео на экране монитора. В комплект микроскопов входит специальное программное обеспечение.  Рассматривать  и  изучать  образцы  можно  не  только  когда  цифровой микроскоп  находится  на  штативе  и  режиме  ручной  работы,  т. е. держа  в  руках и  поднося  к  предмету.

       В ручном режиме работы микроскопа кнопка захвата изображения позволяет сделать снимок или видеофрагмент – изображение перемещающегося объекта. Можно рассматривать все, что под рукой.  Порадовала  непривычная возможность рассматривать  то, что не позволяет рассматривать обычный микроскоп: что не лежит на предметном столике, непрозрачные объекты.  Рассматриваешь все на экране компьютера, фотографируешь изображения, создаешь коллекцию…

     Детский микроскоп позволяет удовлетворить детскую любознательность. Это устройство по сравнению с другими развлечениями имеет неоспоримое преимущество. Микроскоп — это развивающая игра, которая позволяет юному исследователю увидеть нечто большее, срытое от глаз человека.

      Вспомните, в детстве вы наверняка хотели исследовать окружающий вас мир как можно тщательней: рассмотреть каждую пылинку на мамином серванте, понять какие узоры находятся на тельцах насекомых, разглядеть сложную венообразную структуру кленового листа. Теперь вы можете предоставить такую возможность вашим детям, просто купив им микроскоп.

        Покупка правильного микроскопа может показаться маленьким шагом, но если это пробудит любопытство у ребенка к естественному миру, то это стоящее вложение, которое может принести свои результаты в будущем и вовлечь в школьное обучение. Это послужит отличным стимулом для приобщения к науке, станет незаменимым помощником в учебе. Метод наблюдения разовьет их умственные способности. Кто знает, может быть, именно ваш ребенок — будущий биолог, лауреат нобелевской премии.

      При работе с цифровым микроскопом появляется возможность получить многократно увеличенное изображение исследуемого объекта или процесса, передать полученные данные в компьютер, продемонстрировать их для широкой аудитории с помощью проектора, сохранить результаты исследования для дальнейшего использования.

     Управление цифровым микроскопом, как и любым другим интерактивным оборудованием, происходит с помощью специального программного обеспечения, входящего в комплект поставки.

      С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

        Использование цифрового микроскопа при проведении школьных биологических исследований дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей обучающихся к приобретению и усвоению знаний.

        Использование цифрового микроскопа в образовательном  процессе нацелено на: повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся; проведение лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно - исследовательской и проектной деятельности обучающихся; реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ - насыщенной среде; изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности; организацию исследовательской деятельности учащихся.

Видео + объяснение

        Кто  из  нас  раньше  в  детстве  не  мечтал  иметь  микроскоп, чтобы  увидеть  удивительный  микромир, который  скрыт  от  невооруженного  глаза  человека.

В  настоящее  время  существует  большое  разнообразие   видов  микроскопов.

Сегодня  мы  поэкспериментируем  сами, используя  современный  недорогой  цифровой  микроскоп.  Посмотрим  как  выглядят  пиксели   на  экране  iPhone 4S и  узнаем  на  что  похож  чайный  пакетик и  многое  другое.  Начинаем!

  • Перед  нами – крыло  пчелы, при  увеличении  400 крат …   и  800  крат
  • Семя  подсолнечника
  • Это  кофейное  зерно..  а  вы  любите  кофе?
  • Как  вы  думает?  Что  это?  Это  привычная  нам  всем -   джинсовая  ткань
  • Волосы
  • А  это   кожица  лука….  Увеличиваем  еще  немного
  • Ножка  комара….  Кто  же  знал,  что  у  него  такие  большие  когти?...  
  • сразу  и  не  понять  что  это?  На  самом  деле – это  денежные  купюры: 20 евро и 5  тыс. рублей
  • Перед  нами  монеты 5 и 10  руб.  при  разных  увеличениях.
  • Это iPhone 4S.  Вот  как  на  самом  деле  выглядят  пиксели.
  • А  что  это  такое?  Похоже  на  паутину,   на  самом  деле – это  обычный  чайный  пакетик.
  •   С  начала  кажется, что  кто-то раскидал  жвачки  в  подушечках – а  это  лишь  тростниковый  сахар.
  • Чернила  шариковой  ручки  на  белом  листе  бумаги.

Ну  вот, теперь   вы  знаете, как  выглядят  привичные  для  нас  вещи, когда  на  них  смотришь  через  микроскоп.

Игра «Угадай, что  это!»

Присутствующим  необходимо  определить,  что  сфотографировано  на  картинке и  выбрать  правильное  название.  Проверить  правильность  ответов  можно  с  помощью  говорящей  ручки, так  как  на  каждой  картинке  приклеен  стикер  с  названием.

6-ти дневный   зародыш  человека

Бактерии  на коже

Бытовая  пыль

Вкусовое  окончание на  языке

Волоски  на  ухе

Жгучие  волоски  листьев  крапивы

Застежка липучка

Затягивающаяся  рана

Зубной  налет

Комар

Нейлоновые  колготки

Поверхность  кремниевого  микрочипа

Поверхность человеческого  языка

Пыльца

Расщепленный  кончик человеческого  волоса

Жировые  клетки

Реснитчатая  палочкообразная  бактерия

Струна электрогитары

Человеческая вошь на  волоске

      По  всей  стране  постоянно  проходят   выставки  научных  фотографий  «Жизнь  под  микроскопом»,   а  почему  бы  и  нам  не  принять  участие  в  такой.  Сегодня, я  предлагаю  нам  устроить  свою    интерактивную   выставку  фотографий  под   цифровым  микроскопом.

Практическая  работа

«Фотовыставка»

Участники  сами  выбирают  образцы  для  исследования  и  фотографирования, увеличивают  с  помощью  цифрового  микроскопа, фотографируют, распечатывают, вырезают и озвучивают  говорящей  ручкой «Знаток»

Упражнение «Джеффа»

Готовятся 3 плаката с надписями «Да», «Нет», «Может быть». Они развешиваются в разных концах помещения. Ведущий стоит в центре помещения и задает вопросы. После заданного вопроса участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему выбрал именно этот ответ.

Важное правило: нельзя критиковать других и спорить.

Вопросы:

  1. Считаете ли  вы  нужным применение  цифрового  микроскопа  в  работе  с дошкольниками?
  2. Хотели  бы  вы,  чтобы   у  вас  в  саду  появился  такой  помощник?  Хотели  бы  вы  применять  сами  цифровой  микроскоп?
  3. Понравился ли  вам   мастер-класс?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...