Главные вкладки

    Экологический проект "Шестиногие малыши"
    проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

    Ярошевич Татьяна Григорьевна

    Образовательный экологический проект для детей второй младшей группы, отражает разнообразные виды детской деятельности по теме "Насекомые".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shestinogie_malyshi_.dokument_microsoft_word.doc91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательный проект.

    Тема:  «Шестиногие малыши»

    Тип проекта

    Вид

    Время  проведения

    Участники

    «Шестиногие малыши»

    краткосрочный

    3-4 неделя мая

    Дети, педагоги, родители - второй младшей группы

    Цель:  расширять представления детей  о насекомых, продолжать учить  различать их, закреплять желание наблюдать за насекомыми.

    Актуальность проблемы:  
         Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы  дети овладеют элементарными приемами наблюдения, знакомятся с этическими нормами отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
       
    Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится;  проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Объектом исследования  проекта являются - насекомые.

    Задачи: 

    -  Способствовать развитию познавательной активности и познавательных интересов в процессе общения с природой.

    - Формировать навыки исследовательской деятельности

    -  Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать насекомых, не нанося им вреда).

    -  Воспитывать доброе отношение к насекомым

    -  Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Насекомые»

    -  Развивать эстетическое восприятие окружающей природы.

    -  Развивать мелкую моторику за счёт изобразительной деятельности  (рисования, лепки, аппликации).

    Предполагаемый  результат: 

    - Дети научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
    - Дети умеют отличать насекомых от других живых существ.

    - Развитие познавательно-исследовательских и творческих способностей детей.

    - Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Насекомые»

    - Привлечь  родителей  в реализации проекта.  

    Мероприятия

    Цель

    Время  проведения

    I.   Подготовительный  этап

    1.

     Составление поэтапного плана работы.

    10-12 мая

    2.

    Беседы с родителями о подборе детской познавательной и художест-венной литературы по теме проекта в соответствии возраста детей.

    3.

    Подбор и подготовка оборудования и пособий для практического обогащения проекта

    4.

    Подготовка  компьютерной презентации по теме проекта

    16-19 мая

    II.        Основной    этап

    Познавательное  развитие

    Рассматривание: предметных картинок, иллюстраций по теме «Насекомые»

    Рассказы воспитателя: « Кто приносит мёд?», «Кто из насекомых  самый сильный?»

    Знакомство с загадками  о насекомых

    Д/игра: «Подбери пару»; «Кто лишний?»;

    Выкладывание: фигурок бабочки. стрекозы из деталей игры «Танграм»

    - Расширять представления о насекомых их характерных особенностях, частях тела.  

    - Сформировать представления о пользе, которую приносят некоторые насекомые для человека (пчела-мед, божья коровка – поедает вредителей)

    - Учить детей внимательно слушать и понимать загадку, обратить внимание на рифмы-подсказки.

    Развивать зрительную память, логическое мышление,

    Речевое  развитие

    Чтение: К.Чуковский  – «Тараканище»; стихов и потешек о насекомых.

    Экологическая сказка: «Катя и божья коровка»

    А.Л. Барто – «Бабочка в городе», «Мы не заметили жука»

    Б. Заходер «Муха - чистюха»,

    Заучивание: потешки «Божья коровка полети на небо»

    -  Продолжать приучать детей слушать народные сказки, потешки, авторские произведения.

    - помочь детям запомнить потешку, поощрять попытки читать текст целиком.

    2-3 неделя

    июня

    Соц.-коммуникативное  развитие

    Наблюдение за насекомыми на экологической тропе

    Настольно печатные игры: Лото «Насекомые», «Сложи картинку»

    Имитационная игра: «На лужайке»

    Театр на фланелеграфе: сказка  В. Сутеева  «Под грибом»

    - обогащать чувственный опыт детей.

    - учить составлять целое из 4-х частей, развивать внимание, мышление, память.

    - побуждать детей отзываться на игры - действия, со звуками живой природы имитируя движения  насекомых.

    - создать положительные эмоции от показа сказки.

    Худ .- эстетическое   развитие

     Рисование: «Бабочка красавица»,

    Аппликация:  «Божья коровка»

    Лепка: «Стрекоза»

    Просмотр сказки К. Чуковского

                  «Муха – цокотуха»

    Выкладывание:  контуров бабочки,  божьей коровки  (из камешков на песке, из листиков,  зёрен).

    Исполнение песенки «В траве сидел кузнечик»

    - учить  рисовать с помощью штампов.

    -Доставить детям радость от просмотра сказки, с применением ИКТ учить делиться впечатлениями.

    - Развивать, творчество, учить работать в паре с педагогом, сверстником,  развивать мелкую моторику, доставлять радость детям.

    3 - 4

     неделя

    мая

    Физическое  развитие

    Подвижные игры: «Медведь и пчёлы»,  «Найди свой домик»,

    Хороводная игра «Паучок»

    Пальчиковые игры: «Оса» «Жук»  (2.89)

    Артикуляционная гимнастика: «Бабочка летает». «Жук». «Шмель».

    Упражнение: «Муха

    - Развивать двигательную активность, учить действовать по сигналу воспитателя, учить играть в коллективе.

    - развивать мелкую и крупную моторику рук

    - Развивать правильное физиоло-гическое дыхание, укрепление дыхательной мускулатуры.

    - Укрепление свода стопы, профилактика плоскостопия

    3 - 4

    неделя

    мая

    Взаимодействие с семьёй

    Памятка для родителей. «Первая помощь при укусах насекомых»

    Лепка насекомых с использованием природного материала.

    Консультация  «Как привить любовь к природе»

    - Обратить внимание родителей на информацию о том, как оказать первую помощь ребёнку при укусе насекомым.

    - Познакомить родителей с информацией.

      16.05

    17- 19.05

    III.  Заключительный   этап

    1.

    Презентация: «Шестиногие малыши»

    - Обобщить представления детей  о насекомых.

    - уметь распознавать  насекомых (бабочка, муравей, стрекоза, муха, комар, пчела, божья коровка).

    - Воспитывать бережное  отношение к природе и её жителям;

    25.05

    1.   Т.А. Новомлынская   «Минутки здоровья»

    2.   Л.В. Белкина Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ

                                                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ

    Катя и божья коровка – экологическая сказка

         
       
    Эта история произошла с девочкой Катей. В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.  Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.
    Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:
    - Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.
    - ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?
    - Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.
    _ разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.
    - Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.
    - Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.
    - Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.
    - Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.
    И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.
    - Куда делась бабочка? – удивилась девочка.
    - Она здесь, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от врагов. Я надеюсь, Катюша, что ты не собираешься ловить бабочек и становится врагом?
    - Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.
    - Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. 
    А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.
    - Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера 
    большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!
    - Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.
    - А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.
    - Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.
    - Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.
    - Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.
    В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.
    - Кто же это стрекочет? – спросила Катя.
    - Это кузнечики, - объяснила божья коровка.
    - Мне бы хотелось увидеть кузнечика!
    Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.
    - А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.
    - Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?
    - Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.
    - Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.
    Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.
    - Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.
    Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:
    - Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.
    - Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.

    Комар (Таджикская народная сказка)

    Было это или не было, а жил на свете комар. Однажды сел он на терновник и укололся колючкой. Сидит и плачет. Проходит мимо коза. Комар и говорит ей:
    - Козочка, съела бы ты колючку, что впилась в меня.
    - Вот глупый! Зачем мне твоя колючка, когда я могу есть сочную зеленую траву?
    - Ладно же, я пожалуюсь на тебя волку, - пригрозил комар и полетел к волку.
    - Волк, а волк, сожрал бы ты эту негодную козу.
    - Прочь, глупый, на что мне твоя коза, когда есть бараны с жирными курдюками?
    - Ну, погоди, разбойник, я пожалуюсь охотнику. Прилетел он к охотнику и стал умолять:
    - Охотник, дорогой, подстрели злого волка.
    - Нет, комарик, не брошу я куропаток и перепелок, чтобы стрелять волка.
    - А я вот подговорю мышь, чтобы она перегрызла фитилек твоего ружья! - закричал комар и полетел к мыши.
    - Милая мышка, - взмолился он, - перегрызи фитилек на ружье охотника.
    - Душенька комар, стоит ли бросать кишмиш и миндаль ради фитилька?
    - Вот я скажу кошке, чтобы она поймала тебя! крикнул комар и полетел к кошке.
    - Эй, кошка, поймай мышь, - просит он.
    - Захотел, чтобы я бросила курдюки и яства со стола людей и погналась за какой-то жалкой мышью! Прочь с моих глаз!
    - Вот погоди, я пожалуюсь собаке! - крикнул комар и улетел.
    - Собака, дорогая, - взмолился он, -прогони эту подлую кошку.
    - Эй, глупый комар, ступай себе мимо, - отвечает собака. - Чего ради я буду гоняться за кошкой, оставив кости?
    - Ах так, тогда я пожалуюсь мальчикам, чтобы они побили тебя.
    Подлетел он к детям, которые играли на улице.
    - Мальчики, мальчики, побейте эту собаку.
    - Что же, мы бросим играть в чижика и погонимся за твоей собакой?
    - Ну, так я пожалуюсь ветру, чтобы он унес ваши палки и чижики.
    Со слезами на глазах прилетел комар к ветру.
    - О добрый ветер, дунь и разбросай палки и чижики этих негодных мальчишек!
    Сжалился ветер над комаром, дунул изо всей силы и поднял в воздух палки и чижики. Мальчики побежали за собакой, собака стала преследовать кошку, а та схватила и съела мышь; подруга этой мыши от страха перегрызла фитилек на ружье охотника. Охотник выстрелил в волка, он помчался за козой, и коза тут же вытянула колючку из тела комара. Так комар избавился от колючки.

    Голубь и муравей (Кабардинская народная сказка)

    Пошёл Муравей к реке напиться. Близко к воде подошёл, подхватило его волной и понесло.    Летел над рекой Голубь, нёс он сухую веточку. Увидел Голубь, что погибает Муравей, и бросил ему веточку. Вскарабкался Муравей на веточку и спасся.    Много ли времени прошло, мало ли прошло, никто не знает. Пришёл однажды в лес охотник ловить Голубя. Расставил охотник сеть, насыпал корма – сейчас поймает. Но тут Муравей подполз и укусил охотника. Вздрогнул охотник, а Голубь, услышав шум, улетел.


    Стрекоза и муравей

    Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела;
    Оглянуться не успела,
    Как зима катит в глаза.
    Помертвело чисто поле;
    Нет уж дней тех светлых боле,
    Как под каждым ей листком
    Был готов и стол и дом.
    Все прошло: с зимой холодной
    Нужда, голод настает;
    Стрекоза уж не поет;
    И кому же в ум пойдет
    На желудок петь голодный!
    Злой тоской удручена,
    К Муравью ползет она:
    "Не оставь меня, кум милый!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей!" -
    "Кумушка, мне странно это:
    Да работала ль ты в лето?" -
    Говорит ей Муравей.
    "До того ль, голубчик, было?
    В мягких  муравах* у нас -
    Песни, резвость всякий час,
    Так что голову вскружило". -
    "А, так ты..." - "Я без души
    Лето целое все пела". -
    "Ты все пела? Это дело:
    Так поди же, попляши!  
    И.Крылов

    Потешки.    

    Божья коровушка, полети на облышко,

    принеси нам с неба, чтобы было летом:

    - В огороде - бобы. В лесу - ягоды, грибы,

    В роднике - водица, во поле - пшеница.

                                   ****

    Ванька, Ванька - комарок, улети на свой дворок,

    Там твой дедушка - кушает репушку,

    Там твоя бабушка - кушает оладушки!

    Тебя ожидают, кусочки доедают!

                                  *****

    Яры пчелки гудут - во поле идут,

     с поля идут - медок домой несут!

                                   ****

    Свет - светлячок, посвети в кулачок!

    Посвети немножко, дам тебе горошка,

    Кувшин творога, да кусок пирога!

                                    ****

    Божья коровка,

    Улети на небо,

    Принеси нам хлеба,

    Черного и белого,

    Только не горелого.

     ****

    Бабочка-коробочка,

    Улетай под облачко!

    Твои детки на лугу

    Гнут черемуху в дугу,

    Тебя ожидают,

    Зайчиков гоняют!

        *****

    Старый заяц сено косит,

    А лиса сгребает.

    Муха сено к возу носит,

    А комар кидает.

    Довезли до сеновала –

    С воза муха закричала:

    «На чердак я не пойду,

    Я оттуда упаду,

    Ноженьку сломаю,

    Буду я хромая».

          *****

    Дарики – дарики

    Злые комарики!

    Вились, кружились,

    Да в ушко вцепились.

    Паучок-паучок,

    Тоненькие ножки,

    Красные сапожки.

    Мы тебя кормили,

    Мы тебя поили,

    На ноги поставили,

    Танцевать заставили.

    Танцуй, сколько хочешь,

    Выбирай, кого захочешь.

       *******

    Стихи.

    Божья коровка

    А у божьей, у Коровки

    Крылья - пёстрые обновки.

    На спине у модных крошек

    Видим чёрные горошки.

                   Жук

    Жук жужжит весь день подряд.

    Утром, вечером и днем,

    Все ему уже твердят:

    От тебя жужжит весь дом!

    А жуку жужжать не лень,

    Он так развлекается,

    И жужжит он целый день,

    И не заикается!

             Комар

    Что за маленькие злюки

    Искусали наши руки,

    Покусали наши лица,

    Так, что нам теперь не спится?

    И, жужжа, над нами вьются,

    В наши руки не даются!

    Злые, словно крокодилы,

    Львы, гиены и мандрилы!

    Летуны ночной поры,

    А зовут их комары!

     

             Кузнечик

    Глянь, кузнечик поскакал,

    Все росинки расплескал,

    Виден в зарослях едва -

    Он зелёный, как трава.

               Муравей

    Долго дом из хворостинок

    Собирают для семьи,

    Не жалея ног и спинок,

    Непоседы - муравьи.

                  Бабочка

    Вот две бабочки летят.

    Рассказать тебе хотят,

    Что вчера ещё в траве

    Были гусеницы две.

    Но из гусениц ленивых

    Превратились вдруг в красивых

    Пёстрых маленьких принцесс.

    На лугу полно чудес.

    ЗАГАДКИ

        Шевелились у цветка все четыре лепестка. 
    Я поймать его хотел — он вспорхнул и улетел (бабочка).

       

     Над цветком порхает, пляшет, 
    Веерком узорным машет (бабочка).

       

    Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)

     

     На поляне возле ёлок 
    Дом построен из иголок. 
    За травой не виден он, 
    А жильцов в нём миллион (Муравьи)

       

    Самого не видно, а песню слышно; 
    Летит, пищит, случай не упустит: 
    Сядет и укусит (Комар)

     

      На лугу живёт скрипач, 
    Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

     

     Восемь ног, как восемь рук, 
    Вышивают шёлком круг. 
    Мастер знает в этом толк. 
    Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)

     

      Не жужжу, когда сижу, 
    Не жужжу, когда хожу, 
    Не жужжу, когда тружусь, 
    А жужжу, когда кружусь (Жук)

     Кто над нами вверх ногами 
    Ходит — не страшится, 
    Упасть не боится, целый день летает, 
    Всем надоедает? (Муха)

    Домовитая хозяйка 
    Пролетела над лужайкой, 
    Похлопочет над цветком — 
    Он поделится медком (Пчела)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическая культура малышей.

    В надобности формирования основ экологического воспитания с младшего возраста на данном этапе нашей жизни немаловажно. В жизни же бывает так, что дети усваивают некоторый объем экологических понятий и...

    Статья "Экологическое воспитание малышей"

    Экологическое воспитание малышейЭкологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.  В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания д...

    Статья "Экологическое воспитание малышей"

    Экологическое воспитание малышейЭкологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.  В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспит...

    Консультации для педагогов "Экологическое воспитание малышей"

    В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...

    Спортивно-экологический досуг " Малыши заботятся о природе"

    В рамках года экологии, я разработала несколько досугов на экологическую тему, с применением спортивного материала....

    Сценарий музыкально-экологического праздника «малыши защитники Подмосковья Хранимиры»

    Через сопереживание детей главным героям книг - хранимирам - постепенно делать экологически ответственное поведение нормой жизни, частью мировоззрения следующего поколения. Чтобы дети, вырастая, прини...