Познавательно-развивающий проект "Первоцветы Кузбасса".
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Познавательно-развивающий краткосрочный проект по лексической теме "Первоцветы Кузбасса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл слайды к проекту2.49 МБ
Файл проект177.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первоцветы Кузбасса

Слайд 2

Аннотация: Данный материал содержит набор красочных слайдов, позволяющих дать учащимся представление о многообразии первоцветов . Цель: Расширение знаний детей о первоцветах Кузбасса . Задачи: организовать содержательный досуг дошкольников , популяризация экологического воспитания , формировать бережное отношение к дикорастущим растениям.

Слайд 3

Мать-и-мачеха Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха

Слайд 4

Медуница Медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

Слайд 5

Сон - трава Дальний лес стоит стеной, А в лесу, в глуши лесной, На суку сидит сова. Там растет усни-трава. Говорят, усни-трава Знает сонные слова: Как шепнет свои слова, Сразу никнет голова.

Слайд 6

Подснежник Первым вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает..



Предварительный просмотр:

И

Познавательно-развивающий проект

по лексической теме:

 «Цветы. Первоцветы Кузбасса»

C:\Users\Алла\Desktop\первоцветы фото\подснежник.jpg

«Природа - это единственная книга, каждая страница которой, полна глубокого содержания»

И.В. Гёте

Пояснительная записка

Автор проекта: Селезнева Людмила Николаевна – воспитатель подготовительной группы.

Образовательное учреждение:  «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  №4. Детский сад комбинированного вида

 г. Кемерово».

Проект: По лексической теме: « Цветы. Первоцветы Кузбасса».

Тип проекта:  познавательно – исследовательский, групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной  группы.

Длительность: 1 неделя

Интеграция образовательных областей: познавательное; художественно-эстетическое развитие;

        

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена  недостаточными знаниями и представлениями о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут, какую пользу приносят. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Данный проект позволяет пополнить знания детей об окружающем мире. В процессе реализации проекта дети овладевают навыками самостоятельного поиска.  В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.        

Цели: Пополнение и расширение знаний по теме «Первоцветы», формирование лексико-грамматического строя речи, расширение и обогащение активного словаря.

 Расширение первичных естественно - научных и экологических представлений.

Закрепление знания примет весны.

 Расширение и уточнения словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

 Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение произведений о первых цветах, разучивание стихов,

чистоговорок, изготовление поделок, наблюдения за цветами на участке детского сада и в парке, подбор и разучивание подвижных игр, заданий для развития памяти, внимания и мышления, экскурсия в парк.

Задачи:  Развивать мелкую моторику,  логическое мышление слуховое, зрительное восприятие и внимание.

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Расширить кругозор знаний у детей проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвовать в разучивании стихов, загадок; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при рассматривании слайдов.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели.

Работа по осуществлению проекта проходит в 3 этапа:

1-этап подготовительный: (Понедельник, Вторник).

Задачи воспитателя:

  1. Сформировать интерес к теме «Первые цветы».
  2. Обеспечить необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
  3. Развивать умение пользоваться речевыми средствами общения.
  4. Развивать восприятие, внимание, память, мышление у детей.

2-этап основной: (Среда, Четверг).

Задачи воспитателя:

  1. Обогащать материал по теме «Первоцветы».
  2. Активизировать предметный словарь.
  3. Развивать познавательную активность.
  4. Формировать эстетический вкус, отображая красоту цветов в рисунках, аппликации.

3- этап заключительный: (Пятница).

Задачи:

  1. Проанализировать эффективность  работы с детьми.

Этапы реализации проекта:

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

1-этап подготовительный

Понедельник

Вторник

1

Изучение уровня знаний о цветах

2

Подбор методической и художественной литературы

3

Информационное обеспечение проекта

4

Изготовление дидактических пособий по теме

5

Подбор наглядного материала

6

Планирование занятия

7

Составление композиций и аппликаций из цветов

8

Беседы и рассказы воспитателя о первоцветах

9

Загадывание загадок и заучивание стихотворений

10

Дидактические и речевые игры

2-этап основной

Среда

Четверг

1

Ознакомление детей с первыми весенними цветами.

2

Украсить полотно весенними цветами

3

Классифицировать цветы: садовые, полевые, луговые, лесные, комнатные

4

Составление загадок описательного характера

5

Работа над пополнением словарного запаса (См. Приложение 1).

6

Игры и упражнения по теме (См. Приложение 2)

7

Игра на развитие слухового внимания «Определи на слух самое короткое слово»

8

Формирование лексико- грамматических средств языка (См. Приложение 3)

9

Развитие разговорно-описательной речи (См. Приложение 4)

3- этап заключительный

Пятница

1

Создание альбома «Первые цветы»

Формы реализации проекта:

Занятие (тематическое) (См. Приложение 5);

Создание выставки творческих работ  детей, поделки из бумаги или открытки на поставленную тему;

Совместная ИЗО деятельность;

Чтение стихотворений, загадывание загадок, составление рассказов о цветах.

Оборудование: слайды с изображениями первоцветов,  иллюстрированный  набор открыток, разрезные открытки, пазлы по теме «Первые весенние цветы», цветные карандаши, краски, цветная бумага, альбомы, ватман, контейнер с деталями плоскостного изображения цветов, подборка стихов, загадок и художественных произведений живые первоцветы, мультимедийная установка.

Результат:

1.Удетей пополнился словарный запас.

2. Усовершенствовался грамматический строй речи и связная речь.

3. У детей повысился познавательный интерес и любознательность, высокая активность

4. Установилась  взаимосвязь по созданию совместных проектов с воспитателями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ

6. Дети бережно относятся к природе, различают и называют цветы ближайшего окружения.

Используемая литература:

1.Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2006г.

2.Е.А.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду». Творческий центр. Москва 2007г.

3.И.А. Морозова, М.А.Пушкарёва  «Ознакомление с окружающим миром». Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006г.

4. А.А. Плешаков «Зелёные страницы». Москва «Просвещение» .1994г.

5. «Книга для чтения в детском саду и дома». Пособие для воспитателей детского сада и родителей». «Издательство Оникс», 2009г.

6.В.Зотов «Лесная мозаика». Москва «Просвещение» 1993г.

7. «Дошкольник» 2009г. №3 Журнал для педагогов.

Приложение 1

Работа над пополнением словарного запаса

  1. Существительные (первоцвет, почка, подснежник, мать- и-мачеха, одуванчик, медуница).
  2. Глаголы (таять, греть, расцветать, распускаться).
  3. Прилагательные (яркий, рыхлый, маленький, мелкий, душистый, гладкий, шероховатый, хрупкий, нежный. пушистый, глянцевый).

Приложение 2

Игры и упражнения по теме « Цветы. Первоцветы Кузбасса»

1.Вспомни и скажи, какие цветы зацветают первыми.

2.Опиши любой из этих цветов. Скажи когда он зацветает , где растёт, как выглядит.

3.Чего больше цветков или листьев? Цветков или лепестков?

4.Какое слово не подходит? (Дуть, дунул, сдул, диванчик. Цветок, цветик, расцветка, свисток, цветастый).

5. Что лишнее и почему? (нарцисс, примула, апельсин. Подснежник, верба. одуванчик. мать-и-мачеха).

6. Сосчитай до 5.(Одуванчик, подснежник)

7.Отгадай загадку и нарисуй отгадку

8.Вставь нужный предлог. (… нарцисса шесть лепестков. Подснежник вырос …проталинке. Цветы поставили …вазу.)

9. Дидактические игры «Угадай и нарисуй» (узнай цветок по описанию и нарисуй его), «Ботаническое лото», «Кто ты?», «Собери букет», «Чей цветок?», «Бывает - не бывает» (Зимой Лена собрала букет ромашек»), «С какого цветка лист?»

Приложение 3

Формирование лексико-грамматических средств языка

  1. Введение в активный словарь детей обобщающие понятия «первоцветы»
  2. Совершенствование сенсорных способностей детей, закрепление знания о цвете, геометрических формах, умения узнавать цветы по запаху. Учить выражать словами свои ощущения.
  3. Обогащение словаря по теме.
  4. Упражнения в образовании и употреблении родственных слов (цветок, цветочек, цветик, цветной)
  5. Введение в пассивный словарь детей сложные слова (первоцветы, разноцветные)
  6. Активизация в речи детей приставочных глаголов в ед.числе (рос-вырос, цветёт-зацветёт-расцветёт)
  7. Обучение детей образованию глаголов от прилагательного (Зелёный –зеленеет. Мать-и-мачеха желтеет. Подснежник белеет.)
  8. Подбирать прилагательные к существительному (весенний, нежный, хрупкий и т.д.), в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  9. Закрепление умения согласовывать числительные с существительными и включать эти сочетания в предложения.
  10. Упражнение в составлении предложений разных конструкций ( с предлогами в, к, на, за, от и др.),с использованием глаголов хочу, хотят ( Я хочу собрать букет цветов для своей мамы),с использованием союза потому-что ( Цветы вырастают весной, потому-что становится тепло и тает снег.)
  11. Составление предложений по опорным словам.
  12. Развитие разговорно-описательной речи
  13. Составление предложений и рассказов из собственного опыта.

Приложение 4

Развитие разговорно-описательной речи

  1. Развитие образности речи, учить эмоционально описывать цветы, передавая интонацию конца Чтение рассказа «Подснежники» По И. Соколову-Микитову.(Пересказ, ответы на вопросы)
  2. Развитие  логического мышления детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы (сравнивать между собой цветы),устанавливать зависимость их жизни от времени года и погоды), исключать четвёртый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  3. Продолжать упражнять в составлении предложений разной конструкции по наблюдениям, в объединении их в рассказ-описание.
  4. Продолжать упражнять в составлении загадок о цветах и умении обосновать свою отгадку.
  5. Учить рассказывать стихи ,диалоги, загадки, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.

Приложение 5

Конспект-занятия по теме: «Цветы. Первоцветы Кузбасса» в подготовительной  группе.

Цели и задачи:

Расширение и уточнение словаря по теме «Цветы. Первоцветы Кузбасса».

 Совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря по теме, учить исполнять роли в соответствии с образом. 

Учить составлять рассказы-описания о цветах.

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания, памяти, тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, доброжелательности в игре и на занятии.

Создавать эмоциональный положительный фон.

Продолжать учить видеть красоту природы.

 Воспитывать бережное отношение к творениям природы.

Оборудование:

Картинки первоцветов (подснежник, пролеска, фиалка, ландыш, одуванчик, примула, медуница); шапочки для инсценировки  ноутбук;  цветные карандаши.

Предварительная работа: заучивание загадок, рассказов и инсценировки о первоцветах, рассматривание цветов в альбоме.

Ход занятия.

1.Организационный момент. (Речь с движением)

Улыбаются все люди

Весна, весна! (хлопки в ладоши)

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна (повороты туловища в стороны)

По лугу, лесу и полянке

Идёт, идёт, идёт (шагают)

На солнышке скорей погреться

Зовёт, зовёт, зовёт (зовут к себе)

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит (щёлкают пальцами)

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит (потирают руки)

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов (делают «цветок»)

И всё живое сразу слышит

Весенний зов (сжимают и разжимают кулачки).

Воспитатель: Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету. Чуть запахло весной, и появились первые цветы.

Первые весенние цветы радуют нас своей красотой и тонким ароматом.

Пальчиковая гимнастика "Фиалка".

На солнечной опушке                  Дети стоят.

Фиалка расцвела –                        Руками изображают цветок.

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.                       Цветок над головой.

В траве она хоронится                 Взмахом рук показывают вниз.

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится           Наклоняются и «берут цветочек».

И бережно возьмет.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Весна). Назовите весенние месяцы.

Дети:

март

апрель

май

 Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Встреча с весенними цветами. Как называются цветы, которые зацветают первыми?

Дети: Они называются первоцветы.

Воспитатель: Посмотрите на полянку, какие первоцветы вы сейчас видите. Подойдите к этим цветам (дети смотрят изображения па мультимедийной доске)

Дети загадывают загадки:

1.Из под снега вырастают

 Раньше всех весну встречают.

 (Подснежники)..

2.У реки на лугу

Босиком на снегу,

Первые цветочки –

 Желтые глазочки.

 (Мать - и - мачеха).

3.Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко,

Пусть дорожку до зари

Освещают фонари:

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

(Ландыш).

 4.Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом,

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек. (Одуванчик)

 Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.

«Букет»

Воспитатель:

Ходим, ходим по лужку,                           Дети двигаются по кругу,

Собираем по цветку.                                  в центре ребенок с букетом.

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет!

Кто же, кто же, кто готов

Получить букет цветов?

И не ты, и не ты –

Вот кому мои цветы!                                Отдают букет другому ребенку.

  Воспитатель: Я предлагаю вам понюхать цветы. Понюхаем. Аромат цветов вдыхаем.  Вдох носом. Выдох ртом с произнесением «Ах, как чудно пахнет цветок».

 Воспитатель: Цветы перепутались. Помогите их разобрать. На экране разные цветы. Вам надо назвать лишний цветок и объяснить, почему он лишний.

 Электронная игра «Четвертый лишний»

•        Подснежник, фиалка, крокус, роза.

•        Колокольчик, медуница, примула, ландыш.

•        Пролеска, астра, одуванчик, подснежник.

•        Фиалка, пролеска, пион, ландыш.

•        Мак, подснежник, медуница, крокус.

  Воспитатель: Я вам буду называть цветы, а вы мне говорите ласково.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цветок –

Подснежник –

Пролеска –

Фиалка –

Примула –

Медуница –

 Воспитатель: Ребята, кто правильно ответит на вопрос.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Ранние  цветки –

Холодно –

Солнечно –

Расцвел цветок –

Большой цветок –

Мягкая земля.

 Воспитатель: Каждый цветок красив по отдельности.

Упражнение «Цветок».

Вырос цветок на весенней полянке,         Дети соединяют неплотно ладони

Нежную голову робко поднял.                  и поднимают их перед собой.

Ветер подул – он качнулся неловко,        Покачивают ладонями медленно,

Он испугался, затрепетал.                         быстро.

Ветер бутоны качает упрямо,                     Наклоняют ладони соответственно

Вперед и назад, налево, направо.              вперед, назад, влево, вправо.

 

Воспитатель: Мы с вами назвали весенние цветы. Постарайтесь описать весенний цветок.

 (На экране появляется подснежник).

Это подснежник. Подснежник – растет под снегом. Это цветок появляется ранней весной. У подснежника светло-зеленый стебелек с бутонами. Цветы белоснежно-голубоватого цвета. Подснежники первыми выходят из-под снега. Расцветают они, когда на деревьях еще нет листьев.

(На экране появляется медуница)

Это медуница. Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром. Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.

(На экране появляется ландыш)

Это ландыш. Ландыши растут в тени деревьев. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Ландыши расцветают в мае. У ландыша очень нежный запах. Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство. Ландыши – полезные лекарственные растения.

(На экране появляется фиалка)

Это фиалка. Фиалка – расцветает в середине мая. Фиалки растут под деревьями и кустами. Название фиалка произошло от названия цвета лепестков. Лепестки фиолетовые – цветок называется фиалка. Фиалку используют в медицине для приготовления лекарств. Некоторые виды фиалок обладают нежным запахом.

(На экране появляется одуванчик)

Это одуванчик. Одуванчик – расцветает в мае. Ярко-желтые, мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху длинного стебля – цветоноса. На этом стебле нет листиков. Растут одуванчики в огородах и садах, вблизи домов, по обочинам дорог, на лугах и полянах. Одуванчик – лекарственное растение.

(На экране появляется примула)

Это примула. Цветение  наступает ранней весной. Светло-зеленые или ярко-зеленые листья. Ароматные цветки. Цветы примула могут быть желтым, розовым, белым, красным цветом.

Воспитатель: Действительно, весной появляется много красивых, ароматных цветов.

Воспитатель: Ребята, волшебница весна, передала для вас эти замечательные цветы, срисуйте их.

Окончание занятия. Воспитатель предлагает вспомнить, чем они занимались на занятии. Оценивается деятельность каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной познавательно-развивающей НОД "Курочка Рябушечка в гости к нам пришла"

Занятие построено на образно-игровой основе,носит познавательно-развивающий характер,с использованием детского экспериментирования....

Конспект интерактивной познавательно-развивающей игры воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста "Осенние листочки" с использованием инновационной технологии И.А.Лыковой "Живой натюрморт".

Перед занятием была проведена большая методическая работа по закреплению знаний детей о птицах, насекомых, цветах,которые дети видели летом , а так же о животных,  живущих в лесу. Посмотрите, что...

Познавательно-развивающее занятие с детьми старшей группы "Осень"

Познавательно-развивающее  занятие р азработано по стандартам ФГОС ДО для детей 5-6лет. Рекомендуется для педагогов-психологов и воспитателей....

Авторское познавательно — развивающее пособие «Чудо – книжка»

В данном авторском познавательно – развивающем пособии, представлены элементы из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в ...

Блок познавательно - развивающих занятий для старших дошкольников «Истории учиться всегда пригодится».

В представленном материале содержатся выдержки из проекта «Истории учиться всегда пригодится», а именно: блок познавательно-развивающих занятий (состоящий из трех частей) по обозначенным проблемам.Осо...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...